Какое религиозное учение основал мани. Манихейство

В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую арену религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, универсальный характер, – манихейство, названное так по имени ее основателя Мани (216–277). Возникнув, по- видимому, как ответ на потребность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятельную и влиятельную, хотя почти за тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в государстве уйгуров (765–840). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта религия распространилась на обширной территории – от Северной Африки до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением наследия восточных религий с давними дуалистическими традициями; одновременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и философских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение манихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные религии – сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистические христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же этого учения, несмотря на то что манихейство как таковое перестало существовать в ХIII в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способные донести до членов общин достаточно сложное учение.

Манихейское религиозно-философское учение – результат интеллектуального творчества необычайно талантливого человека, обладавшего богатым воображением, обширными познаниями в области религии, философии и природоведения, а также способностью систематизировать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вавилонском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элкасаитов – по имени ее основателя Элкасая (вторая половина II в.). С четырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года выступил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитерами. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео- христианских общинах. В странствиях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны.

Вернувшись в Иран, он появился при дворе персидского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распространять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учениками отправился в очередное странствие, основывая все новые общины. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской империи, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ормизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, заподозрив его в симпатии к Риму, а также в искажение истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископов. Примерно через месяц, заключенный в колодки и цепи, Мани умер (по легенде, был казнен через распятие).

Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочинениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX в. в Восточном Туркестане (район Турфана) были найдены тысячи текстов – фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т.д.) языках и относящихся главным образом к VIII в. В 1928 г. в Каире была найдена книга

"Кефалайя" ("Главы"), написанная на коптском языке примерно через столетие после смерти Мани, – первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихейских книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями Е. Б. Смагиной в 1995 г.). В начале 1930-х гг. в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках. Согласно источникам, манихейский канон создан самим основателем новой религии. Он состоял из семи книг религиозноэтического содержания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фрагменты и названия. Это "Живое Евангелие", "Сокровище жизни", "Прагматия ", "Книга таинств", "Книга гигантов", "Послания" и "Псалмы". В основной канон не вошли еще несколько чтимых манихеями книг Мани, прежде всего "Шапуракет" на среднеперсидском языке, написанная в свое время для Шапура I, в ней излагались основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный художник, написал еще книгу "Образ", которая была снабжена его рисунками, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В "Кефалайе" некий "Слушатель" говорит "Апостолу": "...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом “Образе”".

Манихейство возникло, как указывает Википедия, в третьем веке до нашей эры. Это было учение, которое представляло собой совокупность различных воззрений персидского пророка и поэта Мани. Основатель учения манихейство считал себя последним из апостолов бога света. Мани стремился объединить под эгидой доктрины своего вероучения все господствующие тогда верования в регионе. Основатель манихейства Мани был убеждён в единстве вообще всех религий, учений и верований. Все эти направления, по мнению Мани, являлись своего рода различными откровениями, которые исходили от божественного духа, но лишь вмешательство людей со временем невообразимо исказило их истинную суть и привело вместо спасения к отягощению.

Манихейство завоевало огромные территории от Северной Африки до Китая и после смерти основателя Мани собрало действительно огромное количество последователей. Такой успех был обоснован простотой вероучения. Действительно, предельная простота и наглядность этой религии способствовала тому, чтобы вокруг неё разворачивалась различная активная просветительская и культурная деятельность в то время. Примечательной особенностью и важным фактом, который определил успех религии манихейство являлся тот факт, что каждый последователь мог самостоятельно, исходя из своей картины мира выбрать для себя свой собственный персональный путь самосовершенствования. Манихейство предлагало совершенно разные варианты, ведь это мог быть как путь аскета, так и путь мирянина.

Манихейство, как и похожая на него религия зороастризм, опиралось на важнейший тезис об извечной мировой борьбе царств светлых и тёмных сил. Манихейцы и религия манихейство считали, что если от царства Света проистекают покой, гармония, и доброта, то царство Тьмы порождает мрак, невежественность, и жестокость. Ровно точно также, как, например, гностицизм и его адепты верят, что когда-то, давным-давно, мир был наполнен истинным знанием, а затем тьма исказила сущностную картину мира, адепты манихейства также считают, что спасение каждой отдельной личности связано исключительно с её пробуждением от тьмы невежества, то есть наполнением человека светом познаний.

Манихейство и свобода воли

Манихейство, как и, например, пифагорейцы, указывает своим адептам на вегетарианский образ жизни. Манихейство считает, что овощи и фрукты - это продукты света, а мясо - это продуктом тьмы. Манихейство также было похоже и на митраизм. Здесь сходства можно отметить в высоких нравственных нормах. Такие нормы были связаны с тем, что нужно способствовать победе добра над злом. Каждый адепт должен генерировать в себе честность, мужество, правдивость и мудрость. Крайне важно, при этом, точно также, как и в митраизме для религии манихейство соблюдать основополагающее правило, которое зиждется на свободе воли каждого человека. Каждый из нас лично делает тот или иной выбор в пользу добра или зла в каждом конкретном случае.

Важно отметить, что основатель религии манихейство Мани в своих трудах стремился к синтезу естественных и гуманитарных сфер знания своего времени. В трудах Мани встречаются отсылки и к ботанике, и к географии, а также к астрономии. В частности, пророк Мани в ряде своих научно-религиозных работ стремился обосновать причины некоторых космических явлений. Мани описывал фазы луны и многое другое. В таких темах и работах нет ничего удивительного. Манихейство претендовало в то время на то, чтобы представлять из себя универсальную, тотальную и глобальную систему не только вероучения, но и гнозиса, то есть систему знаний об окружающем мире, явления и процессах.

Как это часто бывает, манихейство после успеха и культового продвижения в течение тысячи лет было полностью уничтожено новыми религиями, которые возникли позже. Эти ветви новых знаний полностью уничтожили и не оставили камня на камне от доктрин манихейства. Однако, свод правил религии манихейство оказался запечатлён в наследии практически всех актуальных мировых религий. Самым главным догматом, которое роднит манихейство со всеми мировыми супер религиями является вселенский принцип любви. Основатель религии Мани говорил, что там где нет любви, все деяния несовершенны.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО

религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало гос. религией уйгуров.

Основатель М. - перс Мани (216 - между 274 и 277) , родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и развёртывается в системе «трёх времён». «Первое » - двух изначальных, вечных и противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи) , отграниченных друг от друга. Пространственно занимает север, восток и , зло - юг. Каждая из этих первосубстан-ций обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны») . «Второе время» - смешение двух принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света, порождает матерь жизни, а та, в свою очередь, - первочеловека, который вступает в борьбу с сынами («архонтами») мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец порождает духа живого, крый, победив архонтов, создаёт для очищения света, поглощённого ими. Весь чувств. есть как бы градация смешанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна - катализаторы божеств. света: во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к солнцу, которое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света от смешения с материей наступит «третье время» - время окончат. торжества добра над злом; остатки материи, лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.


Представляем вниманию читателей новые сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира, подробно изложенные в его книге «Кефалайа» ("Главы"), недавно изданной в серии "Памятники письменности Востока". Ее появление в книжных магазинах города показывает актуальность разоблачения лжепророка и в настоящее время. Манихейская ересь возникла гораздо раньше, чем родился ее пророк, она исказила и подменила основные понятия зороастрийской религии. В "Бундахишне", пехлевийском тексте, излагающем утраченный авестийский Дамдад-наск, одну из 21-й книги "Авесты", описывается творение мира (как видимого, так и невидимого) Богом-Творцом Ахура Маздой, в то время как злой дух Ангра Манью не участвовал в создании мира, а вторгся в него, разрушив благие творения и создав только дэвов и демонов. По представлениям Мани Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью - весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречило основной идее зороастризма [З].

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.
Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). Имевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".
Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" . Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и Иверию.
Так Мани начал свою миссионерскую деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую Империю, а сам отправился проповедывать в Индию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджи-стан) и обратил в манихейство правителя Турана.
К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха Ирана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал своё учение по всему Ирану.. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из Ирана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером.
После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его вещи - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что скорее всего верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.
Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его ере¬тическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке.
Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - Иннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.
Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.
Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, Иллирии, Италии, Галлии и Испании.
В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополь (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.
В V-VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.
К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Мар Аммо, хорошо знавший парфянский язык. В VП-VШ вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В Х в. центр манихейства переместился в Самарканд.
С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. Императорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжа¬ло существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.
Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). Избранниками могли быть и мужчины, и женщины, но они жили в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии, такие как кузнец, землепашец, ремесленник.
Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.
В начале XX в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., т.е. расцвету центрально-азиатского манихейства.
В 1928 г. немецкий ученый К. Шмидт случайно приобрел в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает на ее происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже книга была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., т.е. от времени жизни Мани его отделяет самое большее 100 лет.
Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В нее входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". Изложение ведется от лица Апостола, которому ученики задают вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа"
и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы. Добра и зла как принципе устройства нашего мира.
По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы - Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить:
"Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, т.е. Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" . Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Не дозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.
По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир. и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву «Ахунвар» и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение. Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда. осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен [З]. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.
Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, т.е. тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая мрат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" . Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.
Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсуществует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом [З].
Во главе материального мира Мани ставит "пятиликого", образ которого он описывает так:
"Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра; его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма; его туловище - образа драконье, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру
сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" .

На рисунке крылатый бог Айон - Зерван с львиной го¬ловой,
человеческим телом и змеей, стоящий на Мировом шаре.

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира -видимый и невидимый, но один из них, Ангра Маныо, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира - видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван своим выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла [З].
У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, т.е. Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.
В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихеская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из пяти миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло не в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и в плоти" .
В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда, были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.
В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" , Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. И здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.
Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей):"Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом, ... губят друг друга" .
Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах – humat, hukht и huvarst - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела [З].

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу че-ловека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, но в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.
На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, т.к. человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников - мужчин и женщин будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. Именно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира.
Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны [З].
Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси - уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так. например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сбор¬щику этих жемчужин". "Плоть человеческая, -пишет он, - подобна пене и скорлупе" .
Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, т.к. он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.
По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах,очень проникновенных, но и очень опасных.
Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.
Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него. когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево .
Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. И получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.
Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.
Не внушает доверия и его умозаключение о прошении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,... и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему, и не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" . Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто упорствует в грехе - тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" .
Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.
Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. И вот - мне, Мани единственному, не позволили свободно говорить в мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но я исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. Ибо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот - мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" .
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений . Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

Последователи Мани - кто они?

Лжеучение Мани оказалось очень живучим, оно существует уже около двух тысячелетий и находит своих последователей и сейчас. В их числе были маздаки (конец V - начало VI вв.) в Сасанидском государстве. Руководителем этого движения был Маздак - Бамбад. Многие его идеи были позаимствованы из манихейства, маздакам также свойственны пессимизм и аскетичность. Однако, они выступали за активную позицию в переустройстве существующего мира. Понятия добра и зла у них заменялись революционными терминами, такими как "социальная спра¬ведливость" и "неравенство людей". Маздак призывал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства, требовал общности имущества (в том числе и женщин), уравнительного пользования им. Все это было названо "братской любовью". Маздака поддерживали не только крестьяне и ремесленники, но и более зажиточные слои населения. Подобно тому, как Мани добился благосклонности у Шапура, Маздак также попал под крыло власть имущих. С приходом к власти Хосрова "Аноширвана", решительно защищавшего зороастризм как государственную религию, маздакистское движение было подавлено, а сам Маздак казнен (по одной из версий - закопан в песок головой вниз, ногами вверх), но его влияние продолжало ощущаться в различных сектах, возникавших в период принятия ислама.
Манихеи глубоко повлияли на исламских мистиков, оставили след в христианстве. Во времена Средневековья манихейство потеряло свое название, но не утратило своей сущности, отдельные его положения встречаются и сейчас во многих учениях.
Считая материю порождением дьявола. Мани открыто призывал к разрушению материального мира, к умерщвлению своей плоти. Среди последователей манихейства известны случаи массовых самоубийств. К манихеям такого типа можно отнести нетрадиционные культы современности, например, печально знаменитое движение буддийского толка, представленное Аум Синрикё Учение Истины Аум, имеющее в России самое большое представительство. Его руководитель - слепой проповедник Сёко Асахара, японский предприниматель, находился под следствием по подозрению в подготовке массовых убийств с помощью специально изготовленного организацией отравляющего газа. Тоталитарный характер этой секты, идея убийства для выхода из этого мира, оказание тяжелого подавляющего воздействия на людей - все это отклики истории начала нашего тысячелетия.
Другой пример последователей Мани - мунитская организация "Церковь унификации", основателем которой является Сан Мюн Мун, дважды судимый. В 1954 г. в Южной Корее Мун провозгласил новую религию. Согласно его учению, Бог един для всех наций и религий, и настало время создать универсальную, объединенную церковь. Пророком и мессией нового века Мун объявил себя. Муниты называют своего руководителя "преподобным" и "божественным". Существует даже культ Муна. "Церковь объединенная" превратилась в мощнейшую и богатейшую финансовую империю. Укрепляя свое влияние, она занимается благотворительностью. Ее приверженцы утверждают, что их сообщество подобно большой семье. Они живут общинами, ведут пропаганду среди молодого поколения, у них очень распространены браки внутри общины. Муниты жертвуют общине деньги и имущество. Личность в мунитской общине полностью контролируется.
Однако не только эти организации в настоящее время поражены вирусом манихейства. Множество религиозных течений и оккультных направлений имеют аналогичную природу. Пользуясь весьма благовидными лозунгами, они пытаются сбить людей с истинного пути и навязать им ложную призму восприятия мира. Особую опасность они представляют для молодежи, которая не имеет достаточного опыта и знаний. Всегда следует помнить, что красивая приманка может скрывать за собой зловещую воронку, где слишком доверчивые легко могут потерять свою свободу.
Для любого современного человека, имеющего хотя бы общие понятия об астрологии и небесной механике, отчетливо виден манихейский камуфляж в воссозданной Мани картине устройства мира, он разоблачает сам себя. Только слепой может не видеть абсурдности его системы. Однако, несмотря на это, "слово Мани" не умерло. Издаются его книги. У Мани много последователей, но они не говорят прямо о своем духовном родстве с ним. Разные маски, разные лики, но сущность одна - не истина движет ими, а ложь и корыстные цели. Так как они являются проводниками темного мира, он питает их своей разрушительной энергией.
Подобно спруту, манихейство проникало вглубь истории, обволакивало умы доверчивых душ, видоизменяясь и пряча свою истинную сущность. Последователи Мани в современном мире приспосабливаются, оправдывая свои философские и социально-политические воззрения, но почти всем новоявленным реформаторам приходится пользоваться его приемами. Быть защищенными от них и противостоять им можно, только обладая обширными знаниями, стойкой нравственной силой и крепкой верой.

Литература
1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991.
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.-Л., 1996. 302 с.
3. Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993. 96 с.
4. Кефалайа ("Главы"). М.: Восточная литература, 1998.512с.
5. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 350 с.

Содержимое:

В конце III-го века на Востоке появилось манихейство, ересь состоявшая из смешения элементов христианского учения с Зороастровой религией. Эта ересь оказалась чрезвычайно живучею: она под различными наименованиями (богомильства, катаренства, албигойства) просуществовала до конца средних веков.

В первой половине III-го века персидская религия Зороастра пережила реформацию в связи с государственным переворотом. В 227 г. стала у власти, сменивши династию Арзакидов, новая династия Сассанидов, заботившаяся о национальном подъеме всей жизни. Оказалось, что и религия народная утратила лучшие духовные свои стороны, унаследованные от Зороастра, превратившись в грубый дуализм с внешним обрядовым богослужением. Была признана необходимость исправления религии; неудивительно, если при этом обнаружил свое влияние гностицизм вообще и в частности сирийский гностицизм, основатель которого Вардесан умер лишь в 222 г.

Занятые со времени династии Сассанидов делами восстановления религии в прежнем блеске, персидские маги решили признавать единый принцип Церуане - Акерене (Zeruane Akerепе), а грубый дуализм и его представителей магусеев (Magusäer al thanaviah) устранить, изгнать. Нет ничего удивительного в том, что при этом могли найтись люди, которые иначе понимали реставрацию или реформацию религии, убежденные, что предлагаемый ими опыт есть единственно правильный и истинный. В Персии в это время таким человеком оказался Манес.

Западные, греческие и восточные писатели противоречат в описании его жизни. Западные называют его Кубриком (Cubricus) и делают его вольноотпущенным рабом. Напротив того, по восточным персидским рассказам Манес (Mani, Manes, Manichaus) есть отпрыск, отрасль важнейшего рода магов и славился, как ученый и художник. По матери он происходил будто бы из царской династии Арзакидов и родился в 215-216 г. в Вавилонии. По тем же источникам, в 240 г., в главном персидском городе Манес объявил себя посланником истинного Бога для праведного учения, хотя пред этим будто бы был христианином, даже пресвитером, исключенным из христианской общины за вольномыслие. Враждебно встреченный царем Сапoром I (Шахпуром I) (Schahpur, 241-272 г.), он оставил Персию и долгие годы скитался в Туркестане, Китае, Индии, повсюду основывая общины. По смерти царя Сапора I (Шахпура I), он в том же году (272г.) вернулся в Персию. Царь Гормизда принял его благосклонно и предоставил ему для безопасности от жрецов один замок. Чрез два года место умершего Гормизды занял Барам I (Бахрам I) (Bahram I, Vararanes), враждебно настроенный к Манесу. Под предлогом диспута с магами, Барам I (Бахрам I) вызвал его из замка; на устроенном действительно диспуте Манес был признан действительно побежденным и был распят в 276-277 гг. Относительно такого трагичного конца жизни Манеса согласны все историки.


Манесу приписывают следующие сочинения: a) Schâpurakan , или книга тайн, книга великанов, книга наставлений для слушателей, б) книга главных частей, κεφαλαιον, в) воскрешение, живое Евангелие, πραγματεια, г) сокровище жизни.

Чрезвычайно характерным для учения Манеса, как и для гностицизма, является открытый дуализм; их главная проблема - происхождение духовно-чувственной природы из двух принципов, а практическая цель - освобождение от материи духовного начала. Источниками учения Манеса были персидские, вавилонские, иудейские и гностические представления. До сих пор является недостаточно выясненным вопросом, насколько манихейство воспользовалось христианством. К Иисусу манихейство выступает враждебным, считая Его диавольской природы; но с другой стороны, оно заимствует у христианства его учреждения и культовые действия - деление последователей на слушателей и совершенных, употребление крещения и причастия. Притягательная сила манихейства заключается в смешении элементов всех великих восточных религий в такой форме, какая наиболее отвечала настроению восточных.

Учение манихеев таково: от вечности существуют две равных субстанции или бога со своими отдельными Царствами: Свет и Мрак, Ормузд и Ариман, с многочисленными эонами. Бог света - благ и свят, все наполняет светом, как благодетельное солнце; в то время, как бог мрака - материальной природы и зол - это сатана со своими демонами. В его царство входят пять стихий - кромешная тьма, густая грязь (ил, тина), бурный ветер, разрушительный огонь и удушливый дым. В этом царстве господствует взаимная вражда и постоянная война. При этой борьбе они увидели высший свет, который их притягивал, они заключили союз между собою и решили напасть на царство света. Для защиты от такого нападения благой бог изводит из своего царства «матерь жизни», высшую мировую душу, из которой образовался Первочеловек. Снабженный пятью чистыми элементами (светом, огнем, ветром, водою, землею), первый человек вступил в борьбу с мраком, но последнему удалось оторвать от него частицу света, которая смешалась с материей и сделалась мирообразующим принципом. Вследствие этого произошло смешение обоих царств. В помощь к первому человеку пришел «живой Дух», (Ζων πνευμα, spiritus vivens) который образовал видимый мир. В нем разлита световая материя, как душа, называемая также Сыном Божиим. Дальнейшее развитие имеет своею задачею освободить, выделить из материи попавший в неё свет и перенести постепенно освобождаемые части на солнце и луну. Если вся световая материя олицетворяется в Сыне Божием, то при указанном процессе он раздваивается: он, заключенный в материю, есть Иисус Страждущий, Jesus patibilis; а поскольку части света освобождаются и переносятся на солнце, он есть Иисус не страждующий, Jesus impatibilis. Иисусу в Его работе помогает Св. Дух, живущий в эфире. Тогда как демоны, злые духи, всячески препятствуют процессу освобождения… Человек - образ смешанного мира; в нем две души - световая и злая душа. Царь мрака собрал большую часть находившегося у него света и заключил его в Адаме. Затем он создал ему из ила Еву в намерении пленить Адама чрез страсть, раздробить обитающую в нем световую натуру и сделать чрез такое ослабление невозможным освобождение. Цель, по-видимому, достигалась: свет мировой души индивидуализировался в потомстве и заключался в многочисленные темницы (тела), таким образом сила его к возвышению слабела. Уже первое супружество (оплодотворение) было первым грехом. Но люди все-таки не погибли. Преступление заповеди - есть от указанного дерева, исходило от благого Бога. Человек грешит, но, собственно, не он, а господствующее над ним его тело - это тюрьма со злою душою. Его греховность есть результат слабости, и поэтому ему достаточно покаяния, чтобы получить прощение. Чрез саму себя не может освободиться плененная световая душа. Царствующий на солнце Христос, это светлая душа, не оскверненная материей, Jesus impatibilis, сходит к людям, введенным в заблуждение чрез язычество и иудейство. Он воспринял только видимое тело, страдания переносил также только кажущиеся. Он учил, как люди должны постепенно освобождаться от материи и как они возвратятся в свое Небесное Отечество. Но уже Его апостолы (презрительно называемые «галилеянами») не поняли надлежащим образом Его учение. Впоследствии христиане извратили его еще больше. Предвидя это, Христос, Сын вечного света, Сын человеческий, обещал послать Утешителя, который явился теперь в Манесе для восстановления Его извращенной религии. Совершенные, свободные от материальных уз, переходят прежде всего на солнце и луну, затем в совершенный эфир и чистейшее царство света. Остальные должны странствовать из одного тела в другое, в растения, в животных. По окончании очистительного процесса, видимое творение будет уничтожено чрез огонь.

Манихеи совершенно отвергали Ветхий Завет, а Новый считали отчасти не подлинным, а отчасти интерполированным; они видели в нем плевелы, посеянные от злого архонта, аккомодацию иудейству. Там и сям они ссылались на ап. Павла и канонические Евангелия, а больше на апокрифические. Они признавали три Божественных Лица - Отца, Сына и Св. Духа; но это только внешнее сходство с христианством, ибо у них Сын и Дух - эманации Отца, или, по более позднему представлению, разные наименования.

Моральное учение манихеев находилось в полной гармонии с их теоретическим воззрением. Главная задача человека - освобождение от уз материи, чтобы доставить светлой душе перевес перед злою душою. Очистительными средствами должны служить «печать уст, рук и лона» (Signaculum oris, manus, sinus). Печатью уст воспрещалось всякое хуление, особенно Параклета, вкушение мясной пищи и возбуждающих напитков; совершенные должны удовлетворяться садовыми и полевыми плодами. Печать рук полагает обязанность щадить жизнь животных и растений, отказываться от материальных благ и предпочитать созерцательную жизнь в телесном покое. Печать лона внушает девство, воздержание от брака и, во всяком случае, от произведения и рождения детей. Все эти правила о воздержании обязательны только для совершенных (perfecti, electi), а катекумены, или слушатели, свободны от них… Внешний, экзотерический культ манихеев был очень прост - без алтарей и обрядов; в каждое воскресение постились; день смерти Манеса также был днем поста. Внутреннее, экзотерическое богослужение держалось в тайне; оно сопровождалось дикою распущенностью. - При принятии в свою общину, манихеи употребляли различные символы, - собственное крещение маслом, причащение без вина, особый знак познания чрез поднесение правой руки. Манихеи образовали свою собственную церковность и, по подражанию христианству, - с особой иерархией. Во главе стоял великий мастер Манес, Параклет, у которого появились преемники, хотя и не тотчас же после его умерщвления. Его окружало 12 магистров или апостолов, ниже их стояли епископы - 72, затем пресвитеры, диаконы, евангелисты, избранные вообще.

Манихеи привлекали к себе последователей чрез свой собственный мнимый аскетизм, чрез наглядную историческую форму изложения трудного, мало понятного, чрез обещание высшей мудрости и чрез заманчивость тайного культа. Вскоре после смерти своего основателя манихеи распространились в Africa proconsularis, а отсюда и в римском царстве. Но манихейство подвергалось не только жестокой полемике со стороны кафолических христиан, но и искоренялось кровавыми законами со стороны языческих императоров - это потому, что происходило из враждебной им Персии. Еще император Диоклетиан издал в 296 г. эдикт против этой секты, требуя сжигать возглавляющих вместе с их сочинениями, их последователей обезглавливать, а имения конфисковывать. Этот эдикт стал образцом для других подобных последующих императорских эдиктов. Ибо с IV-го века секта не только не уменьшалась, но приобретала все новых и новых последователей. Блестящим доказательством необычайно притягательной силы манихейства в IV-ом веке служит случай увлечения им Августина, продолжавшегося (увлечение) целых девять лет.