Принципы построения древесно-кустарниковых композиций. Принципы подбора древесно-кустарниковых растений в группы Вычерчивание группы древесных растений по отношению

Май 31st, 2010

При озеленении различных объектов в городах, селах и даже на приусадебных участках, а также при создании парков в большинстве случаев в насаждениях доминируют рядовые посадки или массивы из одного вида деревьев или кустарников. Такая же картина, в большинстве случаев, наблюдается и в озеленении административных зданий. Такие типы насаждений хотя и являются классическими, но выглядят однообразными и статическими. Поэтому в современном ландшафтном дизайне городов и приусадебных участков все больше используются декоративные группы из деревьев и кустарников — разнообразные по видовому составу группы из деревьев и кустарников, составляющие гармоничное целое и размещенные отдельно от других насаждений на открытом месте.
Для создания гармоничной композиции большинство растений, которые входят в группу, должны иметь одну или несколько общих черт: форму кроны, цвет, текстуру. Для создания контрастной композиции используют растения нескольких видов, но один из них должен быть доминантным. Обычно, декоративные группы формируют из пород деревьев и кустов, присущих флоре данного района. Наиболее распространенным, классическим примером такой группы являются посадки ели обыкновенной с березой бородавчатой, сосны обыкновенной с березой. Но в современном ландшафтном дизайне состав групп представлен более широким ассортиментом. И чтобы созданная группа была долговечна, стойкая и декоративная, следует придерживаться таких принципов подбора растений.

Экологический принцип. Для нормального развития растения нуждаются в определенных экологических условиях, и несоответствие этих условий ведет к потере декоративности, даже к их гибели. Поэтому при подборе растений необходимо учитывать требования пород ко всему спектру экологических условий данной территории (климат, плодородие и кислотность почв, влажность, условия освещения и др.) и понятно, что все виды растений составляющих группу, по большинству экологических факторов, должны иметь идентичные требования.
Фитоценотический принцип. Этот принцип предусматривает максимальное приближение группировки растений в декоративных группах к их естественному сочетанию — фитоценозу (естественная совокупность растений, которые растут совместно и характеризуются определенным составом и взаимодействием)
Следует отметить, что созданные природой фитоценозы на конкретной территории, являются наилучшими образцами устойчивых групп. В этом отношении природа — лучший учитель
Декоративный (физиономический) принцип. Основой этого принципа является гармоничное, декоративное, эстетичное сочетание растений с учетом их внешнего вида, формы, текстуры и цвета. Такие композиции создаются по законам живописи.

Принципы построения декоративных групп. Для определения количества растений в группе четких правил не существует. Растений не должно быть много, а минимум — это три растения, потому что рекомендуется использовать непарное количество. Когда площадь участка озеленения небольшая, как например, при оформлении площади возле дома, офиса, рекомендуется использовать 3-9 до 11-15 растений, большее количество требует значительных площадей. Но сколько бы экземпляров вы не решили посадить вместе, композиция будет по-настоящему эффектна только тогда, когда элементы, которые подбираются, будут отвечать по размеру друг другу и размерам группы в целом. Этого соответствия можно добиться, используя один из трех принципов построения группы: принцип тождественности, принцип подобия и принцип контраста.
Принцип тождественности построен на сопоставлении похожих признаков. Например, когда группа создается из разных видов, которые относятся к одному роду растений. Или хотя из растений разных видов, но похожих за основными физиономическими и анатомическими признаками. Какая-нибудь симметричная композиция — это вариант тождественности.
Принцип подобия (нюанс) характеризует очень незначительные расхождения в свойствах элементов композиции. Это один из самых сложных вариантов, потому что он требует совершенного знания растений, с которыми работаешь. В композиции, основанной на принципе подобия, внимание акцентируется на наименьших расхождениях цвета или размера растений.

Контрастные композиции создаются из растений, которые имеют разные формы кроны, цвет и размер листьев. Растения с пирамидальной, конической и колоновидной формами кроны в таких композициях контрастируют с шаровидными, плакучими и стелящимися. В группах, построенных на принципе контраста очень важное значение имеет цвет. Создавая контрастные композиции, следует учитывать и моменты, известные всем дизайнерам. Растения с цветами и листьями теплых цветов (желтые, оранжевые, красные) в тени кажутся более сочными и свежими, чем на солнце; растения светлых тонов, визуально увеличивают пространство, а темные уменьшают; растения теплых тонов, кажутся ближе, чем они являются в действительности, а холодные — дальше.

Размещение растений в группах. Размещение деревьев и кустарников в группах, имеет большое значение, как для эстетичного восприятия, так и для формирования устойчивого культурфитоценоза в целом. Расстояние между деревьями проектируется с учетом, биологических особенностей каждой породы. Большое значение имеет отношение к свету растений в группе, строение корневой системы и долговечность породы, так светолюбивые — береза, ясень, сосна, высаживают на расстоянии 5-7 м один от другого. Теневыносливые растения в группах (клены, липы) можно высаживать на расстоянии 2-3, 5 метров. Но такие теневыносливые растения как ель и пихта при недостаточном освещении теряют свою декоративность за счет отпада нижних ветвей. Кусты в группах размещают в зависимости от их размера и отношения к свету.

Так, кустарники больших размеров (садовый жасмин, сирень, калина, скумпия) высаживают на расстоянии 1-3м один от другого; средние (барбарис, дерн, форзиция) — 0,8-1,5; малые (низкорослые таволги, можжевельники, кизильник) — 0,5-0,7м. При размещении кустарников под кронами деревьев необходимо обязательно подбирать теневыносливые растения, такие как бузина красная, черника, самшит, дерн, кизил, снежноягодник, жимолость обыкновенная и другие. Более светолюбивые кустарники желательно высаживать на большем расстоянии от древесных пород. Под кронами и непосредственно возле стволов деревьев с поверхностным размещением корневой системы (ель обыкновенная, туя западная и др.), кусты высаживать не рекомендуется.
В целом, как отмечает известный дендролог Л.И. Рубцов, рекомендации по подбору растений в декоративных группах можно свести к следующим положениям:

  • Основные породы следует выбирать и группировать по высоте, текстуре, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;
  • Листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненным хвойным, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;
  • Выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом следует осторожно использовать растения с оригинальным внешним видом;
  • Растения, должны соответствовать размеру и масштабу композиции;
  • Необходимо знать размеры взрослых растений и сроки, когда растения их достигнут;
  • Согласовать продолжительность жизни растений, входящих в определенную композицию;
  • Не применять слишком много видов растений в одной композиции. Группа из небольшого количества видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);
  • В композиции должен доминировать один вид, а другие должны быть ему подчинены (закон доминирования);
  • Растения, которые входят в композицию, должны гармонировать, то есть быть похожими цветом, формой, текстурой (закон гармонии)
  • Место, отведенное для растений должно отвечать их требованиям, а потребности растений разных видов в группе не должны быть антагонистическими.
  • Учитывая принципы построения декоративных групп, в совершенстве зная морфологию и биологию растений, и их экологические требования можно создать высокохудожественные древесно-кустарниковые композиции. Такие композиции украсят входную часть частных домов и административных зданий, будут уместными и в зоне отдыха, и как отдельный элемент озеленения территорий разного функционального назначения. Если взять декоративные группы за основу при создании дендропарка или показательного участка при садовом центре, особенно на небольших площадях, то это даст возможность не только сделать их привлекательными в эстетическом плане, но и позволит собрать значительную коллекцию дендрофлоры, которая к тому же, может служить маточником для получения семян и черенков для размножения растений на питомнике.

    ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОСАДКИ

    Они состоят из набора видов, формирующего основные декоративные эффекты растительного убранства сада – разнообразие форм крон и листвы, цветение, плодоношение и т. п. Декоративные посадки могут состоять как из структурных, так и из неструктурных растений с ограниченным сроком вегетации, объединенных общим художественным замыслом.

    Далеко не все структурные растения и структурные посадки, кроме стабильности формы, обладают яркими достоинствами, свойственными более популярным садовым растениям – красочным цветением, осенней расцветкой листвы. Поэтому в растительных группах – композициях, принято компоновать структурные виды с красочными неструктурными для взаимной компенсации недостатков и продления общего декоративного периода.


    Таким образом, в саду возможны три типа композиций.

    Структурные группы составляются только из структурных растений.

    Смешанная группа имеет в своем составе структурные растения, но в дополнение к ним и неструктурные. Неструктурную составляющую смешанных групп можно ежегодно менять, перемещать, внося разнообразие в картины сада.

    Неструктурная группа не содержит структурных растений и имеет ограниченный период декоративности. Растения в такой группе могут быть легко перепланированы, замещены, дополнены.

    Для формирования неповторимого и узнаваемого облика сада с помощью структурных посадок бывает достаточно добавить к уже сложившейся жесткой структуре сада одно "яркое" дерево-солитер и группу из двух-трех структурных кустарников.


    СЕЗОННЫЕ ЭФФЕКТЫ В РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ

    Все декоративные эффекты растений можно разделить на три группы. Форма крон, графика ветвления побегов и цвет коры листопадных деревьев и кустарников, а также форма, размер и цвет хвои хвойных пород относятся к самым протяженным по времени декоративности эффектам. Формы кустов, оттенки зелени и форма листвы, графика надземных побегов травянистых растений относятся к эффектам средней длительности – с мая по октябрь. Цветение, плодоношение, окраска молодых листьев и весенних ростков, осенняя расцветка листьев относятся к мимолетным, кратковременным явлениям.

    Продуманность растительных композиций, таким образом, заключается в логике подбора видов, в совокупности обеспечивающих круглогодичную декоративность группы.

    Невозможно создать группу цветущих растений без учета времени их цветения. Часто по литературным данным сроки цветения видов совпадают, а на самом деле период одновременного цветения не превышает нескольких дней. При этом одно растение уже потеряло декоративность, а другое еще только раскрывает первые бутоны.

    В практике озеленения известны одновременно цветущие пары и группы видов, широко используемые при составлении композиций. Нет ничего зазорного в заимствовании классических сочетаний, а новизну и оригинальность устаревшим приемам придадут новые сорта тех же видов с более яркими цветами, компактными формами кустов с более длительным и пышным цветением.

    Парковые розы цветут одновременно с декоративными луками, иссопом. Садовые пионы зацветают одновременно с водосборами, колокольчиками и пенстемонами. Ирисы бородатые "дружат" с тимьяном, очитком едким. Сибирские ирисы цветут вместе с гибридными гравилатами. Сроки цветения лилий совпадают с цветением монарды, тысячелистников.

    Сезон наибольшей декоративности той или иной композиции задается главным – тематическим, растением. Пионы, астильбы, лилии, многолетние астры, розы, клематисы хорошо подходят на такую роль.

    Цветник из лилий состоит из нескольких отдельных групп, в центре каждой высажены лилии определенного сорта и цвета, окруженные однотонными или контрастными "компаньонами". Среди них должны быть виды, цветущие до и после цветения лилий, или виды с декоративной листвой, чтобы цветник радовал глаз с весны до осени. Таким образом из цветения любимых культур можно устроить настоящий праздник.

    Растения декоративны не только в период цветения. Интересная окраска молодых разворачивающихся листьев – серебристых от опушения у ирги, лоха, калины гордовины, ярко-зеленых у березы, барбариса, спиреи дубровколистной, золотистых у липы, дуба, коричневых у рябинника рябинолистного, пурпурно-фиолетовых у бузины позволяет создавать удивительные по красоте весенние группы.

    Многие виды красивоцветущих кустарников имеют интересную осеннюю окраску листвы. К этой группе относятся рододендрон желтый (оранжевая листва), барбарис Тунберга (оранжевые, алые листья), калина складчатая (бронзово-малиновая листва), роза морщинистая (ярко-желтая листва), форзиция (фиолетовая листва). Фоном для осенней композиции служат кустарники с долго не опадающей осенью зеленой листвой – сирень, ольха, ива каспийская, не реагирующие на заморозки и осеннюю непогоду многолетние астры, а также хвойные.

    Украшением осенних композиций могут стать виды с яркоокрашенными плодами – фитолакка, бересклет, калина, рябины, роза морщинистая. Компанию им составят травянистые многолетники с зимующими (зимнезелеными) листьями (бадан), виды с осенней окраской листвы (пионы, астильбе, герани).


    КОЛОРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

    При составлении отдельных групп и продумывании общей картины сада в первую очередь учитывают оттенки листвы растений. Именно листва (хвоя) образует наиболее стабильный цветовой фон в саду.

    Декоративные достоинства листвы растений не ограничиваются цветом. Восприятие оттенка листвы во многом зависит от фактуры поверхности листа – матовой или глянцевой.

    Оттенки зеленого лучше видны у матовой или опушенной листвы, а глянцевая при ярком освещении образует световой отблеск, который сам по себе создает декоративный эффект, но мешает рассмотреть оттенок зелени листвы. Форма листа и размер листовой пластинки также имеют большое значение. Поэтому эффекты цвета в растительных композициях нельзя рассматривать в отрыве от других деталей строения растений.

    Прием светлотного контраста хорошо заметен в группах из растений с темно-зеленой листвой или хвоей: туей, пихтой, елью, жимолостью, кизильником блестящим, и светлой листвой или хвоей – дерена белого пестролистного, туи западной, лоха серебристого, чубушника, гортензии. Еще красочнее такие группы станут, если к темной листве или хвое добавить золотистые тона – дерен Шпета, пузыреплодник калинолистный "Дартс Голд", чубушник венечный "Ауреа", тую западную "Рейнгольд". Композиции будут более выразительными, если у составляющих их растений будет контрастная величина или форма листьев. Более контрастны композиции из хвойных с лиственными породами, менее – только из лиственных.

    Растения с сизой, голубоватой, серебристой листвой (рута, хоста Зибольда и ее сорта, жимолость, тамарикс) контрастируют по цветовому тону с желтой и оранжевой (сорта спиреи японской "Голдмаунд", "Саммерфлейм", пузыреплодник "Дартс Голд", барбарис Тунберга "Ауреа"), а по светлоте – с пурпурной листвой (барбарис Тунберга "Арлекин", "Атропурпуреа"). Вариегатные формы, т. е. формы с кремовыми, белыми полосами. пятнами, каймой на листовой пластинке – прекрасный фон для ярких теплых насыщенных тонов – алого, оранжевого, а также для белого и кремового.

    В композициях цвет листвы продумывают для каждой из растительных групп, стремясь к гармонии всего сада в целом. Иногда для сада подбирают определенную цветовую гамму листвы, например, используют только зеленую листву с вкраплениями желтой и золотистой.
    Центром группы может стать кустарник или травянистый многолетник с необычным цветом, оттенком зелени листвы. Цветущие друг за другом травянистые многолетники размещают рядом или вокруг главного растения. Так, белые цветы (лилии, ирис бородатый) хороши на фоне пурпурнолистного барбариса или пузыреплодника "Диаболо", а синие и лиловые (ирисы, иссоп, колокольчики, акониты, дельфиниумы) – на фоне золотистого куста сортового пузыреплодника "Дартс Голд".

    В состав однопородной живой изгороди можно включить несколько контрастно окрашенных сортов, размещая их через равные промежутки. Так создают пестрые изгороди из разных сортов барбариса, дерена, пузыреплодника.

    Для придания садовым перспективам, вистам, иллюзорной глубины растения с темной или сизой листвой лучше высаживать вдали, на расстоянии, а с желтой, светлой, вариегатной, серебристой – вблизи. "Подсветить" темные уголки сада можно, разместив там растения со светлоокрашенной листвой. Например, затененную дорожку обозначит бордюр из хосты пестролистной.

    К светлым стенам подсаживают породы с темной, к темным – со светлой листвой.

    Наиболее контрастно, а значит выразительно, выглядят группы, в которых соединены виды и сорта с контрастными формами крон, определенной плотностью и окраской листвы, размером и формой листовых пластинок. Такие группы можно разместить отдельно на поворотах дорожки, в палисаднике, у площадки отдыха.

    В выборе колористической гаммы цветников проектировщик обладает практически неограниченными возможностями, поскольку большинство красивоцветущих видов растений имеют набор сортов с разнообразной расцветкой цветов или соцветий,

    В практике садового строительства сложились традиционные сочетания цветовых тонов цветущих растений. Перечень приемов компоновки цветущих растении в группы основан на классических, широко распространенных примерах.

    Однотонность группы, цветника подразумевает выбор одной из цветовых гамм – теплой или холодной. Красный цветник в теплой гамме состоит из алых роз, пурпурнолистных георгин и канн (светлотный контраст по листве), мака восточного, лапчатки гибридной, манжетки (светло-зеленая листва для контраста с красным цветом) и других видов.

    Яркие оранжевые, желтые, алые лилии окружают подходящими по тону оранжевыми и желтыми лилейниками, нежными оттенками листвы злаков, желтыми, белыми и кремовыми тысячелистниками. Такие композиции называют моноколерными. Выразительность им придают светлотные контрасты и контрасты по форме куста, листовой пластинки, цветов и соцветий. Основная задача таких композиций – показать многообразие оттенков одного цвета. Чтобы "усилить" звучание основного цвета, в такие группы в небольшом количест ве вводят контрастный цвет. К розовым и оранжевым композициям – сизый, голубой, фиолетовый, к голубым - абрикосовый, желтый.

    Холодные пурпурные, малиновые, розовые тона роз, пионов, монарды, флоксов принято сочетать с серебристыми, сизыми тонами листвы чистеца, полыни, руты, а также сиреневыми и фиолетовыми соцветиями иссопа, лаванды, котовника, дельфиниума. Сочетание розового с голубым и холодным серебристо-белым цветом – излюбленное "трио" поклонников цветовой гармонии в саду. Такие сочетания можно назвать слабоконтрастными, или гармоническими.

    Группы, в которых в первую очередь обыграны эффекты листвы (например, хосты, купена, роджерсия, яснотка, герань, горец), а изящные, но мелкие цветы создают эффект второго плана, называют нейтральными. Они создают в саду ощущение покоя, выполняют роль фона для восприятия более ярких, контрастных сочетаний.

    "Шоковые", или сильноконтрастные, сочетания цветов холодной и теплой гаммы, например, ярко-желтых и красных тюльпанов с синими и голубыми мускари или малинового дербенника с бронзово-оранжевым гелениумом, создают в саду цветовое пятно необычайной силы и яркости. В саду допускается не более одной такой композиции.

    Весь сад может быть решен в одном доминирующем цвете. Можно разделить сад на монохромные уголки, а можно соединить все цвета радуги в одном протяженном миксбордере. Также возможно решить большую часть сада в нейтральных тонах, расположив в самых важных местах сезонные (цветущие каждая в свое время) шоковые группы.

    Проектирование цветовой композиции удобно начать с выбора главного растения. Оно задает цвет, сезонность, высоту и объем группы. Отдельные группы объединяют в более сложные композиции – цветники, миксбордеры. Объединяющими элементами в миксбордере служат фоновые растения – гипсофила, злаки.


    РАЗНОВИДНОСТИ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ

    В саду недопустимо хаотичное, неорганизованное размещение растений. Такое "оформление" не создает четкого образа, не формирует объемы и цветовые пятна, усложняет уход за садом и в итоге препятствует восприятию сада как целостной законченной композиции.

    На плане сада должны быть определены посадочные места для всех типов посадок, в том числе одиночных кустов или деревьев, указаны ширина и протяженность бордюров и клумб. Конфигурации посадочных мест должны соответствовать планировочным решениям жесткой структуры сада, дополнять и разнообразить, но не противоречить им.

    Форма, размеры посадочных мест, оформление их границ и самой почвы являются такими же элементами дизайна садового участка, как и сами растения. В периоды межсезонья, весной и осенью, аккуратные ухоженные приствольные круги, цветочницы, края газона и цветников радуют глаз, окупая все усилия на их создание и содержание.

    В целях упрощения ухода за посадками растения размещают в композициях компактно, а землю в пределах посадочных мест держат "под паром", т. е. свободной от газона. Защитой от сорняков служат сами декоративные растения, со временем смыкающие кусты в сплошной полог.

    В саду с молодыми посадками, до смыкания кустов, в качестве покрытия почвы под декоративными посадками в границах посадочных мест используют разнообразные типы мульчи или почвопокровные виды растений.

    Границы посадочных мест оформляют бордюрами, окантовкой, аккуратной ровно обрезанной кромкой газона. Конфигурация посадочных мест на плоскости газона должна быть удобной для окашивания, т. е. иметь плавные очертания, а высотные отметки окантовок любого типа не должны превышать 1-2 см над уровнем почвы. Это позволяет газонокосилке беспрепятственно срезать траву у самой кромки газона.

    В зависимости от конфигурации и расположения выделяют несколько типов посадочных мест для растений.

    1. Лентообразные. В садах регулярного стиля они имеют геометрические (рабатка), а в пейзажных – свободные очертания. Этот тип посадочных мест привязан к жесткой структуре сада – дорожкам, зданиям, изгородям, подпорным стенам, структурным посадкам. Длина лентообразных композиций не ограничена, ширина лимитируется доступностью для ухода и, как правило, не превышает 5 м. Лентообразные формы могут быть заполнены относительно высокими или низкими посадками, в том числе и мелкими деревьями, кустарниками. Часто они рассчитаны на взгляд только с одной стороны.

    Лентообразную полосу земли резервируют под живые изгороди и зеленые стены. Если лентообразная посадка примыкает к живой изгороди, между ними нужно оставить полосу газона не уже 1 м, или соединить обе посадки, или проложить между ними дорожку для ухода за растениями. Возможно соединение с приствольными кругами структурных деревьев и кустарников или запланированное включение структурных посадок в состав лентообразной посадки.

    2. Каплевидные, амебовидные, квадратные, круглые, овальные и прочие формы , не связанные с жесткой структурой, а расположенные свободно на плоскости газона. Такой тип посадок в садоводческой практике известен как клумбы-"острова". В широкой части или в центре "острова" располагают самые высокие растения, постепенно понижая высоту растительных ярусов к его границам.

    Клумбы-"острова" могут обозреваться со всех сторон. Не рекомендуется занимать такими клумбами центральную часть газона, и тем более весь газон, хотя этим правилом часто пренебрегают в садах-коллекциях из-за дефицита площади. Более уместны такие клумбы по периферии лужайки, в специально отведенном уголке сада.

    3. Посадочные места для одиночных растений – деревьев и кустарников (солитеров) на газоне в виде приствольных кругов Диаметр приствольного круга должен быть пропорционален диаметру кроны, равен ему или чуть меньше, и по мере роста растения его можно увеличивать.

    В регулярных садах приствольные круги деревьев оформляют в виде квадратов или кругов с низким бордюром из стриженого кустарника и заполняют симметричными композициями.

    Бордюрами называют узкую окантовку жестких линий сада - дорожек, изгородей, подпорных стен. Как правило, в этом типе посадок применяют невысокие растения. Бордюры могут быть отделены от дорожек полосой газона шириной 30-60 см.

    4. "Карманы" для посадки растений , оставленные в плоскости мощения, представляют собой своего рода модули. В составе малых архитектурных форм – подпорных стен, лестниц, террас можно предусмотреть места для высадки растений – "цветочницы". условия для роста растений в этом типе посадочных мест весьма специфичны и требуют продуманного подбора ассортимента. Контейнеры являются мобильной разновидностью таких "цветочниц".

    5. Посадочные места для лиан практически не занимают площади сада и часто не имеют конкретной конфигурации зато обустройство мест прикрепления растений на вертикальных поверхностях требует смекалки и фантазии. Арки, трельяжи, сетки и шнуры могут не только повторять конфигурации вертикальных поверхностей, но и создавать новые формы и объемы.

    6. Посадочные места для луковичных, клубнелукоьвичных и корневищных растений с выраженным периодом покоя располагаются на газоне или в составе других посадочных мест. Целый ряд растений- эфемероидов не имеют четко очерченных посадочных мест, поскольку период их вегетации слишком короток, а очертания куртин нестабильны и меняются год от года. Например, крокусы и нарциссы, лесной мак и анемоны можно разместить на газоне, в приствольных кругах деревьев и под кустарниками. Традиционно луковичные эфемероиды размещают узкими диагональными полосами на газоне так, чтобы расстояние между полосами соответствовало ширине хода газонокосилки. Весной, после их отцветания, листва еще какое-то время вегетирует, а размещение растений позволяет скашивать газон между группами.

    Пожелтевшую листву в конце июня скашивают, а оставшиеся на ее месте "проплешины" постепенно затягиваются травой, или их закрывают кусочками готовой дернины, или рыхлят почву и подсевают семена газонных трав.

    В цветниках и среди кустарников, где нет проблем с окашиванием, эфемероиды высаживают овальными пятнами, полосами.

    7. Временные посадочные места учитывают динамику роста растений. Группа декоративных кустарников, размещенная на плоскости газона, в первые годы может быть оформлена отдельными приствольными кругами, сохраненный между ними газон окашивают, а общее посадочное место сформируют позднее, когда растения разрастутся.

    Можно комбинировать разные типы посадочных мест, добиваясь аккуратности, цельности композиций и упрощения ухода за ними.

    8. При проектировании композиций из травянистых многолетников очертания одновидовых групп в пределах границ цветника для разных видов зависит от декоративности куста и листвы растений. Виды, у которых листва и кусты декоративны с момента появления ростков до поздней осени, называют скелетными и размещают в плане округлыми группами.

    Виды с недекоративной листвой, теряющие декоративность после цветения, неустойчивые к погодным условиям или имеющие летний период покоя, размещают диагонально вытянутыми лентами, полосами между скелетными видами. При таком размещении декоративно стабильные растения служат фоном и маскировкой для цветущих и уже отцветших видов с недекоративными кустами и листвой. После отцветания виды, размещенные полосами и лентами, не оставляют в цветниках прогалов.


    ФУНКЦИИ РАСТЕНИЙ В КОМПОЗИЦИЯХ

    1. Скелетные посадки состоят из травянистых многолетников с компактной густооблиственной декоративной формой куста и листвой, сохраняющей при-влекательность с весны до первых морозов, а иногда и дольше.

    Скелетные травянистые многолетники выполняют роль конструктивного "скелета" цветников и декоративных групп с участием травянистых многолетников. Они являются формообразующим компонентом композиций. Скелетные многолетники маскируют своей листвой виды, увядающие по окончании цветения (маки, флоксы, колокольчики), удерживают соседние кусты, "разваливающиеся" в непогоду (тысячелистник, нивяник), обеспечивают общую декоративность композиций ранней весной и поздней осенью.

    2. Бордюрные посадки создают первый план, зрительно и механически закрепляют переднюю границу композиций, удерживают растения более высоких ярусов от "разваливания".

    Бордюры часто являются интегральной частью жесткой структуры сада и выполняются из структурных растений. Это стриженые и свободнорастущие низкие кустарники, хвойные.

    В остальных случаях бордюры создают из скелетных многолетников, отдавая предпочтение медленно разрастающимся долгоживущим устойчивым зимнезеленым видам. Наиболее часто в этом качестве используют бадан толстолистный и его сорта. Наборные (из разных видов) бордюры цветников, миксбордеров также состоят только из структурных или скелетных видов многолетников (реже однолетников).

    3. Акцент – контрастно выделяющийся в композиции объект, наиболее привлекающий к себе внимание. Это не только сам объект, но и прием дизайна.

    Роль акцентов выполняют растения или группы с необычным, выделяющимся обликом. Это может быть форма крон, размер листовой пластинки, цвет листвы, яркое цветение. Акценты бывают круглогодичные, т. е. структурные (форма кроны, куста, графика побегов – ива шаровидная, яблоня плакучая), сезонные, с мая по октябрь (размер, форма и цвет листвы – клен Друммонда, барбарис Тунберга "Аурея", хоста Зибольда "Элеганс"), и в течение 10-15 дней (цветущие массивы, осенняя окраска листвы). Дизайнеры выделяют "вертикальные акценты", содержащие ярко выраженную вертикальную линию (формы крон, соцветий), цветовые акценты (яркое цветовое пятно), светлотные акценты (темное или светлое пятно).

    Различают главный декоративный акцент сада (обязательно структурное, самое выделяющееся растение или группа, композиция) и локальные акценты в отдельных композициях сада.

    Условие работы акцентов – их разумное количество и продуманное окружение (фон).

    4. Дополнительные акценты в композициях представлены видами, не столь яркими, чтобы претендовать на главный акцент, но все же в той или иной степени выделяющимися из общего фона. Часто это виды с пестрой листвой, необычной формой листа, чуть более ярким оттенком зелени, расцветкой коры побегов, необычной графикой кустов, неярким, но изящным цветением. Конкретные виды подбирают с учетом фона и главного акцента.

    5. Тематическое растение задает стиль, сезонность, цвет, яркость, форму, высоту остальным компонентам композиции. Это смысловая доминанта композиции.

    6. Доминанта композиции способствует целостности ее восприятия, сбалансированности. Выделяется размерами, объемом, цветом, длительностью декоративного эффекта.

    7. Фоновые посадки создаются однопородными группами, куртинами, массивами. В композициях они формируют основные объемы и играют роль фо-на для цветущих видов, акцентов. Требования к фоновым посадкам: однородность, выровненность посадочного материала, четкая граница куртин, а к составляющим их видам растений – неяркие, но разнообразные тона зелени, мелкая или среднего размера декоративная листва, хвоя. Иногда роль фоновых посадок выполняют структурные живые изгороди, зеленые стены.

    8. Заполняющие посадки играют вспомогательную функцию. Ими заполняют оставшимися свободными площади в композициях. На эту роль выбирают быстророразрастающие виды с поверхностной корневой системой (мелкие спиреи, лапчатка древовидная, примулы, однолетники).


    БАЛАНС В РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ

    Часто для ощущения равновесия растения в композициях размещают по принципу неравнобедренного треугольника. Этот прием годится не только для групп из трех видов, но и для большего числа компонентов. В этом случае их группируют так, чтобы образовались три группы.

    Однако подобрать виды растений для композиции еще не достаточно. Нужно, чтобы разные по размеру – высоте, диаметру кроны растения выглядели в композиции пропорционально. Самый крупный вид берут в единичном экземпляре, а остальные – во все увеличивающемся в количестве, добиваясь баланса образовавшихся куртин с доминирующим по размеру кустом.

    В сложных группах, составленных из растений с разной формой и высотой крон, кустов, нужно стараться размещать растения так, чтобы левая часть композиции уравновешивала правую. Для этого по центру композиции проводят гипотетическую ось. Относительно нее правую и левую части композиции уравновешивают по принципу асимметрического равновесия.

    Пластика группы частично характеризует ее уравновешенность, гармонию правой и левой частей. Большинство растительных групп имеет абрис в виде усеченного конуса, со смещенной вершиной в случае, если группа обозревается с одной стороны, и с вершиной в центре, если группа обозревается со всех сторон.

    Выполнить эту задачу будет гораздо проще, отдавая предпочтение крупным объемам, а не раздробленным посадкам. Для этого мелкие и средние по размеру растения высаживают в группах по 5-50 экземпляров, а одиночными кустами высаживают только крупные виды с хорошо развитыми кронами. В композициях стараются использовать меньше видов растений, но больше экземпляров одного вида или сорта.

    Иногда, чтобы быстрее добиться эффекта "полной", объемной кроны, в одну посадочную яму (немного увеличив ее в объеме) высаживают не один, а два- три саженца. Этот прием хорошо оправдывает себя в случае со спиреей Вангутта, кизильником, форзици – ей, шиповниками и другими видами кустарников с ажурными, сквозистыми кронами.


    СОСТАВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ГРУППЫ

    Последовательность рассуждений при составлении сложной группы, состоящей из структурных и декоративных посадок, позволяет скорректировать сезонные эффекты разных видов растений между собой, добиваться непрерывной в течение года или отдельного сезона декоративности композиции. На всех этапах создания группы можно и нужно вносить коррективы в ее видовой состав, расположение растений друг относительно друга, уточнять количество растений и расстояния между ними.

    Составление группы включает следующие стадии:

    • на листе бумаги в масштабе 1:50 вычерчивают посадочное место для группы, предусмотренное планом участка;
    • определяют стиль и тематику группы, выбирают тематическое растение (возможно, оно уже есть – это структурная посадка, дерево, кустарник или группа, обозначенная на предварительном плане);
    • на отдельном листе рисуют абрис группы, ее силуэт и направления главных видовых точек, воздушную линию крон, оценивая ее пластику и приближенно называя виды и сорта растений;
    • указывают на плане направление обзора группы, а на рисунке – расположение ее высотных ярусов;
    • намечают окраску листвы, размер листовой пластинки, плотность крон, указывают хвойные это породы или лиственные;
    • оценивают количество структурных и скелетных растений в группе;
    • определяют баланс и равновесие группы, проведя через центр группы гипотетическую ось, относительно которой уравновешивают правую и левую части, изменяя количество мелких и средних растений;
    • уточняют диаметры кустов, скорость роста и долговечность растений, корректируют расстояния между отдельными кустами, подбирают фоновые, заполняющие виды, вертикальные акценты;
    • сверяясь с планом-анализом ситуации, корректируют видовой состав группы, подбирают подходящие по экологическим требованиям виды на замену менее подходящих;
    • составляют сезонный календарь группы, еще раз проверяют группу по всем параметрам;
    • вычерчивают посадочный чертеж с указанием видов, сортов, количества растений.
    Группы представляют собой элементы, из которых собирают более сложные композиции - миксбордеры, цветники, древесно-кустарниковые группы. Для этого, например, можно утроить объем группы, увеличив количество растений в три раза. Можно ввести в такую увеличенную группу дополнительные акценты. Можно собирать разные группы в составе сложной композиции, не повторяясь, но при этом добиваясь ее логического единства.

    Чтобы растительный декор сада не выглядел просто набором разноплановых композиций, нужно применить приемы, объединяющие разрозненные группы. Например, повторы одного и того же растения в разных группах. Разные виды и сорта хост можно использовать то как тематическое растение, то как фон или бордюр. В качестве групп повтора хороши композиции из хвойных карликов с красивоцветущими листопадными кустарниками, растения с золотистой или пурпурной листвой.

    • По тому же принципу создаются группы из травянистых многолетников в цветниках.


    ПОСАДОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ

    Проект сада с местами посадки, разбивочными осями, размерами, условными обозначениями, списком растений называют посадочным чертежом. Возможно создание отдельного чертежа с указанием мест посадки древесных пород. Такой чертеж называется дендропланом. Он выполняется в том же масштабе, что и остальные планы.

    • Цветники, сложные композиции из декоративных растений вычерчивают отдельно в масштабе 1:50.
    • Посадочный чертеж является проектным документом. В процессе работы над ним растительный декор сада рассматривают уже не как серию разрозненных групп, а как единую композицию. На этом этапе нужно привести к единому знаменателю все созданные растительные группы.
    Вначале намечают общее стилистическое направление сада, цветовые решения, сезонные композиции. Затем, ориентируясь на сложившуюся жесткую структуру сада, корректируют посадочные места для композиций. Узкие полоски газона, неудобные формы посадочных мест могут осложнить уход за посадками. На этом этапе нужно окончательно оптимизировать границы и контуры посадок, объединить разрозненные растения в единые группы, еще раз оценить и скорректировать размеры и конфигурацию сложившихся посадочных мест.

    Уже готовые группы размещают на плане, продумывая их взаимосвязь. Постоянное обращение к плану-анализу ситуации поможет избежать ошибок в подборе ассортимента растений и мест посадки. Важно, чтобы в группах соседствовали растения с аналогичными требованиями к освещенности, влажности и плодородию почвы.

    Эскизы, наброски отдельных групп и разнообразных видов на сад с основных видовых точек, в разные сезоны помогут сбалансировать, уравновесить группы. Возможно, нужно насытить композиции архитектурными растениями или, наоборот, отказаться от некоторых сильноконтрастных решений в пользу более гармоничных, спокойных.

    Очень важно, есть ли в растительных композициях сада ярко выраженная доминанта, формирующая облик всего сада. Это может быть дерево с живописной плакучей кроной, или крупный яркий цветник, или контрастная группа.

    Нужно еще раз проверить, не нарушат ли декоративность сада красивоцветущие, но увядающие после цветения виды. Такие растения высаживают узкими полосами, маскируя их структурными посадками, скелетными травянистыми многолетниками.

    И наконец, теперь на плане можно обозначить места для установки садовых светильников для подсветки отдельных наиболее выразительных групп.


    Группа-это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива. Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные.

    Рекомендуется создавать группы из нечетного числа деревьев и избегать их точного шахматного размещения. Группа строится по принципу многоярусности. Дуб редко встречается в группах, он больше подходит для одиночного акцента. Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая ее плотной и стройной. Также они добавляются для для создания контрастных сочетаний по цвету листвы или цветков, для объединения деревьев в единую композицию, для создания групп длительного цветения.

    Деревья в группе могут размещать симметрично по отношению друг к другу и несимметрично, в свободном порядке. Сажать нужно с учетом биологических особенностях каждого. Группы делятся на контрастные и нейтральные. Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым или смешанным по составу. При использовании нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

    Ландшафтные группы, состоящие из деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветов формируются как на базе существующих насаждений, так и путем создания «с чистого листа». Первый способ позволяет достичь эффекта декоративной ценности намного раньше. Перед этим проектированием, как и в случае с проектированием групп, проводится такое же визуальное обследование участка. Кроме всех вышеизложенных факторов, здесь большую роль играет размещение кустарников. При этом старые, малоценные, больные экземпляры не берутся во внимание (их удаляют). Для создания ландшафтных групп необходимо наличие цветущих кустарников. Размещение их, как и остальных пород должно быть только пейзажным (никаких рядов!) или групповым. При отсутствии или недостатке этих кустарников, планируется посадка. Размещение цветов, камней, декоративной отсыпки из природных материалов зависит от ситуации, поэтому различно и неповторимо в каждом случае.

    Однако существуют несколько правил:

    · Обеспечение декоративности группы в течение всего года, особенно - с весны до осени.

    · Цветение обязательно постепенное (точечное или куртинами – зависит от размещения растений) и с весны до осени. Достигается путем подбора разных видов цветов, деревьев и кустарников с различными сроками цветения.

    · Не допускать ритмичности, регулярности и монотонности при размещении всех элементов композиции.

    · Используются те же принципы цветового подбора: контраст; в одной гамме (белый сад, голубой сад, розовый сад).

    Если представить последовательность цветения некоторых видов деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина. Рано весной зацветают: ива, клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее: яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, каштан конский; в начале лета – желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета: липа. Умелая компоновка позволит иметь непрерывное цветение. При создании групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветущие – по периферии групп, соблюдая ярусность. Нельзя низкорослые кустарники высаживать внутри нескольких высокорослых – недостаток освещения приведет к гибели. Как вариант, возможно создание ландшафтной группы, имеющий в составе деревья и однолетние цветы или кустарники и однолетние цветы. В таком случае цветение летников должно быть одновременным, а цветник - четким по форме и ярким, гармоничным по отношению к древесно-кустарниковым видам. Рисунок цветника либо определяется ситуацией, либо планируется заранее, вместе с деревьями и кустарниками. Немалая роль отводится и газону

    Раз березка, два березка - будет рощица



    Деревья+кусты=симметрия красоты

    Все течет, все меняется... Сегодня уже почти канули в реку забвения Лету времена, когда дачный участок использовался только как место для выращивания урожая картофеля на несколько семей, и когда поездки сюда для многих россиян были сущим кошмаром.

    Ныне дачные участки и загородные дома заводятся для культурного отдыха: сюда выезжают в хорошую погоду на шашлыки, зовут друзей и знакомых, а в летом вообще переселяются на дачу всей семьей или даже живут здесь всесезонно. И конечно, чтобы не ударить перед гостями лицом в грязь, да и для собственного удовольствия тоже, каждый землевладелец старается обустроить свой участок максимально эстетично, стремясь при этом все же к природной гармонии и естественности. И отличным решением здесь является озеленение дачи при помощи древесно-кустарниковых композиций .

    Однако стоит помнить, что зеленые насаждения на участке, особенно пышные и яркие, способны его весьма украсить, но при их расположении и группировке необходимо иметь чувство меры: не переборщить, точнее, не перезеленить. Иначе ваша дача грозит уподобиться сплошным диким зарослям, что, разумеется, не добавит ей ни притягательности, ни очарования.

    Поэтому при организации в своем саду композиций из деревьев и кустарников обязательно нужно обратить внимание на некоторые важные моменты: во-первых, более гармонично в комплекте будут смотреться зеленые насаждения с похожими характеристиками: формой кроны, цветом листвы, текстурой, во-вторых, для создания эффектного контраста лучше всего сыграть на какой-то одной доминирующей черте, а не на полной разнородности подобранной флоры; в-третьих, лучше всего отдать предпочтения местным растениям - они приживутся с большей долей вероятности и будут требовать меньшего ухода, чем зеленая экзотика.

    Однако, для правильной организации древесно-кустарниковых композиций этого все же недостаточно. Существуют также определенные принципы, следование которым весьма желательно, если вы хотите придать своему дачному участку неповторимый, оригинальный, но в то же время стильный и эстетичный образ.

    Повинуясь зову матушки-природы...

    Многие из нас хотят, чтобы, приехав на дачу, они могли погрузиться в природную атмосферу, максимально приближенную к естественной. И этого вполне можно добиться, соблюдая экологический принцип построения . Он заключается в подборе флоры с учетом ее биологических особенностей и учетом всех требований по посадке растений и уходу за ними. Это позволяет выращивать жизнестойкие и крепкие экземпляры деревьев и кустарников, которые будут создавать у горожан, выехавших за город, ощущение присутствия на естественном природном ландшафте. Невнимание же к потребностям растений чревато замедлением и ухудшением их роста, что способствует чахлости, вялости, блеклости их внешнего вида. Таким образом, останется не реализованной основная цель композиции - декоративная.

    Экологичный принцип предполагает учет потребностей древесно-кустарниковой группы к освещению, влажности, уровню минерализации почвы , ее температуре и т. д. В местности, близкой к городу, сюда прибавляются еще и показатели степени загазованности атмосферы, объем вредных веществ и пыли в ней.

    И если друг оказался вдруг.... не друг, а враг

    Хорошо известно, что космические экипажи подбираются по принципу психологической совместимости людей, ведь только оптимальное психо-эмоциональное взаимодействие в условиях ограниченной локации способствует продуктивной работе и мирному сосуществованию без конфликтов. У растений действует похожий принцип, только называется он фитоценотическим. Согласно ему, деревья и кустарники в композиции подбираются таким образом, чтобы составлять гармоничное единство на основании биологической совместимости.

    Не секрет, что деревья и кустарники разных пород зачастую не уживаются друг с другом на одном месте: более сильные подминают под себя слабых, «забивают» их, мешают расти. Чтобы этого не происходило, необходимо знать, как разные растения взаимодействуют друг с другом, кто из них может стать соседями, а кого лучше рассаживать в разные концы дачного участка.

    Взаимодействие между сообществами может быть разнохарактерным: механическим, биофизическим, биохимическим. Деревья и кустарники с крупными ветвями, посаженные близко друг другу, могут наносить соседям механические повреждения. Так же существует теория о том, что у каждого растения есть собственное биополе, которое может стимулирующе или угнетающе воздействовать на окружающие растения - так сказывается биофизическое взаимодействие. Некоторые зеленые поселенцы отличаются непомерным аппетитом, отбирая воду и питательные вещества у менее расторопных сожителей, а также выделяют особые активные вещества, которые могут быть и не полезны окружающим - в этом проявляется биохимический характер взаимовлияния. И в конечном итоге это тоже весьма важно при обустройстве на участке древесно-кустарниковой композиции .

    Красивым быть не запретить, но в меру

    Красота - страшная сила, иногда она на самом деле принимает ужасающие формы, если ее слишком много. То же самое правило работает и в отношении древесно-кустарниковых композиций: когда в них пытаются впихнуть всего-всего и побольше, не придавая особого значения гармоничному сочетанию растений. В итоге может получится настоящий винегрет из зеленых насаждений, выглядит который при не очень аппетитно.

    Во избежание подобных ошибок для создания по-настоящему красивой древесно-кустарниковой композиции необходимо руководствоваться также декоративным принципом. В этом случае главное внимание уделяется внешнему облику растений, их цвету, размеру и форме листвы, кроны и т.д.

    Можно также отметить, что в рамках данного принципа растения могут группироваться по тождественности, подобию или контрасту. Тождественность подразумевает объединение в рамках одной композиции флоры с похожими эстетическими характеристиками, которые, выражаясь языком живописи, как бы легкими мазками разной степени резкости привносят в общую картину глубину и объемность. Как правило, в этом случае в одну композицию включают растения разных видов со сходными физиономическими и анатомическими признаками по принципу симметрии. По подобным характеристикам группируются зеленые насаждения, имеющие очень незначительные отличия эстетического и биологического свойства. Это наиболее сложный процесс, поскольку требует достаточно хорошего знания флоры, с которой приходится работать. Контрастность же достигается путем сопоставления в рамках одной композиции деревьев и кустарников с противоположными внешними признаками, которые очень хорошо дополняют и оттеняют друг друга в совокупности. Например, сюда можно включать деревья с пирамидальными и шаровидными кронами, с листьями зеленого цвета и необычным желто-красным окрасом и т.д.

    Следуя всем принципам построения древесно-кустарниковых групп , вдумчиво отбирая зеленые насаждения для них и внимательно относясь к потребностям растений, можно создать на своем дачном участке настоящий райский сад , или небольшую рощицу, или аристократичную парковую зону – все, что подскажем вам ваша фантазия. Главное, что сделав все по правилам, вы сможете очень долго наслаждаться прекрасным зрелищем цветущих зеленых композиций на собственной даче.



    Ассортимент растений для зеленого строительства определяется исходя из сложного комплекса требований, учитывающих климатические условия данного района, целевое назначение объекта, природные особенности озеленяемой площади (почвы, рельеф, гидрология, инсоляция и др.), архитектурно-планировочную ситуацию.

    При выборе материала в ходе ландшафтного проектирования огромное значение имеют эстетические особенности деревьев и кустарников, они характеризуются изменением размеров, формы, цвета, облиственности, что обусловлено их ростом и развитием, а также сезонными циклами жизнедеятельности. Каждое растение, особенно отдельно стоящее, имеет свои индивидуальны черты. В то же время в групповых посадках деревья и кустарники обладают способностью «притираться» друг к другу, образуя не набор отдельных растений, а единую взаимосвязанную группу, обладающую определенной способностью к саморегулированию и формированию уравновешенного объема.

    При формировании объемно-пространственной композиции парка габитусы насаждений, их высота, долговечность и динамика развития по отношению друг к другу имеют главенствующее значение. Каждый вид растений характеризуется присущей ему высотой, формой и силуэтом кроны. Условно можно разделить деревья на три типа по высоте: высокие (20...30 м и более) - ель и сосна обыкновенные, бук, липа и т. д.; средние (12...20 м) и низкие (8...12 м) - к ним относятся полудеревья-полукустарники - черемуха, лох, рябина и др.

    Помимо общего рисунка кроны большое значение имеет характер ветвления, рисунок и архитектоника основных «скелетных» ветвей, особенно в те времена года, когда дерево сбрасывает листву.

    Художественная выразительность того или иного вида растений определяется размерами, формой, оттенком, фактурой и подвижностью листвы, а также ее цветовой динамикой в различные времена года, характером, фактурой и цветом коры, характером цветения и плодоношения. Деревья, обладающие большой высотой, кряжистым толстым стволом и мощными ветвями, воспринимаются олицетворяющими силу, прочность. Тонкие стволики и ветви, свисающие ажурные кроны ассоциируются с грустью, нежностью, хрупкостью. Сообразно этому определяется их местоположение в ландшафте парка. Например, высокие мощные деревья, расположенные одиночно и группами на больших открытых полянах, позволяют осматривать их с разных расстояний. Плакучие формы, как правило, размещаются на небольших территориях, у водоемов, в виде одиночных и групповых посадок.

    Характер ветвления и облиствления определяет ажурность или плотность кроны дерева или кустарника и обусловливает их художественные особенности. Крона в зависимости от своей формы, отношения к высоте штамба, плотности, цветовой окраски в большей или меньшей степени влияет на «массу» всего растения. У одиночных экземпляров, растущих на открытом месте, развивается более мощная раскидистая крона, а ствол низкий и толстый. Примером этому могут служить дуб черешчатый, вяз.

    Архитектонические качества зеленых насаждений наиболее выражены размерами, характером ветвления, формой кроны и соотношением ее со стволом. Эти факторы в значительной мере определяют возможности композиционного пространственного использования растений и условия их восприятия в парковом ансамбле. Так, по наблюдениям В. А. Артамонова, если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт рассматриваемых насаждений, то при ближнем восприятии (в пределах одной высоты) приобретают главное значение декоративные детали, например листва и ее фактура, текстура коры, рисунок сучьев.

    Подбор ассортимента растений для создания композиций является сложной задачей, поэтому возникает острая необходимость в анализе их декоративных качеств и классификации по следующим признакам:

    1. Высота древесных растений (I, II, III величины) и форма крон (регулярная, иррегулярная).

    2. Тип ветвления и цвет ветвей.

    3. Форма стволов, структура и цвет коры.

    4. Характер облиствения (грубая, средняя, тонкая фактура) и цвет листьев.

    5. Морфология и окраска цветков и плодов.

    Сложность построения паркового пейзажа заключается не только в подборе растений, но и учете изменений их внешнего облика и цвета в течение года, а также возраста.

    Принципы композиции и подбора пород для крупных парковых композиций отличаются от принципов подбора их в небольших садах и скверах. В малом саду особую роль приобретают отдельные декоративные свойства растений: форма и цвет листа, характер ветвления каждого дерева, строение и тон цветка, аромат, а в крупных парковых объектах зрителем воспринимается величина массива или группы, силуэт, цвет и т. д.

    Каждое древесное растение оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие благодаря форме кроны, характеру ветвления, форме и расположению листьев, окраске листвы, ветвей, ствола, цветам, плодам. При формировании группы по одному или нескольким вышеперечисленным признакам древесных и кустарниковых пород может получиться группа, интересная либо по окраске, либо по форме или ветвлению, либо по всем этим признакам одновременно.

    Современное формовое и видовое богатство древесных растений представляет потенциальную возможность для создания парковых пейзажей, но процесс отбора растений для композиции является сложной задачей, требующей учета не только биологических свойств растений, но и их декоративности.

    Декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами, представляющими совокупность морфологических признаков. Сюда входят высота растений, форма ствола и ветвей, их соотношение между собой, архитектоника кроны, характер облиствения, форма и окраска листьев, цветков, плодов, сезонная декоративность и возрастная изменчивость - словом, все те признаки, которые отличают один вид от другого. В декоративной дендрологии имеется ряд фундаментальных работ (А. Колесников, Л. Рубцов, А. Ву и И. Галактионов) и справочников, систематизирующих и характеризующих декоративные свойства растений.

    Для определения декоративности древесных растений по совокупности перечисленных свойств Н. Котеловой и О. Виноградовой был разработан метод комплексной оценки по формуле

    где А1, А2...- баллы оценки декоративности каждого признака (величина, форма, фактура, окраска листьев; цветение - сроки; цветки - форма, окраска, запах; плоды - форма, окраска; форма ствола, фактура и цвет коры и т. д.); Р1 Р2...- переводные коэффициенты весомости, определяющие значимость каждого признака для данного вида, при установлении которых учитываются продолжительность и сила эмоционального воздействия. Коэффициенты определяют экспертным методом.

    Наиболее весомым признаком является архитектоника кроны. Она определяется по следующим показателям: форма - общий контур или силуэт, структура - характер ветвления, размещение скелетных ветвей и побегов II порядка, их мощь и просматриваемость в рисунке кроны (плотность кроны), фактура - облиственность, объемный рисунок кроны (размещение листьев и их расположение на ветвях).

    Приведенный метод оценки позволяет вести сопоставление видов для выявления наиболее перспективных. Однако следует иметь в виду, что степень перспективности того или иного вида определяется прежде всего его соответствием художественному замыслу и отведенной этому виду композиционной роли.

    В современном озеленении декоративность является главным внешним признаком оценки состояния растений, их устойчивости в экстремальных городских условиях. «Устойчивость древесных растений можно до известной степени определить способностью их формировать характерные виду, культивару и сорту декоративные признаки и свойства. Она теснейшим образом взаимосвязана с декоративностью древесных растений: устойчивые виды и сорта декоративны». Оценка ведется путем сопоставления оцениваемых экземпляров того или иного вида с эталоном - экземпляром, получившим свое развитие в оптимальных условиях и наилучшим образом проявляющим свойства своего габитуса. Чем ближе оцениваемый экземпляр к эталону, тем выше его декоративность. И здесь наиболее существенным признаком оказалась также архитектоника кроны.

    Проявления декоративности растений в их внешних признаках, таких, как форма, силуэт, структура, фактура, цвет, являются так называемыми формально-эстетическими признаками.

    Л. Рубцов отмечал, что характер садово-паркового ландшафта в первую очередь зависит от физиономического облика растений, входящих в состав его растительных группировок.

    Физиономический облик растений определяется как комплексом присущих виду формально-эстетических признаков, так и индивидуальными особенностями того или иного экземпляра. Он наиболее ярко проявляется там, где выражено нерасторжимое единство внешних видовых свойств с условиями произрастания. Поэтому мы можем считать равноценными, например, роскошный экземпляр сосны, выросшей в благоприятных условиях, и сосну, выросшую в горах, прилепившуюся своим кривым стволом к скалам. Особую физиономическую выразительность имеют старые отдельно стоящие деревья, выросшие на свободе. Облик растений определяется не только их внешними признаками, но тем впечатлением, ассоциациями, с которыми в нашем сознании связано то или иное растение: «траурный кипарис», «печальная ива», «строгие ели», «мощные дубы», «кудрявые березы», «скромная незабудка», «гордая лилия», «пышная роза»... При создании садово-парковых пейзажей до некоторой степени нужно считаться с этими ассоциациями и символикой, связанной с тем или иным растением.

    Большинство древесных видов несут свою эмоциональную нагрузку, имеют характер, часто настолько выразительный, что именно он становится определяющим в формировании облика пейзажей парка и создании художественного образа парка. Так, одни растения (например, сосна) воплощают в себе черты естественного леса, другие (например, липа) ассоциируются со старинными парками, третьи, в силу своей новизны, имеют явно экзотический характер (например, орех маньчжурский, каштан конский, а также краснолистные, золотистые и пестролистные формы), четвертые представляются как результат творчества селекционеров (различные сорта декоративных растений). Поэтому подбор растений только по цвету и форме является недостаточным и требует учета их физиономического облика, на основе единства которого и формируется целостный художественный образ парка.

    Исходя из физиономического облика растений, объекты ландшафтного искусства можно разделить на следующие группы, условно именуемые: 1) природные, 2) парковые, 3) экзотические, 4) садовые.

    Группу природных объектов образуют такие, где ассортимент, группировка растений и общая структура композиции передают облик естественного ландшафта (лесного, горного, лугового и т. д.). Чаще всего - это образ леса. Группа парковых объектов в своей основе воспроизводит образ парка, где исторически сформировались свои приемы и традиционный ассортимент. В группе экзотических объектов ведущую роль играют интродуценты или виды растений разнообразных форм, т. е. растения, по своему характеру необычные для местного природного ландшафта. Группа садовых объектов включает возможность показа всего разнообразия творчества садоводов - богатство сортов, красок и садовых форм. Каждая из этих групп имеет свое место в истории садово-паркового искусства и формирования его композиционных приемов.

    Так, задавшись идеей формирования сада как уголка естественного ландшафта, следует использовать виды, соответствующие первой группе. Если же сад решается в традициях русских исторических парков, то здесь преимущественную роль будут играть растения из второй группы. В пределах этих группировок деревья и кустарники достаточно хорошо сочетаются между собой в силу их соответствия определенному физиономическому облику. Несколько сложнее решать вопрос формирования экзотического сада, поскольку экзоты имеют различное происхождение и соответствуют характеру своего родного ландшафта. Будучи соединенными на одной площади они часто не сочетаются друг с другом по облику. В таком случае сочетания столь различных видов целесообразно вести по форме и архитектонике кроны, окраске листвы и т. д. Такие композиции получаются несколько напряженными, поэтому иногда для их смягчения в качестве фона в ассортимент вводят традиционные виды (липа). В группировку растений садового типа включают преимущественно невысокие растения. Здесь возможно введение видов из других группировок, более крупных по своим размерам, которые позволят создать высокие изолирующие «стены» фона и, если нужно, более монументально решить объемно-пространственные задачи.

    Подбор растений по сходству их физиономического облика является одной из важнейших задач формирования художественно полноценных парковых объектов. Это потребовало соответствующей оценки ассортимента. Она была проведена с помощью экспертов, проанализировавших около 70 видов древесно-кустарниковых растений средней полосы. В результате был составлен список этих растений по группам. При этом отдельные виды были отнесены к двум или даже трем группам, что говорит либо о нейтральности характера этих растений по отношению к предлагаемым группировкам, обусловившим противоречия мнений экспертов (клен татарский, тополя - канадский и берлинский), либо, наоборот, о пластичном характере их облика, позволяющем использовать их в разных группах (спиреи, шиповники и др.). Это обстоятельство говорит также о несколько условном характере предлагаемой группировки, которую не следует понимать как абсолютную, относя растения только к какой-либо одной из физиономических групп и полностью исключая возможность сочетания растений, принадлежащих к разным группам.

    Подбор ассортимента в садово-парковом искусстве является творческим процессом, требующим знания, художественного чутья и мастерства, а значит, и совершенствования принятых правил.

    Следует также учитывать, что в различных географических районах оценка будет меняться в зависимости от местных растений, экзотов, а также традиций паркостроения.

    По степени возможного участия растений в парковых пейзажах О. Блиновский подразделяет их на следующие группы:

    Ландшафтообразующие, или ведущие, сюда входят породы с наиболее ценными декоративными качествами, способные при доминировании придать территории определенный характер (клен остролистный, береза повислая, липа мелколистная, лиственница сибирская).

    Сопутствующие, которые играют вспомогательную роль в формировании объема пейзажа (рябина обыкновенная, груша уссурийская, черемуха обыкновенная);

    Красивоцветущие - близки к группе сопутствующих. На небольших участках во время цветения они играют роль ведущих;

    Садово-декоративные деревья и кустарники, выведенные человеком и отличающиеся особыми декоративными качествами. Рекомендуется использовать как акценты, отмечающие входы, площадки, сооружения и пр.

    Подбор растений для объектов ландшафтного искусства - это комплексный процесс, требующий не только их эстетической оценки, но и учета устойчивости в городских условиях и соответствия функциональному назначению объекта. Так, в защитных насаждениях, изолирующих сад от уличного движения, следует использовать виды, не только устойчивые против пыли и других вредных выбросов, но обладающие также высокими пылезадерживающими и шумозащитными свойствами. Желательно вводить быстрорастущие породы. Подпологовые кустарники должны быть теневыносливыми.

    Насаждения у спортивных площадок должны обладать высокой пылезащитностью, а также отвечать следующим специфическим требованиям: быть устойчивыми к механическим повреждениям и способными к регенерации, не иметь колючек и шипов. Желательно избегать деревьев с ажурными кронами, создающими блики.

    Насаждения у детских площадок, помимо их санитарно-гигиенических свойств - пылезащитности и бактерицидности, должны быть безопасными в травматическом отношении. Поэтому на детских площадках исключаются растения с колючками или ломкими жесткими ветвями. Следует также избегать растений с плодами. Вместе с этим в ассортимент следует включать виды, которые были бы привлекательны, воспитывали в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к природе. Здесь можно рекомендовать различные виды клена; интересен, например, клен остролистный, имеющий совершенные по форме листья, очень эффектные в осенний период. Желательно вводить виды древесных и травянистых растений, типичные для данной природной зоны, встречающиеся в фольклоре, включенные в учебники по биологии, отмечающие смену времен года.

    В комплексе вопросов, решаемых при подборе ассортимента, В. Кучерявым выделяются следующие принципы: экологический - требует согласования биологии растений с условиями произрастания, биоценотический - направленный на формирование жизнеспособных фитоценозов, систематический - обусловливает подбор деревьев и кустарников по определенным таксономическим рангам (является основой для закладки дендрариев и ботанических садов), декоративный - основывается на эстетических свойствах растений.

    Очень важен учет экологических условий развития растительности . Так, при озеленении промышленных предприятий, санитарно-защитных зон и защитных полос вдоль магистралей необходимо учитывать газоустойчивость растений. Нельзя допускать высаживание светолюбивых пород в затененных дворах многоэтажных зданий. Иногда предъявляются повышенные требования к быстроте роста деревьев, к их ветрозащитной или шумозащитной способности. Детальные сведения о группировке растений по климатическим и другим признакам содержатся в специальной литературе. Ниже даются краткие рекомендации по подбору растений в зависимости от почвенных, инсоляционных и других условий.

    Почвы . Породы, требующие плодородных почв: дуб черешчатый и красный, липа, ольха черная, орех медвежий, платан, пихта, тополь белый, канадский, туркестанский; лещина, гортензия, сирень, туя западная, бузина.

    Деревья и кустарники для песчаных почв: айлант, береза бородавчатая, ива пурпурная и каспийская; клен синелистный, серебристый, татарский; сосна, лох узколистный и серебристый; тополь белый и канадский; смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник и др.

    Для засоленных почв: айлант, гледичия каспийская, аморфа, гребенщик, сумах пушистый, гранат. Для влажных почв: береза пушистая, тополь, ива, лиственница, магнолия, эвкалипт, черемуха, смородина черная и красная.

    Породы, не требующие плодородных почв: береза пушистая и бумажная, акация белая, дуб пушистый, вяз мелколистный, ива, клен полевой, тополь душистый и московский, ирга, акация желтая, боярышник, лох, жимолость, таволга и др.

    Инсоляция . Светолюбивые породы: береза, дуб, груша, клен ясенелистный, красный, веерный, лиственница, ольха черная, тополь, сосна обыкновенная и горная, ясень, ива, таволга, гребенщик. Теневыносливые породы: каштан конский, граб, клен полевой и татарский, ель, липа, кипарис, платан, пихта; боярышник, кизильник, жимолость, калина, туя западная.

    Газостойкость . Наименее стойкие: акация желтая, береза пушистая, каштан конский, клен остролистный, ель обыкновенная, облепиха, сумах пушистый, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная, рябина обыкновенная, ясень обыкновенный и манчжурский. Наиболее стойкие: ель колючая и Энгельмана, акация белая, айлант, бирючина, гледичия трехколючковая, дерен белый, жимолость татарская, кизильник блестящий, клен пенсильванский, татарский и ясенелистный, крыжовник, лох, магнолия, гранат, скумпия, смородина золотистая, спирея средняя, биллиарда, тополь канадский, серый, черный, шелковица, гребенщик, софора.

    Шумозащита . Хвойные породы: ель, пихта, туя и другие породы деревьев, сохраняющие плотную крону круглый год. Лиственные породы: липа, граб, шелковица, ильмовые, в подлеске - бирючина, гордовина, спирея.

    Пылезащита . Хвойные породы деревьев, лиственные породы (например, вяз) с густой кроной и шершавыми морщинистыми листьями.

    Быстрота роста . Быстрорастущие породы: береза, вяз, гледичия, карагач, клен ясенелистный и татарский, ива плакучая, тополь, яблоня, ольха черная, орех медвежий и черный, черемуха, ясень золотистый и обыкновенный, ель белая и колючая, кипарис, лиственница даурская, европейская и западная, сосна обыкновенная, крымская, гималайская и Веймутова, акация белая, айлант, барбарис, бересклет, бирючина, боярышник, бузина, дерен, чубушник, жимолость, калина, акация желтая, крушина, лох, смородина золотистая. Медленнорастущие породы, кедр, тис, вишня садовая, груша, дуб зимний и черешчатый, каштан, липа, платан, скумпия, самшит и др. (рис.)

    Засухоусточивостъ . Наиболее устойчивые к нехватке влаги породы: берест, дуб, ель колючая и белая, клен серебристый и татарский, кипарис, гледичия трехколючковая, орех серый, тополь китайский, акация желтая, аморфа, скумпия, лох узколистный, смородина золотистая. Прозрачную крону имеют: пихта европейская, сибирская, клен остролистный, явор белый, каштан конский и обыкновенный, ольха черная, туя восточная, граб обыкновенный, можжевельник, черемуха, ель, дуб, липа, вяз, туя западная, тис ягодный, кедр сибирский, тополь берлинский, туркестанский, канадский (табл.)

    Растения с колючками (для живых изгородей; для озеленения детских площадок не рекомендуется): диморфонт, миндаль бадамча, аралия манчжурская, абрикос обыкновенный, акация желтая, колючая, древогубец плетевидный, айва японская, лох узколистный, облепиха, все виды боярышника и др.

    Растения, укрепляющие склоны, овраги, откосы: клен полевой, татарский, айлант, ольха белая, ирга, аморфа, бобовник степной, аралия манчжурская, толокнянка, барбарис, джузгун, вереск, акация желтая, береза степная, граб, гикори, черешня, кизильник, боярышник, бересклет, гледичия, облепиха и др. При выборе ассортимента насаждений парков и садов необходимо учитывать региональный фактор, разнообразие природных условий в отдельных зонах России. Древесные и кустарниковые породы подбирают преимущественно местные, экологически устойчивые, долговечные, имеющиеся в достаточном количестве в лесных и городских питомниках с учетом конкретных возможностей каждой природной зоны. В связи с этим нужно иметь в виду границы распространения пород, сложившиеся главным образом под влиянием климатических и почвенных условий (европейская часть страны).

    1. Область тундры и лесотундры. Наиболее распространены низкорослые кустарники, ива, карликовые березы. Заболоченные пространства чередуются с небольшими островами леса, это так называемое елово-березовое и лиственное редколесье.

    2. Область хвойных лесов, европейская тайга. Здесь основные лесообразуюшие породы - ель, сосна и в восточной части лиственница сибирская, пихта, кедр. В производных (вторичных) типах древостоев преобладают осина, береза, ольха серая, в подлеске встречаются липа, клен остролистный, по долинам рек в южной части области вклинивается дуб.

    3. Область смешанных елово-широколиственных лесов. Коренные породы ель и сосна, в восточной части лиственница и пихта сибирская, повсеместно встречаются широколиственные породы - дуб, липа, клен остролистный. В южной и западной частях среди этих пород ель уже не встречается, становится больше липы. Породный состав насаждений обогащается за счет интродукционных работ, это особенно характерно для окрестностей крупных городов (Ленинграда, Москвы, Риги, Минска, Брянска, Казани и др.).

    4. Лесостепь. Эта область характеризуется на западе преобладанием дубравно-ясеневой, а на востоке дубравно-липовой растительности. В центральной части преобладают кленово-липовые дубравы с присутствием ясеня. Нередки, особенно на западе, граб, черешня, явор, береза, липа серебристая.

    5. Область европейской степи. Лесная растительность приурочена главным образом к долинам рек, поймам, балкам. В западных районах - дуб, клен полевой, берест, в восточных - осина, осокорь. Городские насаждения обогащены белой акацией, гледичией, лохом узколистным и др.

    6. Кавказ и Крым. В этой области в горах коренными породами являются на Кавказе - бук восточный, пихта кавказская, дуб, клен, ель кавказская и др., в Крыму - бук, дуб, ясень, сосна крымская, граб, груша, черешня, кизил и т. д. На черноморском побережье, в насаждениях городов и курортов преобладают субтропические растения высоких декоративных качеств, среди них платаны, дуб пробковый, кедр ливанский и атласский, туя гигантская и восточная, эвкалипт, секвойя гигантская и др.

    Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.

    Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

    При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

    Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

    Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае.

    - Пропорции . Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

    - Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

    Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

    Различают перспективу линейную и воздушную.

    И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

    Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

    - Ритм. Это повторение одних и тех же элементов или их звеньев через определенный интервал. Для ритмичной посадки необходимо минимум 3 элемента, для устойчивого ритма 7-9 элементов.

    Простой ритм: Лп-5м-Лп-5м-Лп…..

    Сложный ритм: Лп-шиповник-шиповник-липа-шиповник-шиповник-липа

    Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.