Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы Духовная жизнь 20 30 годов

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, - «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых - нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм - а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом - вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда - это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова - «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева - «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература - книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Духовная жизнь в 30-е годы.

Развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм., советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.

Развитие образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева – «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература – книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Духовная жизнь СССР в 30-е годы. П

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, Культурная революция в СССР - литературы, искусства под партийным контролем. коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско- ленинских оценок происходивших событий и явлений.

образование К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу. В 1925г. - секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 года - Нарком Просвещения РСФСР. По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Наука. «все науки носят политический характер…» Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно- исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;  С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводник ов. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире

С.И.Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР. ИИ горь ВасиИльевич КурчаИтов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР. Л. И. Мандельштам совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

Н.И.ВАВИЛОВ – Т.Д. ЛЫСЕНКО Борьба в биологическ ой науке Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

1938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)» ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ВЛАСТЬ УДЕЛЯЛА ИСТОРИИ Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.образование К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;Наука. «все науки носят политический характер…» Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,Слайд 9В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

нужно сократить,оставив самое главное культурно духовная жизнь независимого казахстана Приобретение независимости

Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом Президента 1997 года - Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 года - Годом единства народов и национальной истории,

1999 года - Годом единства и преемственности поколений - способствовало переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания.

В сентябре-октябре 1992 года прошел Всемирный Курултай казахов, в нём приняли участие представители казахской диаспоры из 13 стран Азии, Европы, Америки. На Курултае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укрепления единства казахского народа. На Курултае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.Назарбаев. Участники Курултая приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира, к казахскому народу.

В 1995 году правительство Казахстана одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки.

Знаменательным событием в конце XX века в духовной жизни народа Казахстана стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова, К.Сатпасва, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всём мире.

По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 года Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в общественное объединение.

Народный писатель Казахстана Олжас Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», в котором исследуются закономерности развития языка на примере распространённых мировых и национальных языков. Далеко за пределами Казахстана стала известна книга видного поэта Мухтара Шаханова «Заблуждение». Наибольший интерес у читателей вызвал роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона. Новая опера композитора Е.Рахмадиева «Абылай хан» была признана как достижение данного жанра.

В 1999 году парламент республики принял в новой редакции Закон РК «Об образовании». В 2004 году была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года, в которой предусматривается введение 12-летнего среднего образования.

Одним из важнейших событий в жизни казахстанского общества на пороге XXI века стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. В сентябре 1995 года был подписан Указ Президента, в котором столицей стала Акмола. До переезда правительства и парламента в новую столицу город Алматы сохранял статус столицы. В 1997 году столица переехала в Акмолу. В июне 1998 года состоялась торжественная презентация новой столицы Астаны.

По результатам референдума 1995 года полномочия Президента Н.Назарбаева были продлены до 2000 года.

В 1999 году в Казахстане прошла всенародная перепись населения. Это важное политическое мероприятие было объявлено как соответствующее рекомендациям статистической комиссии ООН и методикам подсчёта, принятым в международной практике.

В 2001 на политическом горизонте Казахстана появилось общественное движение «Демократический выбор Казахстана». Позднее из движения образовалось две партии: Демократическая партия Казахстана «Акжол» и Народная партия «Демократический выбор Казахстана», составившие оппозиционное крыло политического фронта перед выборами в Мажилис.

В конце 1997 года Президент познакомил народ со своей стратегией развития Казахстана до 2030 года. Стратегия - это искусство планирования руководства, основанного на перспективных прогнозах. Для осуществления стратегии необходимо правильное определение приоритетных целей. В стратегии «Казахстан-2030» определены семь приоритетов развития республики. Ключевые слова Послания: процветание, безопасность, улучшение благосостояния.

Тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Что было одним из результатов культурной революции 1920- 1930-х гг.?

1) утверждение социалистического реализма в качестве официального художественного метода
2) усиление роли религии в духовном воспитании трудя­щихся
3) утверждение свободы творчества
4) переход к всеобщему высшему образованию

2. Кто из перечисленных деятелей советской культуры был кинорежиссером, создателем популярных советских коме­дий — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»?

1) Г.В. Александров
2) К.С. Мельников
3) И.С. Козловский
4) А.А. Дейнеко

3. Какая наука подверглась в 1930-х гг. гонениям и была про­возглашена «буржуазной наукой»?

1) астрономия
2) физика
3) химия
4) генетика

4. Культурная революция 1920- 1930-х гг. характеризуется

1) бережным отношением к национальным культурным традициям
2) ликвидацией цензурных ограничений
3) борьбой за ликвидацию неграмотности
4) отказом от государственного и партийного руководства культурой

1) К.И. Чуковский
2) А.Т. Твардовский
3) М.А. Шолохов
4) И.О. Дунаевский

6. В 1930-х гг. М.А. Булгаковым был создан воссоздающий Москву времен нэпа роман

1) Разгром
2) Котлован
3) Жизнь Клима Самгина
4) Мастер и Маргарита

7.

А) А.А. Дейнеко
Б) С.С. Прокофьев
В) Л.П. Орлова

Сферы деятельности

1) живопись
2) кино
3) поэзия
4) музыка

2 вариант

1. Кто из перечисленных деятелей науки был физиком, изу­чавшим физику кристаллов и полупроводников?

1) Н.И. Вавилов
2) А.Ф. Иоффе
3) С.В. Лебедев
4) Н.Д. Зелинский

2. Что из названного относится к результатам государствен­ной политики СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой ин­формации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

3. Какое из перечисленных произведений живописи принадлежит советскому художнику А.А. Дейнеке?

1) Черный квадрат
2) Купание красного коня
3) Будущие летчики
4) Богатыри

4. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.?

1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании насе­ления
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры

5. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изо­бражать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?

1) критический реализм
2) революционный конструктивизм
3) пролетарский авангардизм
4) социалистический реализм

6. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?

1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

7. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) братья Васильевы
Б) Д.Д. Шостакович
В) М.А. Шолохов

Сферы деятельности

1) музыка
2) литература
3) кино режиссура
4) живопись

Ответы на тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века
1 вариант
1-1
2-1
3-4
4-3
5-4
6-4
7-142
2 вариант
1-2
2-2
3-3
4-1
5-4
6-1
7-312