Годы правления царя михаила федоровича. Правление Михаила Фёдоровича

Романов Михаил Федорович - (1596-1645) - первый русский царь династии Романовых (1613-1917).

Родился 12 июля 1596 в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее - инокиня Марфа). Первые годы жил в Москве, в 1601 вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова, будучи племянником царю Федору Ивановичу. Жил в ссылке, с 1608 вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612, освобождённый ополчением Д.Пожарского и К.Минина, уехал в Кострому.

Если грабежи и убийства не уймутся, то какой от Бога милости надеяться? (перед венчанием на царство)

Романов Михаил Федорович

21 февраля 1613 в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Кандидатура Михаила возникла из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей, она устраивала служилое дворянство, которое старалось воспрепятствовать аристократии (боярству) в стремлении установить в России монархию по польскому образцу.

Романовы были одним из знатнейших родов, юный возраст Михаила также устраивал московское боярство: «Миша-де молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден» - говорили в Думе, надеясь, что хотя бы поначалу, все вопросы будут решаться «по совету» с Думой. Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом. Он должен был стать символом возвращения к порядку, покою и старине («любяше и миловаше их вся, подаваше им, яко они прошаху»).

13 марта 1613 послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Узнав об этом, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

11 июня 1613 Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня. Царь дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому). По иным данным, такой записи Михаил не давал и в дальнейшем, начать править самодержавно, никаких обещаний не нарушил.

Первое время от имени Михаила правили мать царя и бояре Салтыковы. В 1619 фактическим правителем страны стал возвратившийся из польского плена и избранный патриархом отец царя, митрополит Филарет. С 1619 по 1633 он официально носил титул «великого государя». В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Однако из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, набеги продолжались.

Россия в конце 1610-х была в политической изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана безуспешная попытка женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, мать с боярами женили Михаила на Марии Долгоруковой (?-1625), но брак оказался бездетным. Второй брак 1625, с Евдокией Стрешневой (1608-1645), принес Михаилу 7 дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и 2 сыновей, старшего Алексея Михайловича (1629-1676, царствовал 1645-1676) и младшего, умершего во младенчестве Василия.

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из рода Романовых. Правил Московским царством с 1613 по 1645 годы. Сами Романовы представляли собой древнейший род московских бояр. Известны с первой половины XIV века. Но вначале они именовались Захарьины-Юрьевы. Из этого рода вышла первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия. Её почитали за доброту, кротость, а в народе любовно называли Голубицей.

Первым фамилию Романов взял также выходец из этого боярского рода патриарх Филарет в честь своего деда Романа. Михаил приходился Филарету сыном. В тяжёлые годы Смутного времени будущий царь оказался в ссылке вместе со своими дядьями, отцом и матерью по повелению Бориса Годунова . Затем представители опального рода вернулись в Москву. В 1612 году мальчик поселился вместе с матерью Ксенией Ивановной в селе Домнине под Галичем, где находилась родовая вотчина.

Однако вскоре судьба юноши резко изменилась В Москве состоялся Земский собор, на котором молодого Михаила 21 февраля 1613 года избрали на царство. Узнав об этом, поляки послали под Галич отряд, чтобы он пленил нового царя. Проводником у отряда стал крестьянин Иван Сусанин. Его польские захватчики встретили на пути к селу Домнино и потребовали, чтобы тот показал дорогу.

Иван Сусанин и поляки

Сусанин послал к Романовым своего зятя, чтобы тот предупредил об опасности, а сам повёл польский отряд совсем в другую сторону. Он завёл врагов в лесную чащу и был ими изрублен. Но своим подвигом простой крестьянин спас для России будущего государя и основателя новой династии.

Оповещённые об опасности Ксения Ивановна с сыном Михаилом укрылись в Ипатьевском монастыре, находящемся в городе Костроме. Именно туда и прибыли представители Земского собора. 14 марта 1613 года они торжественно объявили Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. А Ипатьевский монастырь с тех времён стал считаться колыбелью дома Романовых. В нём в 1913 году торжественно отметили 300-летие великой династии.

Царствование Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

Торжественное венчание на царство прошло в Успенском соборе города Москвы 11 июня 1613 года . На голову юного государя возложили шапку Мономаха, и он стал полновластным правителем земли русской. Но с учётом юных лет молодой царь правил не самостоятельно. Реальная власть оказалась в руках у Ксении Ивановны (инокиня Марфа) и её родни.

В 1619 году из польского плена вернулся отец молодого государя патриарх Филарет (Фёдор Романов). Когда он въезжал в Москву, сын встретил отца, стоя на коленях у городских ворот. Филарет представлял собой сильного и волевого человека. Он прожил тяжёлую, полную испытаний жизнь, поэтому опыта ему было не занимать. До самой своей смерти в 1633 году он правил вместе с сыном и носил титул Великий государь.

Когда патриарх Филарет въехал в Москву,
Михаил встретил отца, стоя на коленях

Задачи перед Романовыми стояли чрезвычайно сложные. После Смутного времени страна была бедна и беззащитна перед многочисленными врагами. Поэтому во главу угла Филарет поставил умение договариваться со своими подданными и иностранными государствами. Но прежде всего патриарх решил упрочить положение новой династии. А для этого нужно было срочно женить Михаила, чтобы появились наследники.

Вокруг выбора невесты при царском дворе всегда кипела борьба, так как родственники царицы получали высокие должности и материальные блага. В невестах у молодого царя долгое время числилась Марья Хлопова. Однако однажды девушка переела сладостей и заболела. Её тут же оговорили перед женихом, сказав ему, что Марья неизлечимо больна. Михаил сразу же отказался от невесты.

Из множества молодых девушек он выбрал Марью Долгорукую. Но вскоре новая невеста умерла. По всей видимости её отравили из зависти. Тогда завидный жених выбрал новую невесту. Ею стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Она была красивой девушкой, но происходила из незнатного дворянского рода.

Жена Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Свадьбу сыграли в 1626 году. Царица родила государю 10 детей. Из них шестеро умерли младенцами. До зрелых лет дожили 3 дочери и 1 сын Алексей. Именно он и стал вторым царём из рода Романовых после смерти отца в 1645 году.

Что касается политической деятельности то царь Михаил Фёдорович Романов сумел преодолеть тяжёлые последствия Смутного времени и восстановил нормальные хозяйство и торговлю в стране .

В 1617 году по Столбовскому миру была прекращена война со Швецией. Россия получила обратно земли Великого Новгорода.

В 1634 году был заключён Поляновский мир с Речью Посполитой и возобновились отношения с западными державами. В Москве опять разместились иностранные посольства.

Была восстановлена деятельность приказов и налажен сбор налогов, что имело огромное значение для государственной казны. Местным властям удалось уничтожить шайки разбойников, которых образовалось очень много ещё во времена Смутного времени.

Монеты, имевшие хождение при Михаиле Фёдоровиче Романове

В начале 30-х годов была реформирована армия. Появились солдатские, рейтарские и драгунские полки. Под Тулой построили оружейные заводы, начало активно развиваться чугуноплавильное производство.

На территории Москвы бала основана Немецкая слобода. В ней начали селиться иностранные специалисты. По прошествию столетия эти люди сыграли большую роль в реформах последнего московского царя и первого императора Российского государства Петра I .

Первый царь династии Романовых скончался 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет. Предполагается, что он умер от брюшинной водянки. А через месяц умерла и царица Евдокия. На престол вступил новый царь Алексей Михайлович Романов .

Алексей Стариков

Об этом царе Россия вспоминает нечасто. По существу – раз в сто лет, когда отмечаются юбилеи династии Романовых.

Итак, 21 февраля (как считается по новому стилю – 3 марта) Земский собор избирает нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Избраннику было шестнадцать лет. Царствовать ему довелось долго, как в сказке – тридцать лет и три года. То были трудные годы повторного укрепления Московского государства. Та Святая Русь, которую мы знаем по фольклору – с теремами, храмами, с торжественным царским и боярским облачением – это как раз эпоха первых Романовых, Михаила и Алексея. Московская эстетика стала для нашей страны классической, заветной.

Пышное облачение Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича надели на безусого молодого человека, несколько растерянного…

Робость, нерешительность, столь естественная для юноши, оказалась своевременной для политической реальности. В годы преодоления смуты излишние амбиции государя непременно пошли бы во вред. Иногда нужно уметь, стиснув зубы, сдавать позиции, сдерживая гордость и честолюбие. Русь получила такого царя, который не мог навредить государству, приходящему в себя после смуты.

Считается, что в первые годы царствования Михаил Фёдорович пребывал под влиянием матери – властной инокини Марфы.

Царь действительно на удивление редко демонстрировал своенравие, а компромиссы давались ему, на первый взгляд, легко. Историк Николай Костомаров сетовал, что вокруг молодого царя не было ярких личностей – сплошь ограниченные неучи. «Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать». Ну, у Костомарова оптика извечно уничижительная по отношению к Руси. Из его сочинений невозможно понять – как такое варварское государство выстояло и усилилось?

А ведь царь Михаил начал править в отчаянном положении: казна расхищена, города разорены. С чего взимать подати? Чем кормить войско? Собор признал необходимость экстренного (помимо податей) сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же — по 120 рублей с сохи. Этот обременительный для народа маневр за годы правления Михаила пришлось повторять ещё дважды. И, хотя народ потихоньку обогащался, всякий раз денег в казну приходило меньше. По-видимому, состоятельные люди наловчились прятаться от этого убийственного налога.

Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича"

В 1620 году правительство разослало грамоты, в которых под страхом жесткого наказания запрещало воеводам и приказным людям брать взятки, а городским и уездным жителям давать их. Своевременная мера!

Всячески пытался царь поддерживать русских деловых людей, смело вводил протекционные меры. Но русское купечество за годы войн обнищало: для больших проектов пришлось приглашать иностранцев. Голландский купец Виниус устроил подле Тулы заводы для литья пушек, ядер и выделывания разных других вещей из железа. Правительство строго следило, чтобы иностранцы не скрывали от русских секретов мастерства. Нравы при этом сохранялись строгие: скажем, за употребление табаку резали носы – совсем, как в наше время. При царе Михаиле вызывали из-за границы не одних ратных людей, не одних мастеров и заводчиков: понадобились люди ученые, и в 1639 году вызван был в Москву известный ученый голштинец Адам Олеарий – астроном, географ и геометр.

В личной жизни молодой царь считал за благо подчиняться матери – и напрасно… Это трагически проявилось в истории его несостоявшейся женитьбы с Марией Хлоповой, которую Михаил любил, но дважды расстроил свадьбу, поддавшись интригам родственников. Марфа нашла сыну более подходящую, как ей казалось, невесту – Марию Долгорукую. Но та смертельно заболела через неделю после свадьбы – и в этом увидели Божью кару за жестокую обиды, нанесённую безвинной Хлоповой…

В 1619-м году на Русь из польского плена вернулся Филарет (Фёдор) Романов – патриарх и «великий государь». Он стал соправителем сына – и возрождение Руси после смуты было в значительной степени заслугой патриарха Филарета.

Как ни был миролюбив юный Михаил, но войны Русь вела беспрестанно. Нужно было и шведов утихомирить, и разбушевавшееся казачество успокоить, и Смоленск вернуть у поляков.

Сперва против поляков были посланы войска под руководством Д. М. Черкасского, против шведов под Новгород направился Д. Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань, против Заруцкого - И. Н. Одоевский. Главную задачу решить не удалось: Смоленск так и остался во власти поляков.

У самого Михаила душа не лежала к ратным подвигам. Зато, подобно царю Феодору Иоанновичу, он ежедневно посещал богослужения, несколько рад в год ездил на богомолье, объезжал монастыри, участвовал в публичных церковных церемониях.

Английский король взял на себя роль посредника в переговорах России со Швецией, и в феврале 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор. По нему Россия теряла все балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получала назад исконно русские земли, в том числе и Новгород – жизненно важный для царства.

При этом, когда англичане обратились к Михаилу с просьбой разрешить ездить через территорию России в Персию для торговли, он, посовещавшись с торговыми людьми, ответил отказом… Выплачивать пошлину англичане не хотели: и у царя хватило выдержки, чтобы проявить непреклонность. Торговля с Персией интересовала и французов, и голландцев. Французские послы обратились к Михаилу Фёдоровичу с таким предложением:

«Царское величество начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик, король французский, начальник в южной стране, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы убудет; император немецкий с польским королем заодно — так царю надобно быть заодно с королем французским. Король французский и царское величество везде славны, других таких великих и сильных государей нет, подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы; что хотят, «то и делают, что есть дешевых товаров скупят в испанской земле да и продают русским дорогой ценой, а французы будут продавать все дешево».

Несмотря на эти хорошо сформулированные посулы, бояре отказали послу в персидской торговле, заметив, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов.

Такой же отказ получили голландские и датские послы. Такова была политика царя Михаила.

Продолжалось освоение Сибири. В 1618-м году русские люди дошли до Енисея и основали будущий Красноярск. В богатевшем Тобольске в 1622 году была учреждена архиепископия.

В 1637-м году казаки под руководством атамана Михаила Татаринова захватили Азов – стратегически важную турецкую крепость в устье Дона. Казаков было изначально всего три тысячи человек при четырех фальконетах (разновидность малокалиберной пушки), в то время, как гарнизон Азова насчитывал четыре тысячи янычар, имел мощную артиллерию, большие запасы продовольствия, пороха и прочего, необходимого для длительной обороны. После двухмесячной осады казаки, числом немногим более трех тысяч, пошли на приступ и штурмом овладели крепостью, полностью уничтожив турецкий гарнизон.

Казаки быстро обосновались в Азове, восстановили постройки, организовали оборону крепости, а в Москву направили послов бить челом Государю всея Руси и просить Его принять Азов-град под свою высокую руку.

Но Москва не спешила радоваться: взятие Азова неизбежно вело к войне с Турцией, которая в то время была самым мощным государством в мире. „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”, — таков был царский ответ.

Несомненно, для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”.

На требование турецких послов вернуть Азов Михаил Федорович ответил, что казаки, это хоть и русские люди, но вольные, ему не подчиняются, и власти над ними у него нет, и, если султан захочет, то пусть сам их накажет, как сможет. С 24 июня 1641 года по 26 сентября 1642 года, то есть, больше года осаждали турки Азов. Десятки тысяч турок нашли под Азовом свой конец. Обессилев от отчаянных попыток одолеть казаков, они сняли осаду и убрались восвояси.

На Земском соборе выборные люди выразили намерение принять Азов. Но решающее слово осталось за политической элитой и, конечно, за самодержцем.

И всё-таки царь Михаил Федорович, желая избежать войны с Турцией, вынужден был отдать славную крепость. Царь послал 30 апреля 1642 года казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания, не оставили камня на камне и с высоко поднятыми головами отступили. Когда громадное турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, - ссоры из-за них никакой не хочет».

На что только ни шёл самодержец, чтобы удержать равновесие в стране, чтобы не ввергнуть царство в кровопролитную войну. Жаль, что страна не могла поддержать подвиг казаков, но, в стратегическом смысле царь не ошибся. А в народной памяти взятие Азова и героическое «сидение» под осадой осталось как самое яркое событие времён царя Михаила. Подвиг!

Новая война с поляками за Смоленск началась в 1632-м году с успехов: двадцать городов сдались войску, которое возглавил Михаил Шеин. В этой армии насчитывалось немало иностранных наемников. Но поляки вскоре пришли в себя и, с помощью крымских орд, деморализовали русское войско. Длительную осаду войско не выдержало: начались болезни, дезертирства, кровавые склоки между офицерами – в том числе иностранными. Полякам удалось ударить в тыл, уничтожить обозы в Дорогобуже…

В конце концов Шеину и второму воеводе Измайлову отрубили головы: незадачливых полководцев обвинили в предательстве. На новых переговорах поляки вспомнили о давней присяге русских бояр королю Владиславу… По новому договору поляки отказались от претензий на московский трон. Война ни к чему не привела: Русь отвоевала лишь один город – Серпейск. Правда, в боевых действиях неплохо показали себя полки нового строя – и их формирование было продолжено.

Про царя Михаила Фёдоровича говорили: «Без боярского совету не может делать ничего». События смутного времени привели Русь к осознанию простой истины: невозможно управлять царством в одиночку. Вот первый Романов и пробовал насаждать коллективное управление. В первую очередь – с помощью бояр. Но и о дворянах, и о торговых людях он не забывал. И Земской собор собирал неоднократно… Словом, пытался опираться на подданных, а не держать их в зажатом кулаке.

В третьем браке царь обрёл личное счастье и стал многодетным отцом. Главным событием в его семейной жизни стало рождение наследника – старшего сына Алексея. Жизнь царя проходила в обстановке старорусского двора – своеобразно утончённого.

Во дворце стоял орган с соловьем и кукушкой, певшими своими голосами. Органисту Ансу Луну повелено было научить русских людей делать такие «стременты». Развлекали царя гусляры, скрипачи, сказочники. Любил он посещать зверинец и псаренный двор, заботился о садах.

В апреле 1645 года Михаил Федорович тяжко занемог. Его лечили иностранные лекари. В июне больному стало легче. Наступало 12-е июня, день памяти святого Михаила Малеина и царских именин. Набожный государь хотел отстоять заутреню в Благовещенском соборе, но во время службы с ним сделался обморок, и его на руках отнесли в опочивальню. На следующую ночь, «уразумев свое к Богу отшествие», царь позвал царицу, сына Алексея, патриарха и ближних бояр. Простившись с царицей, он благословил царевича Алексея на царство и, причастившись святых тайн, тихо скончался. Похоронен, как и почти все московские государи, в кремлёвском Архангельском соборе.

Коронация:

Предшественник:

Смутное время (Владислав IV)

Преемник:

Алексей Михайлович

Рождение:

Династия:

Романовы

Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов)

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова)

1-я: Мария Долгорукова

2-я: Евдокия Стрешнева

Алексей, Иоанн, Василий, Ирина, Анна, Татьяна, Пелагея, Мария, Софья

Автограф:

Биография

Избрание на царство

Итоги правления

Брачные планы

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли. В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре близ Костромы.

Избрание на царство

13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одна из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.»

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Федорович был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету - «Вестовые письма». В 1631-1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году - ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Реорганизация армии (1631-1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Усиление крепостнического гнёта крестьянства.
  • Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет, многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение:"Плоду и чадородию от того порухи не бывает". Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!. Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

Дети

В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:

  1. Ирина Михайловна (22 апреля 1627 - 8 апреля 1679)
  2. Пелагея Михайловна (1628-1629) - умерла в младенчестве
  3. Алексей Михайлович (19 марта 1629 - 29 января 1676) - русский царь
  4. Анна Михайловна (14 июля 1630 - 27 октября 1692)
  5. Марфа Михайловна (1631-1632) - умерла в младенчестве
  6. Иоанн Михайлович (2 (12) июня 1633-10 (20) января 1639) - умер в 6 лет
  7. Софья Михайловна (1634-1636) - умерла в младенчестве
  8. Татьяна Михайловна (5 января 1636, Москва - 24 августа 1706, Москва)
  9. Евдокия Михайловна (1637) - умерла в младенчестве
  10. Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

1. Плач с великим гневом

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже висточниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».

Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда года послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волюсогласились они с решением Великого Собора.14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери.

При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству».

Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа.

Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Так после правления Рюриковичей произошло основание новой правящей династии Романовых. Однако преемственность была соблюдена,так как Михаил был двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Отцом Михаила был Федор Никитич /впоследствии патриарх Филарет/. В 1601 г. Борис Годунов сослал Федора, как претендента на Царский престол в Софийский Антониев монастырь, где он был пострижен в монахи с именем Филарет. Годунов подверг опале и мать Михаила. Он сослал ее в Заонежье, где ее постригли в монахини с именем Марфа. Самого же Михаила вместе с теткой Марфой Никитичной Черкасской Годунов сослал на Белоозеро. Так 4-летний мальчик был разлучен со своими родителями.

Семья соединилась и почти до конца 1608 г. жила вместе. В 1610 г. Филарет был вместе с князем Голицыным послан для переговоров к полякам, но был ими схвачен и 9 лет пробыл в плену.Так Михаил вновь надолго лишился отца. А вскоре и сам вместе с матерью был задержан поляками в московском Кремле. И только благодаря победе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 г они были освобождены из плена и удалились в свою вотчину - село Домнино близ Костромы. Там они часто проживали в Ипатьевском монастыре, молясь за освобождение отца из польского плена.

Весть об избрании Михаила на царство была как для него, так и для его матери совершенно ошеломляющей. И они не только не были готовы к ней, но и внутренне не желали менять свое положение. Однако подчинились Божией воле. Михаил кротко согласился царствовать.

2. Пощенье «всякой твари»

Крайне непросто было отроку дать согласие возложить на свою голову «тяжкую шапку Мономаха». Русь была разорена, Великий Новгород с северо-западными землями захватили шведы. Смоленск и западные земли захватили поляки.Юг подвергался постоянным набегамкрымских татар. Многие отряды вольных казаков, стали заниматься грабежами, разбойничать. Управления Русью практически не было. Казалось, что нет большегосударства русского. Страна лежала в руинах, многие земли не обрабатывались, крестьяне покидали разорённые деревни, многие погибали от голода, налоги не платились, казна была пуста.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого смиренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился вмосковских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленныесвятые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар - дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке онсобрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной.Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали о провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел.

3. Махровые розы из Гамбурга

Став Царем Михаил Фёдорович, в первую очередь, стал налаживать управление государством. Для этого он учредил Приказы (своеобразные государственные советы иведомства). К 1639 году в России числилось целых 14 приказов, которыезанимались как общегосударственными делами (Челобитный, Судный, Пушкарский и т. д.), так делами сословий - Холопий, Стрелецкий. Был даже аптекарский приказ, ведавший лекарями.

Вскоре после восшествия на престол Михаил учредилновые Законы, которыеупорядочили главную хозяйственную деятельность страны - землевладение и землепользование.

Все это привело к бурному экономическому росту. К изумлению всего мира Русь стала полностью обеспечивать себя зерновыми. Представьте только, сколько культур выращивали крестьяне! Рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, овёс. Сеяли лен и коноплю, из которых делали ткани и масло. Бурно развивалось огородничество и садоводство. Иностранцы, приезжавшие в Москву, восхищались русскими садами.Юный Царь Михаил имел большую склонность к разведению садов. Он тратил много денег на приобретение за границей дорогих растений. Гамбургский купец Марселиус, привез для него махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. Вообще виноградарство при Михаиле Федоровиче получило большое развитие. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. В 1630 г. из Астрахани в Москву было отправлено целых 50 бочек своего отечественного вина.

По всей Руси стало развиваться скотоводство. Стада коров, лошадей, овец, коз, исчислялись тысячами! Однако основным продуктом на Руси тогда считалась рыба, и ее ловили и перерабатывали предостаточно.

Всего за десять лет правления Царь Михаил в хозяйственной деятельности достиг невиданных результатов. Уже к 1627 году Русь продавала хлеб за границу тысячами пудов! Его покупали такие «цивилизованные страны», как Дания, Швеция, Англия, Голландия, Голштиния. А в 1632 году к ним присоединилась и Франция.

Для расширения землепользования активно осваивались территории Урала и Западной Сибири. Туда массово направлялись крестьяне и поселялись на высоко плодородных землях в пойме реки Лены. Переселенцам бесплатно выдавались семена. Каждый мог взять ссуды для приобретениясельскохозяйственного инвентаря и лошадей. В 1618 г. русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск.

При Михаиле Федоровиче началось становление русской промышленности. Из-за границы были выписаны квалифицированные специалисты: металлурги, оружейники, рудодобытчики. ПоТулой был основан первый железоделательный завод. На Урале появился доменный завод, железоплавильное и медеплавильное производство. Владельцы заводов получали от Царя льготы, что способствовало развитию промышленности. Наиболее крупными заводчиками при Михаиле Федоровиче были Строгановы.

Развивалась и легкая промышленность - ткачество, выпуск бархата и парчи.Работали швейные мастерские и кожевенные заводы.

Началось изготовление изделий из драгоценных металлов, чеканились монеты, улучшалось ткачество, производились бархатные и парчовые ткани, работали швейные мастерские и кожевенные заводы, печатались книги, выходила газета с новостями.

И это при Царе, который в малолетстве был разлучен с отцом, заточен в монастырь, и жил в страхе смерти, не получив никакого образования! Что здесь сказать? Только Господь мог свершить такие чудеса. Только Он мог помочь 16-летнему отроку решить крайне серьёзные политические и экономические проблемы,порожденные Великой Смутой. Как бы не велика была поддержка правления Михаила его отцом - Патриархом Филаретом - помочь решить те проблемы, которые тогда были на Руси никто, кроме Господа не мог. И Царь Михаил это понимал, потому главным в его деятельности было молитвенное стояние пред Богом, ежедневное участие в церковных богослужениях, паломничества по святым местам.

4. Худой мир лучше войны

Благочестивый Царь Михаил Кроткий, следуя заповеди «блаженны миротворцы», сумел умиротворить на Руси все сословия. Своим смирением и беззлобием он смог объединить всех.

Он не устраивал ни на кого опалы, даже на своего личного врага Бориса Годунова. Внимательно присматриваясь к своему окружению,выбирал в советники дельных, мудрых людей, отличался терпимостью к различным политическим взглядам, выслушивал различные мнения о выходе из кризиса. Для решения сложных политических и экономических проблем Михаил Федоровичсозывал коллективные совещательные органы правления - Боярские Думы и Земские Соборы.

Однако при решении некоторых задач руководствовался личным мнением и применял свою Царскую власть. Так, когда русское посольство, посланное в Крымское ханство, арестовали и заковали в кандалы, Земский собор решил так же поступить и с крымскими послами в Москве. А Боярская Дума настаивала даже на военном вторжении в Крым. Однако Кроткий Царьне стал обострять отношений с Крымом и послал хану дорогие подарки. При этом он указал, что делает это для восстановления дружеских отношений. Миролюбие Кроткого Царя дало свои результаты - отношения с Крымом восстановились, апослы были отпущены.

Царь Михаил, хотя и был Кротким, но не был слабым, малодушным и безвольным. Об этом говорят сохранившиеся документы того времени. Так в грамоте из Троице-Сергиева монастыря он в резкой форме пишет, что если призванные к тому власти не прекратят воровство, грабежи и разбои то он может отказаться от поездки в Москву для восшествия на престол. А в грамоте от 8 апреля 1613 г. он отчитал бояр за то, что они не могут найти средств для обеспечения «служилых и ратных людей».Земскому соборуЦарь Михаил выговаривает за беспорядки в стране. Ни в одном документе первых лет правления Михаила не содержится даже намека на соправительство бояр, напротив, всюду подчеркнуто, что они «холопы», верные слуги и исполнители его воли.

Михаил Федорович был Царь-объединитель, Царь-миротворец. Обладание властью не сделало его деспотом и тираном. Однако Кроткий Царь, когда требовалось, не резко отчитывал нерадивых подданных. Мог принимать и радикальные законы. Например, совершенно запретил в стране табакокурение и жестко регламентировал употребление спиртного. Выпивать разрешалось только четыре недели за год. Эти недели следовали за великими праздниками Пасхи, Дмитриевой субботы, зимнего Николы и на Масленицу. За питие в другое время жестко штрафовали. Нарушители платили немалые по тем временам деньги - два рубля. Кроме того, пьяницу первый раз отводили в «бражную тюрьму». Освободиться из нее можно было только по чьему-либо ходатайству. Если же пьяница попадался во второй раз его снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Злостных же пьяниц по указу Кроткого Царя водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Причем до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». А когда даже такие эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет».

Царь Михаил строго запретил содержать питейные заведения, корчмы на гостиных дворах в крупных торговых городах. Ослушников Кроткий Царь указывал бить кнутом и сажать в тюрьму.

Однако добрых подданных Михаил Фёдорович всячески поддерживал. Благотворил нуждающимся. По свидетельству голштинского советника Адама Олеария, «царь очень благочестив, он не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, обедневшим казна выдаёт пособия».

Во внешних отношениях Царь Михаил Кроткий предпочитал войне «худой, но мир». Поэтому он заключал мирные договора с соседними державами, пусть даже на невыгодных для России условиях, что принесло покой измученному Смутой русскому народу. Так случилось в 1637 г. при Азовском конфликте, когда донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов. Их цель была благая - уничтожить существовавший там невольничий рынок, где торговали пленными русскими людьми. Взятие Азова и убийство турецкого посла грозило Руси войне с Турцией, которую наше обескровленное Смутой государство могло проиграть и потерять гораздо больше, чем крепость Азов. И тогда Царь Михаил решил вернуть Азов Турции. Это позволило избежать войны и восстановить дружеские отношения с Османской империей.

При Кротком Царе состоялось заключение «вечного мира» со Швецией. И хотя был потерян выход к Балтийскому морю, зато были возвращены Новгородские земли, ранее завоёванные Швецией.

После неудачной войны 1632-34 гг. с Польшей был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. При этом Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказались от своих претензий на московский престол.

Вообще ко времени правления Михаила Федоровича с нашей страной были прерваны многие дипломатические контракты - с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Францией, Турцией и Персией. И только благодаря дипломатическим талантам Кроткого Царя все они были постепенно налажены. Но интересы русских людей Михаил Федорович отстаивал твердо. И когда англичане обратились к нему за разрешением ездить через территорию России в Персию для торговли, он не разрешил, хотя должен был сделать это, учитывая значение дружественных отношений с Англией. Однако русского Царя прежде всего беспокоило - не будет ли от такой торговли «урону» русскому купечеству? Боярская дума и торговые люди подтвердили его опасения. Из беседы с ними Михаил понял, что английская торговля с Персией нанесет немалый ущерб купцам, хотя казне, может дать большой доход. Царь, невзирая даже на государственную выгоду, посчитался с интересами русских купцов, и отказал англичанам в их просьбе. То же произошло и с обращением французского посла на разрешение торговать с Персией. Ему было отказано в этом по тем же соображениям, что и англичанам.

Во внешнем устроении русского царства благодаря мудрой политике Михаила Федоровича к России были присоединены земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки, осуществился выход к Тихому океану. Скажем прямо - это невиданные достижения Кроткого Царя, правившего разоренной страной.

Однако Кроткий Царь понимал, что Россия, окрепнув, должнавступить в войну и отвоевать у поляков и шведов исконно русские земли. Поэтому по его указу отливались пушки и строились пороховые мельницы. На Волге и в подмосковном селе Дединове началось строительство «ратных» кораблей.

В 1631-1634 годы Михаилом Федоровичем была проведена военная реформа. Были созданы полки «нового строя» - рейтарские, драгунские, солдатские.

5. Рачитель благочестия

Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками - астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства.

Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение - Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины.

Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод.

В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказастали выпускать первую русскую газету - «Вестовые письма».

Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищенмощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому.

Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизацииобщественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств!

В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, «како очистися Московское государство».

Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив... бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием...».

Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (26) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Виршевая эпитафия царю Михаилу Фёдоровичу гласит: «Имея нрав кроток и незлобив, упражнялся всегда росправных дел царствия своего, благих и кротких по достоинству снабдевая, злонравных страхом укротевая, а всем равнениея даруя; и в сиклитцкой чин природных людей достойных тому жалуя, а непородных людей и недостойных тому чину бытии во вся дни царствия своего не допущая, и чин крепко сахраняя».