Фаянсовая посуда. Как отличить фарфор от подделки Чем керамика отличается от фаянса
Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.
Разбираемся с формулировками
От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.
По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.
Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.
К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.
Общие признаки и свойства
– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.
Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.
Китай – родина фарфора
Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.
На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.
Различие в химическом составе и правилах обжига
Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.
Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.
Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.
Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.
Служит безотказно уже тысячи лет
Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.
История возникновения фаянса
В итальянском регионе Тоскана есть город, известный всему миру своими фаянсовыми изделиями . Город с населением 50 тыс. человек по-итальянски так и называется — Фаэнца(Faenza), что по-русски означает Фаянс . Более полусотни мастеров, получивших образование и профессию в местном Институте керамического искусства, производят в городе художественные изделия из керамики.
Производство керамических изделий восходит здесь к XIV столетию. К началу 1900-х годов слава города облетела уже многие страны, и в 1908-м в Фаэнце был торжественно открыт Международный керамического искусства, в котором помимо местных мастеров представлены произведения художников-керамистов из других областей Италии и из стран Европы и мира.
Как отметил, выступая в местном муниципалитете, мэр Фаэнцы Пальмиро Ди Мариа, в этом музее собраны керамические изделия всемирного значения, и музей является главным центром культурной деятельности города.
Изделия керамистов Фаэнцы отличаются большим разнообразием и по форме, и по материалу. В музее они выставляют лишь наиболее удачные образцы своей продукции, принося их из своих мастерских, в которых работают как по собственному вдохновению, так и по заказам, поступающим от горожан и от посетителей города, приезжающих сюда из многих стран мира. В музее выставлены также современные керамические изделия, выполненные Пикассо, Матиссом, Шагалом, Кокто, Лежё и другими знаменитыми художниками.
История керамических росписей
История керамических росписей в Фаэнце восходит к любовным приключениям в XV веке главы этого города Галеотто Манфреди. Глава Флоренции Лоренцо Медичи для установления добрых отношений между Фаэнцей, которая административно входила в тогдашнюю территорию Тосканской области, и Болоньей решил примирить эти два города, выдав дочь главы Болоньи Франческу за Галеотто Манфреди.
Но у этого синьора была любовница, некая Кассандра Павоне, дочь нотариуса из Феррары, и молодой супруг не был намерен отказываться от ее амурных услуг после женитьбы Он привез ее в Фаэнцу и поместил в местный монастырь, в отдельную келью, под именем сестра Бенедетта.
Любовная связь с ней молодого мужа довела Франческу до умопомрачения, и однажды, 31 марта 1488 года, она в припадке отчаяния собственноручно лишила его жизни. История убийства Галеотто Манфреди стала достоянием городских масс, которые встали на сторону убитого и его любовницы.
Все это могло бы остаться в анналах истории, но фамилия любовницы Галеотто была, как сказано, Павоне, а по-итальянски это означает «павлин». С тех пор павлиний хвост и павлиньи перья стали в Фаэнце одним из традиционных керамических изделий.
При входе в Международный музей керамики в Фаэнце открыт для бесплатного посещения зал мастерских керамического искусства. Экспозиция всех мастерских, участвующих в проекте (а их, как уже было сказано, более 50), позволяет дать разнообразное представление о керамическом производстве в Фаэнце.
В основе фаянса лежит пластическая с примесью мелкого песка, гипса и мела. Стенки такой посуды, в отличие от фарфоровой, полностью непрозрачны, более толсты и абсолютно «немузыкальны». Но фаянс хорошо сдерживает тепло и не реагирует на кислоты.
Название Фаэнца (Фаянс
) постепенно распространилось на обозначение вообще всех итальянских изделий из этой разновидности белой глины. Они различаются по сложности изготовления. Наиболее простые хозяйственная утварь: кружки, умывальники, посуда для повседневного использования — делаются из поливного фаянса
на гончарных станках.
Вручную лепятся посудные ручки, носики для чайников и различные . После предварительного обжига изделие становится более твердым. Но требуется вторичный обжиг, и изделие становится дороже.
Вазы, блюда, художественная посуда и другие украшения из легкоплавкой глинистой массы фаянса отличаются от прочих изделий (изразцов, черепицы, облицовочной плитки) только тщательностью и художественным характером обработки.
Главное внимание обращается на изящество формы с последующим наложением цветных и белых рисунков и окончательной отделкой кистью. Этот способ в Италии называется пастильяджо (pastigliaggio).
Эмалированный фаянс производился в XVI-XVIII столетиях для столовых сервизов и художественных . В настоящее время он почти не употребляется для столовых сервизов и производится только как подобие старых итальянских фаэнцам для различных украшений и для выделки цветных и белых изразцов.
Способ этот не допускает исправления рисунка, потому что при любом касании кисти краска моментально впитывается, поэтому требуется большой навык и уверенность в знании рисунка. Неудобство этой живописи вознаграждается прочностью окраски и мягкостью полученного рисунка.
Окрашивания по обожженной поливе зародилось в XVIII столетии, и этот способ вследствие удобства при раскраске посуды вошел во всеобщее употребление.
Посетители зала мастерских керамического искусства при Международном музее керамического искусства в Фаэнце могут ознакомиться с образцами изделий местных мастеров и даже заказать копии понравившихся им предметов.
Но культурная жизнь Фаэнцы не ограничивается экспозициями музея керамики. В городе интенсивно развивается культурная жизнь благодаря присутствию многочисленных туристов из различных стран. Работают два театра — театр Мазини и Дом Театра (Casa del Teatro).
Открыт художественный музей Pinacoteca, в котором представлены произведения не только местных художников, но и таких авторов, как Донателло, Пальмедзано, Досси и др.
Наиболее представительные выставки провинции, например Сельскохозяйственная ярмарка, располагаются в Провинциальном ярмарочном центре. Коммунальная библиотека насчитывает 400 тыс. томов. Во Дворце экспозиций размещаются наиболее престижные выставки искусства и культуры.
Но внимание посетителей из других стран не могут не привлечь такие объекты, как кафедральный собор XV века на площади Свободы (Piazza della Liberta), а за ним — Дворец епископа, построенный в XII веке. Во дворце Подеста, бывшем помещении коммунальной магистратуры, открыт зал многофункциональной культуры.
В палаццо Мильцетти, одном из архитектурных зданий эпохи итальянской неоклассики (1792-1805), представлены наиболее эксклюзивные образцы темперной живописи, В Государственном архиве можно увидеть такой старинный документ, как пергамент 979 гида. Город Фаэнца живет активной культурной жизнью.
Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?
Фарфор
Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.
Фарфоровая статуэтка
Фаянс
А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.
Фаянсовая посуда
Отличия
В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.
Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.
Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.
Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.
Выводы сайт
- Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
- Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
- Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
- Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
- Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.
Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.
На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.
Из чего изготавливают фаянс
Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.
Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.
Существуют такие виды фаянса:
1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.
2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.
3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.
4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.
Преимущества керамической фаянсовой посуды
- предметы из фаянса имеют доступную цену;
- благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
- из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
- верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
- такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;
Уход и хранение столовой фаянсовой посуды
Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.
(франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) - разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.).Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи - прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.
Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта ("египетский фаянс")
Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами (турецкие полуфаянсы).
Изделия из керамики, стекла
, люстрирование - традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI-XII вв. в Испанию (см. испано-мавританское искусство), а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы. Название "майолика" появилось в результате искажения слова Майорка - острова в западной части Средиземного моря, через который осуществляли ввоз испанской керамики в Италию.
В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца . Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами ". Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских. В Руане в 1537-1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен.
Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II» (см. Сен-Поршера фаянсы).
Между изделиями из фаянса и фарфора
не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору. Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору.
Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIii в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс ", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже , Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир (см. также глино-каменные массы; "тофтовские фаянсы").
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIii-XIX в. в подмосковной Гжели (см. гжельская керамика), в г. Скопи́не Рязанской губернии (см. скопинская керамика).
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом" (см. эмаль).
Каталог французской фаянсовой посуды Gien -