Бог Египта Осирис: происхождение, внешний облик и современные интерпретации. Миф об осирисе Какие мифы связаны с богом осирис

Периодически Осирис изображался в виде быка или человека с бычьей головой.

Согласно источникам (древнеегипетским текстам) и повествованию Плутарха, Осирис был старшим сыном бога Геба и богини Нут, супругом и родным братом Изиды , братом Сета и Нефтиды, отцом Анубиса и Гора . По счету он был четвертым из богов, которые царствовали на земле еще с изначальных времен. Унаследовал он свою власть от прадедушки Атума Ра , дедушки Шу и своего отца Геба. Гробница Осириса была расположена в городе Абидос.

Царствуя над всем Египтом, Осирис обучил людей земледелию, виноделию и выращиванию плодовых деревьев, но был коварно убит своим братом, богом Сетом, который желал править в Египте вместо него.

Сет – это злобный бог пустыни, он мечтал погубить брата Осириса и смастерил саркофаг по мерке брата. Устроив пир, он пригласил на него Осириса и объявил, что саркофаг – это подарок тому, кому он идеально подойдет. В тот момент, когда Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, налили в саркофаг раскаленный свинец и выбросили в воды Нила. Жена и сестра Осириса , Изида, нашла труп и стала его оплакивать вместе с Нефтидой. Атум Ра сжалился над ней и послал ей божественного шакала Анубиса, который собрал части Осириса , забальзамировал и запеленал тело. Исида приняла облик соколицы и опустилась на тело супруга. Чудесным образом зачав от него, она родила могущественного бога Гора.

Гор был рожден с единственной целью – отомстить за смерть отца. В то же время он также считает, что он единственный, кто достоин занять трон отца.

После длительной судебной тяжбы Гор был признан законным наследником Осириса и вступил на царствование. Он воскресил отца Осириса , дав ему проглотить Око. Однако Осирис решил не возвращаться на землю и остался царствовать в загробном мире, предоставляя царство живых в полное распоряжение сыну.

Собрав воедино в себе все разнообразные времена, культы царя, воскресающего бога, реки Нил, луны, быка, загробного судьи, мифы и легенды об Осирисе впитали в себя все представления ряда последовательных стадий развития общества в Древнем Египте.

Корнями миф об Осирисе уходит глубоко в века родового строя, из обрядов и представлений которого со временем развиваются характерные черты культа данного бога: царский культ, культ воскрешения, производительных природных сил.

Корона, которая изображается на голове Осириса , сделана из папируса, также как и его священная ладья. Его символ Джед состоит их связок тростника, которые вставлены друг в друга. Впоследствии, Осирис всегда изображается с каким-то растением: пред его троном из пруда растет прекрасный лотос или деревья, обвитые виноградной лозой. Также обвитым лозой изображается и весь балдахин над троном.

Таким же образом украшается гробница Осириса – в ней обязательно есть зелень: то рядышком произрастает дерево, на котором располагается душа Осириса в образе феникса, то дерево прорастает сквозь гробницу, аккуратно обвив ее своими корнями, а бывает, что и из самой гробницы растут четыре различных дерева.

Осирис – один из самых почитаемых египетских богов . Владыка мёртвых, Осирис в то же время воплощал идею возрождения и вечной жизни – именно этим и объясняется его популярность. Мифы об Осирисе переданы Плутархом в сочинении «Об Исиде». Общий их смысл совпадает с многочисленными отрывками в древнеегипетских иероглифических текстах, хотя отдельные подробности легенды заметно разнятся.

Согласно Плутарху, Осирис, сын богов земли и неба – Геба и Нут – после своих родителей царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и женой Исидой . Тогдашние люди ещё продолжали жить в дикости и бескультурии. Осирис и Исида научили человечество земледелию и оседлой жизни, врачеванию, градостроению, семейному быту, поклонению богам. Им помогал во всём этом бог мудрости Тот . Затем Осирис устроил победоносную военную экспедицию в Азию.

Бог Осирис

Царский трон Осириса мечтал получить для себя его завистливый брат, бог Сет . Чтобы осуществить свой коварный замысел, он пошёл на хитрость: принес однажды на пир великолепный сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Когда в сундук лёг Осирис, Сет запер его на замок, залил сверху свинцом и велел бросить в Нил. Эта река вынесла Осириса в Средиземное море, по которому он доплыл до берегов Финикии . Близ города Библа сундук был выброшен на берег, где вокруг него разрослось дерево тамариск, так что Осирис с сундуком оказался внутри ствола. Местный царь срубил это дерево и сделал из него колонну, подпиравшую крышу дворца.

Тем временем на поиски Осириса двинулась его любящая жена Исида. После долгих странствий она прибыла в Библ, стала там воспитательницей царевича и выпросила себе ствол дерева с гробом уже умершего мужа. Исида перенесла его в Египет, однако там тело Осириса попало в руки злого Сета. Сет разрубил его на 14 частей и разбросал их по стране. Исиде удалось собрать почти все части. На месте нахождения каждой из них она воздвигала гробницу – так во многих египетских областях (номах) оказались центры поклонения Осирису. Одним из наиболее знаменитых было святилище в городе Абидосе, где хранилась «голова Осириса», привлекавшая массы богомольцев. По утверждению летописца Манефона, этот храм положил и начало египетской государственности.

Восхищённые преданностью Исиды боги оживили Осириса и сделали его владыкой подземного царства мертвых . Он исполнял там обязанности загробного судьи, вынося обвинительные или оправдательные приговоры усопшим в зависимости от их поведения в земной жизни. Суд Осириса описан в знаменитой древнеегипетской Книге мёртвых .

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

Миф об Осирисе излагается вполне сложившимся уже в Текстах пирамид (эпоха Древнего царства). Он является одним из древнейших воплощений сюжета об умирающем и воскресающем боге, который повторяется потом в легендах о Таммузе , Адонисе и образе Иисуса Христа. Культ Осириса был тесно связан с идеей земледелия (зарываемое в землю, но потом прорастающее из неё зерно). Кульминация главного праздника Осириса в Египте приходилась как раз на день посева. Мысль о том, что жизнь невозможна иначе, чем через смерть, а смерть неизбежно сменится новой жизнью, оказала сильнейшее влияние на последующую человеческую культуру. Она внушалась и в древнегреческих Элевсинских таинствах . Наглядным образом этого в Египте могло служить не только прорастание зерна, но и смена времён года, а также периодические разливы Нила. Сказание об убийстве Осириса Сетом символизирует борьбу земледелия с мрачной, сухой пустыней. Празднества в честь Осириса широко отмечались по всему Египту в ноябре и конце декабря. Главные проходили в Филе, Дендере и Абидосе.

В Древнем Египте Осирис изображался в виде человека, обёрнутого ниже пояса пеленами мумии, с зелёным лицом (чей цвет символизировал свежую растительность), с кнутом и посохом (скипетром) в руках. Статуэтки Осириса найдены в огромном количестве. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис .

Осирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств . Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп.

Отличительным головным убором божества является его корона – корона «атеф». Она состоит из высокой конической формы шапки с двумя перьями по ее бокам.

Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.

Среди египтологов нет единства относительно этимологии (т.е. происхождения и значения) имени этого божества. Наиболее распространенной точкой зрения считается связь его имени (Усир) с древнеегипетским словом «восер» (ws"ir), что можно перевести как «могущественный один».

Осирис и «Тексты пирамид»

Генеалогия (происхождение) этой божественной персоны описывается в надписях, высеченных на внутренних стенах пирамид V династии - "Текстах пирамид ". Согласно этим текстам, египетский бог Осирис был старшим из детей (наряду с Исидой , Сетом, Нефтидой) бога земли Геба и богини неба Нут , являвшихся, в свою очередь, детьми Шу и Тефнут, которых породил бог Атум .

Таким образом, он является одним из девяти важнейших богов - «эннеады» - города Гелиополя, бывшего одним из главных теологических центров древнего Египта. Гелиопольская эннеада была древнейшей системой, объяснявшей происхождение богов (теогония) и происхождение вселенной и человека (космология).

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса .

Миф об Осирисе

Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Вот краткое содержание этого мифа. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.

Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).

Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.

Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.

Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.

И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.

В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.

В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.

Культ Осириса в Древнем Египте

Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.

В Древнем царстве покойный фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором, сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых », что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть считалось, что также оживет после смерти.

Главным центром культа Осириса в Древнем Египте был Абидос, столица восьмого нома в Верхнем Египте, место погребения фараонов (см. Карта Древнего Египта). Владыка подземного царства, его жена Исида и их сын Гор составляли важнейшую троицу богов Абидоса. Очень важным местом паломничества там была могила одного из древних королей первой династии - фараона Джера, которая позже стала почитаться как гробница Осириса.

В Абидосе ежегодно проводился фестиваль, посвященный божеству. Во время празднования ладью бога проносили в огромной процессии, отмечая его победы над врагами. Абидос также считался местом, где была похоронена голова бога после того, как его тело было разрублено на части Сетом. На эмблеме города (нома) изображалась голова с короной "атеф" - короной царя загробного мира.

Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.

Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

«Тексты пирамид» говорят о том, что Осирис был правителем Египта в преддинастический период. Однако сведения об этом правлении, закончившимся его убийством от рук своего же брата Сета, крайне скудны. Кажется, что земная жизнь бога загробного мира включена в цикл мифов об Осирисе только для того, чтобы сделать его отеческое отношение к египетскому королю более понятным. Поскольку после его смерти владыкой Египта, победив Сета, становится Гор – сын бога, обеспечив, таким образом, с одной стороны, «божественность» самих фараонов, с другой - их тесную связь именно с Осирисом, как предтечей всех фараонов.

Из «Текстов саркофагов» эпохи Среднего царства следует, что Сет напал на своего брата на земле Gahesty и убил его на берегу Nedyet. Есть также намек на смерть Осириса от утопления около Мемфиса. Эта связь бога загробного мира с водой была подробнее развита в более поздний период, когда события, остносящиеся к его смерти и воскрешению связаны уже c Нилом.

Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.

В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.

Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):
Себеннутос - бедро и голень;
Гераклеополис - бедро, голова, две ноги;
Атрибис - сердце;
Абидос - голова;
Эдфу - нога;
остров Бига - левая нога.

Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.

Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.

После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.

Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.

Исида и Осирис

Как появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.

Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.

Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.

Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.

Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой

Суд Осириса

Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат . Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

От того, какой вердикт вынесет суд Осириса , зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут , что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Эпитеты Осириса

Осирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества - городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Осирис и фараон

В эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.

В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть фараон не умирал, а превращался в бога.

Однако следует отметить, что даже в этих ранних источниках, проскальзывают и моменты, указывающие на то, что монархи хотели быть вместе с богом солнца в небе, а не жить в неизвестных и темных областях Дуата. В частности, в одном из текстов говорится о том, что Ра не будет передавать короля царю загробного царства, а в другом – содержится заклинание, чтобы бог загробного мира оставил королевскую могилу свободной от «его зла».

На эпоху Среднего царства приходятся такие описания владыки подземного мира в «Текстах саркофагов», которые делают его более похожим на злобного демона, нежели на доброго защитника и покровителя.

Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.

Осирис и Ра

Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.

Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.

У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра .

С одной стороны, Осирис – это свет подземного мира, подземная копия солнечного бога Ра. С другой - Ра принимает участие в похоронных церемониях Осириса, каждую ночь ладья Ра плывет по подземному Нилу во владениях бога подземного (загробного) мира. Согласно некоторым текстам "Книги мертвых" периода Нового царства, после смерти Осириса в самый темный час ночи душа бога солнца Ра достигла пещеры, где лежало тело умершего, и объединилась с душой Осириса. Это позволило Осирису и всем мертвым просыпаться и жить снова. В понимании египтян Осирис и Ра выступали как своеобразная Двойная душа.

Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.

Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага –

Осирис занимает важнейшее место. В Древнем Египте, растянутом по длиннейшему Нилу, не существовало ни стройной мифологии, ни единого изображения богов, как это было, допустим, у древних греков. Египетские пиктограммы до конца не расшифрованы, но миф о боге Осирисе в целом известен благодаря записям Плутарха.

Начало жизни Осириса

Первоначально считалось, что бог Осирис был рожден в пустыне, отделявшей царство живых от царства мертвых, богиней неба Нут от ее мужа Геба, который властвовал на земле. У него был младший завистливый и коварный брат Сет, сестра-жена - мудрая Изида - и сестра Небехтет, или, по-гречески, Нефтида, которая была супругой Сета. У этой пары не было детей. Причины странны. То ли Сет был бесплоден, то ли Нефтида не имела влагалища. Тем не менее она родила то ли от Осириса, то ли от Ра сына Анубиса. Противоречивость и отсутствие логики характерно для всей мифологической системы Египта.

Мифологические сказания

Царь Египта Осирис мудро правил вместе с Изидой своей страной. Он был 4-м богом, после прадеда Атума, деда Шу и отца Геба. Песнопениями, а не оружием и угрозами, Осирис научил подданных земледелию, разведению садов и виноградарству. Из винограда они готовили вино. Эти представления уходят в глубины родового общества. Для древнейших египтян Осирис - бог-производитель, которому подчинена природа.

Коварный Сет завидовал старшему брату и хотел занять его место на троне. Он изготовил великолепно украшенный саркофаг, тайно сняв мерки с Осириса, и устроил пир. Он объявил всем приглашенным, что подарит саркофаг тому, кому он придется впору. Осирис, не подозревая о предстоящем предательстве, лег в него. Крышку быстро захлопнули и запаяли свинцом и бросили в Нил. Великая река не приняла саркофаг, а вынесла его на берег рядом с Библосом. Тут же мгновенно выросло огромное дерево, которое своими корнями оплело саркофаг. Правитель Библа дал приказ его срубить и привезти во дворец. Из него сделали опору для крыши. Но именно в дереве находился саркофаг. Изида в это время томилась в темнице, посаженная туда Сетом. Но ей помогли убежать.

Безутешная Изида, обрезав волосы (своего рода пострижение в монахини) и надев траур, бросилась на поиски супруга. Она нашла во дворце это дерево и попросила отдать его ей.

Возрождение Осириса

Готовясь к захоронению, Изида неосторожно оставила тело мужа без охраны. Сет по одним источникам разрубил его тело на 15 кусков, по другим - на 42, и рассеял по Египту. Изида решила собрать тело, оживить покойного супруга, чтобы зачать сына. Он должен вырасти и отомстить за отца. Тело было собрано, но не хватало одной детали, без которой супружеская жизнь невозможна: ее Сет выбросил в воду, и ее съели рыбы.

Некоторые источники говорят, что фаллос Изида слепила из глины. Ее мудрость помогла ей на короткое время вернуть к жизни Осириса. Так супруги зачали сына, которого назвали Гор. Когда Гор вырос, то он сразился с Сетом и победил его.
Глаз Сета он отдал на съедение отцу и тем самым воскресил его. Земной мир Осирис отдал своему Гору, а сам ушел в загробный мир.

Обряды жрецов

Каждый год жрецы Изиды проводили торжественный праздник воссоединения всех частей тела Осириса. Разжигался жертвенный костер, вокруг него, одурманенные зельями и напитками, под звуки бубнов, барабанов и флейт плясали жрецы. В момент апогея главный жрец восклицал: «Фаллос!», - и многие слуги Изиды острыми ножами оскопляли себя, бросая свою жертву в огонь. Те, кто выживал, пользовались невероятным уважением.

Осирис - бог загробного мира

Оставив этот мир сыну Гору, Осирис удалился в подземное царство. Здесь Осирис - бог, который властвует над душами умерших. В чертоге Правосудия душа усопшего человека произносит клятву, в которой он убеждает всех, что на земле он не творил злых дел: не убивал, не клеветал, не крал чужого имущества.

Сначала ее слушает Ра, затем - Осирис, бог этого царства, потом - 42 судьи, каждый из которых проверяет одну из клятв. После этого его душу (сердце в иных источниках) кладут на одну из чаш весов, а на другую - перышко из крыла богини Маат. Если весы уравновешены, то он попадает в райские благодатные поля, иару. Грешник бывал осужден на полную тьму без света и тепла (по «Книге мертвых»), или, по другой версии, его пожирало чудовище - лев, у которого голова крокодила. Осирис - бог, который пассивно и спокойно наблюдал за всей процедурой суда.

Над чем еще властвовал Осирис

В засушливый период жизнь земледельца замирала, и лишь когда Нил разливался и приносил на поля илистые отложения, то жизнь крестьянина начиналась заново. Если мы зададим вопрос: «Осирис - бог чего?» - то ответом будет: бог возрождения природы. Считалось, что он покровительствует земледельцам и дал им плуг. Вопрос «Осирис - бог чего?» имеет также ответ, что это - бог новой жизни, возрожденной после холодной зимы, земледелия, изобилия и плодородия. Весной под его защитой все расцветало на ухоженных пашнях, летом плодоносило, а осенью собирался урожай. Оплодотворяющая сила никогда его не покидала.

Как выглядит бог Осирис

Бог первично изображался зооморфно. У него была голова быка, а ноги обмотаны, как у мумий. Позже его стали рисовать антропоморфно - в виде человека-мумии с зеленой кожей на лице и часто зелеными кистями рук.

Они свободны и держат два символа власти - скипетр и цеп (хекет и нехеку) или, иначе, цепь и крюк. На голове - корона («атеф»), которая похожа на высокую узкую шапку. К ней прикреплены два пера. Осириса часто изображали с лотосом, который растет в воде, а также на троне под деревьями, увитыми виноградом.

Культ Осириса

Египетский бог Осирис был одним из самых почитаемых, поскольку он давал жизнь всему земному. Люди обращались к нему часто. Самым большим культовым сооружением был храмы в дельте Нила в Джеду (по-гречески Бусирис) и в Абидосе. В Бусирисе зародился культ божества. В оба места со всего Египта шли паломники, в особенности - в Абидос. В нем был захоронен первый фараон Джеда. Позже его могилу стали отождествлять с гробницей Осириса. Каждый год в нем проводились пышные праздники, когда ладью бога, сделанную из папируса, несли на руках. Так отмечались победы над его врагами.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.