Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин? Елагин (Елагинский) дворец Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца.

Петроградский раон отличное место для отдыха. Это один из старейших районов Санкт-Петербурга. Тут Вы найдете множество исторических памятников, шумных проспектами и тихих улочек, парков и скверов. Если Вы решили отдохнуть в Санкт-Петербурге, отличным решением будет снять апартаменты на Петроградской .

Сегодня мы расскажем Вам историю одного из самых живописных мест Санкт-Петербурга - Елагине острове.

XVIII век

Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Изначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». Тогда остров назывался Мишин или Михайлин. По легенде дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Свое текущее название остров получил в честь пятого владельца - Ивана Перфильевича Елагина, обер-гофмейстера императорского двора.

XIX век

К началу XIX века содержание большого имения, расположенного на Елагином острове, стало чересчур затратным, и последний владелец острова Григорий Владимирович Орлов продал его в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.

С этого времени начинается новый этап в жизни Елагина острова. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома. В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Главным архитектором строительства назначили К.Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Архитектор не ограничился только перестройкой дворца и служебных помещений, а преобразил весь остров целиком.

Росси должен был выполнять строительные работы, а благоустройство острова и перепланировка парка были поручены опытному садовому мастеру Джозефу Бушу-младшему, прославившемуся созданием Павловского и Царскосельского парков. Генеральный план дворцового ансамбля на Елагином острове, в котором последовательно проведен принцип пейзажного парка с его асимметрией и живописностью, разрабатывался Росси и Бушем совместно. Их стараниями остров, «с огромным трудом вырванный из болотистой петербургской почвы, был превращен в Isola bella русского Севера - «прекрасный остров», а парк на нем - в один из красивейших парков Европы.

В течение двух строительных сезонов 1818 и 1819 годов дворец был перестроен. Датой завершения строительных и отделочных работ, а также внутреннего убранства считается 1822 год.

На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.

XX век

По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 02.12.1931 г. на Елагином осторове был открыт парк ЦПКО. Открытие папка состоялось 05 августа 1932.

После гибели С. М. Кирова в 1934 году Крестовский, Елагин и Каменный острова переименовываются в Кировские, а Центральному парку культуры и отдыха присваивается имя С. М. Кирова. На острове создаются многочисленные спортивные площадки, аттракционы.

Легенды городских названий - Елагин остров
В одну из майских ночей 1703 года отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы.

Осторожно шли русские солдаты по небольшому, крайнему к взморью островку. Послышался какой-то треск.

Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. Вдруг из-за большого повалившегося дерева с рёвом поднялся большущий серый медведь.

"Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из солдат, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись. Значит, остров этот не шведский, а Мишкин". Или Мишин. Или Михайлин.

Эти названия и закреплены на картах 1703 года. Но остров был обжит задолго до основания Петербурга. На старинных шведских и финских картах отмечены рыбачьи поселения и ухоженные огороды.

Остров имел название Мистула-саари (Медвежий остров). Возможно, это название было дано финскими охотниками, так же как названия других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне Васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский).

Первым хозяином Мишина острова был любимец Петра дипломат П. П. Шафиров. Затем им владели П.Я.Ягужинский, А. П. Мельгунов, Г. А. Потёмкин, каждый из которых пытался увековечить своё имя в названии острова. Но только обер-гофмейстеру императорского двора Ивану Перфильевичу Елагину, к которому остров перешёл в 1777 году, удалось это вполне и надолго.

Один из культурнейших людей своего времени, Елагин был известен своим богатством, тонким художественным вкусом и гостеприимством. При нём был разбит парк с регулярными и пейзажными участками, прорыты каналы и пруды с затейливыми очертаниями берегов, выстроены мостики и беседки, гроты и павильоны.

У великосветского Петербурга остров пользовался неизменной популярностью. В 1816 году Елагин остров приобретается в казну и передаётся в пользование матери Александра I Марии Фёдоровне, чтобы она в летние месяцы могла быть вблизи своего сына, облюбовавшего для своей летней резиденции соседний Каменный остров.

С этого времени начинается новая глава в истории острова. К работе по благоустройству острова по высочайшему повелению привлекается известный паркостроитель Д. Буш и мало известный в Петербурге тех лет начинающий архитектор Карл Росси.

Совместными усилиями эти два выдающихся художника создали блестящий садово-парковый ансамбль с великолепным дворцом, хозяйственными постройками, каждая из которых предстала неожиданным архитектурным шедевром, садовыми павильонами.

Елагин остров стал первым градостроительным ансамблем, данным Росси в Петербурге, первым в ряду гениальных замыслов, изменивших и навсегда определивших впоследствии классический облик Северной Венеции.

Один из островов современного Санкт-Петербурга часто менял свои названия по имени владельцев. Так в начале XVIII века Петр I подарил Мишин остров дипломату Шафирову, а тот продал его знаменитому генерал-прокурору Ягужинскому. В 1771 г. хозяином острова стал президент камер-коллегии Мельгунов, и остров стал Мельгуновым. Только после приобретения острова довольно заметным государственным и политическим деятелем екатерининской эпохи, меценатом и поэтом, масоном и философом И. П. Елагиным он и получил теперешнее название. Оно сохранилось, несмотря на неоднократную смену владельцев острова и красивейшего дворца, именуемого Елагиным или Елагиноостровским.

Омываемый Большой и Средней Невкой Елагин остров Александр I приобрел в 1817 г. более чем за 1/3 миллиона рублей у сына знаменитого графа Владимира Орлова, сделав Елагинский дворец в Санкт-Петербурге резиденцией вдовствующей императрицы-матери. Тут же начались работы по возведению практически нового дворца, так как будущий великий архитектор Карл Росси оставил от имеющегося только крепкие каменные стены.

Елагинский дворец: история

Споры о том, кто был строителем, возведшим в палладианском стиле виллу для Елагина, не прекращаются до сих пор. Архитектор Росси, а это была его первая самостоятельная работа, подошел к строительству ответственно, с выдумкой и масштабно. Он не только построил прекрасное здание дворца, которое вызывает восхищение и в наше время, но и привлек к созданию его интерьера, а также к ландшафтному дизайну острова великолепных специалистов. Обрамляя Елагинский дворец, словно лилию в хрустальной вазе, построили или реконструировали еще восемь сопутствующих зданий.

История Западной стрелки Елагина острова неразрывно связана с историей Елагиноостровского дворца. Для защиты острова от наводнений и распространения традиции «пуанте» - любования закатным солнцем на Западной стрелке Елагина острова - и организовали появление этой самой стрелки, соединив два отдельных мыса поднятым со дна реки грунтом. Да и введенная Росси мода на чугунных львов была поддержана, и это место украсили двумя львами с шарами.

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти его владелицы Елагиноостровский дворец не очень жаловали вниманием царствующие особы, а в начале XX века его статус был понижен до «премьер-министерского». В нем поочередно пребывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции 1917 г. Елагинский дворец сначала использовался как Музей быта, который просуществовал 12 лет. По закрытии его коллекции частично были переданы другим музеям, а частично распроданы. Здание до начала Великой отечественной войны использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Использование дворца во второй половине XX века

Елагин дворец после войны был в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность постройки нового здания. Но победила позиция архитектора В. М. Савкова, и к 1960 г. дворец был отстроен и отреставрирован. К сожалению, в нем разместили не музей, а однодневную базу отдыха, и только в 1987 г. ему был придан соответствующий статус с переименованием в Елагиноостровский дворец - Музей дворцовой архитектуры и интерьера нового и новейшего времени.

Использование дворца в XXI веке

В 2010 г. в Оранжерейном корпусе музея открылось специальное отделение изделий из стекла.

С конца позапрошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работы по проведению которой оцениваются в более чем три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, наладить противопожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшую домовую церковь на третьем этаже.

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Здание дворца расположено на невысоком холме, практически на берегу реки, к которой выходит восточный его фасад. Главный (западный) вход украшен 6-колонным центрального расположения портиком и двумя 4-колонными, симметрично расположенными от центрального. Восточный - центральной полуротондой с двумя портиками по бокам с числом колонн, аналогичным западному фасаду. По бокам лестницы западного фасада впервые в Санкт-Петербурге были расположены фигуры двух чугунных львов с шарами, а восточной - четыре огромные мраморные вазы.

Строительство дворца

Росси возвел трехэтажное здание с куполом на ступенчатом цоколе-террасе с ажурной решеткой, сделав его изумительным памятником российскому стилю ампир. Елагинский дворец виртуозно сочетает торжественный и строгий внешний вид, с роскошью и нестандартностью внутреннего убранства и интерьеров.

Росси положил начало традиции установки чугунных львов, которые впоследствии стали одним из символов Северной Пальмиры. Многим очень нравятся львы у Елагинского дворца. История создания их такова: отлиты они на местном литейном заводе и в июле 1822 г. и установлены на главной лестнице Елагина дворца. Львы очень похожи, но не идентичны.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В дворцовый архитектурный ансамбль также входят четыре павильона (два построены ранее и переделаны Росси), Оранжерейный (построен ранее и переделан Росси) Кухонный, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построен позже) корпуса:

  • Павильон у гранитной пристани (павильон под флагом) - самое заметное строение на острове (кроме, естественно, дворца) из-за своего расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, переделанная Росси в Образующий террасу, спускающуюся к гранитной пристани, овальный портик декорирован, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном взвивался его личный штандарт.
  • Музыкальный павильон - небольшой, одноэтажный, с местом для размещения музыкантов и двумя комнатами по бокам. По центру расположена полуротонда, с двух сторон открытая и огражденная колоннами.
  • Павильон для гауптвахты, расположенный на въезде на остров для его охраны, был небольшим одноэтажным строением (в настоящее время подлежит восстановлению, так как выгорел полностью) с двумя помещениями для размещения офицера и караула, а также портиком с шестью квадратными столбами для поддержки.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островков в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси внес в нее элементы классицизма и сделал в едином для всех зданий цвете - светло-сером.
  • Кухонный корпус - полукруглое в плане двухэтажное здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний дворик здания. Внешне выглядит великолепно, и не скажешь, что это место для приготовления пищи.
  • Конюшенный корпус - редкий пример несоответствия видимой прекрасной оболочки и обычного содержания. Это двухэтажное, красивое, подковообразное здание с великолепно оформленными для парадного въезда пропилеями, соединяющими два одинаково строгого вида флигеля. В здании есть различного вида помещения для обслуживания лошадей и их наездников.
  • Оранжерейный корпус. Елагин построил небольшую оранжерею для выращивания экзотических цветов. Росси кардинальным образом ее переделал, сохранив только каменные стены, но дополнил постройку и сделал симметричной. Теперь это уже двухэтажное здание с двумя флигелями. Оно предназначалось не только для услады глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортного проживания наследника и великих князей. С юга фасад был остеклен, а с других сторон его украшали чугунные гермы - квадратные столбы с головами античных богов на вершинах.
  • Кавалерийский корпус - построен в 30-е годы XIX века как жилье для смотрителя дворца и руководителя прислуги - гоффурьера. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй - деревянный.
  • Фрейлинский корпус - это единственное строение Росси возвел для размещения обслуги одноэтажным, деревянным и П-образным по форме. Вскоре корпус был затоплен и неоднократно перестраивался, став каменным и двухэтажным. Строение использовалось для размещения восьми фрейлин с обслугой. Традиции Росси старались соблюдать. Так, на боковых частях было по три окна, сохранено анфиладное расположение комнат, имеется галерея с шестью каменными столбами, и так далее.

Внутреннее убранство Елагиноостровского дворца

Елагин дворец в Санкт-Петербурге имеет еще одно название - «Дворец дверей». И это не случайно. При наличии достаточно большого числа дверей, а их более двух десятков, учитывая анфиладность расположения залов, ни одна не повторяет другую. Над оформлением дверей из ценных пород деревьев архитектор работал лично и, чтобы обеспечить так любимую им симметрию, предусмотрел их имитацию.

Весь антураж дворца оригинально и роскошно украшен скульптурой, отделан искусственным мрамором (стюком). Рисунки и картинки на нем и составляют неповторимые интерьеры Елагинского дворца Петербурга.

Первый этаж дворца

При входе во дворец в прихожей (парадный вестибюль - передняя) имеются четыре ниши, где стоит соответствующее число канделябров в виде фигур весталок, оберегающих семейное благополучие.

Общепризнано, что самое зрелищное помещение во дворце на первом этаже - Овальный зал с удерживающими купол колоннами в виде женских фигур. За ним анфиладой следуют комнаты различного назначения, стены которых отделаны квасцованным гипсом. Фарфоровый кабинет так назван из-за отделки его стен очень похожим внешне на фарфор белоснежным стюком. Стены других помещений покрыты росписью различных картинок, в том числе из мифологии греков и римлян.

В ряде комнат и залов Росси предусмотрел наличие особых, похожих на картины штор, а цвет мрамора всегда следовал общему тону отделки каждой комнаты. Так же обстояло дело с лепниной и скульптурами.

Второй и третий этажи дворца

На втором этаже дворца расположен кабинет императора с дверью, отделанной бронзой, и комнаты для дам, а на третьем - домовая церковь.

Правда, имитация подлинных замыслов Росси и архитектурное наследие интерьеров Елагинского дворца не сохранились на втором (кроме кабинета Александра I) и цокольном этажах, а также в прихожей.

Как добраться?

Не нужно выспрашивать у прохожих, как добраться до Елагинского дворца. Его расположение узнать несложно. От метро «Крестовский остров» необходимо прогуляться пешком до второго Елагинского моста. Далее - пройти правее уже по самому Елагину острову.

Это место неоднократно снимали в кино. В полуразрушенном состоянии в 1945 г. несколько эпизодов из «Небесного тихохода» снято на его фоне, а в отреставрированном виде в сериалах «Мастер и Маргарита» (2012 г., больница, где находился Мастер) и «Курт Сеит и Александра» (2014 г., родной дом друга Курта Петра). Елагин дворец как бы находится в другом измерении, очень трудно описать ощущения, возникающие при его виде. Комплекс очень органично вписан в ландшафт острова.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Елагинский дворец. Как видите, это довольно известное строение в Санкт-Петербурге. Это место стоит посетить каждому, кто хочет узнать больше об истории России.

Елагин остров - это охраняемый природный комплекс, расположенный на самом севере устья Невы. На сегодняшний день остров представляет собой стремительно развивающееся пространство, предлагающее многочисленные варианты культурного досуга для отдыхающих любого возраста.

Елагиноостровский дворец

Изначально Елагин остров был резиденцией высокопоставленных особ. Петр I во время создания нового города на Неве старался благоустроить максимальное количество территорий, и те земли, которые в одиночку он охватить не мог, отдавались ближайшим соратникам.

Подобная судьба постигла и Елагин остров. Первым его владельцем стал видный государственный деятель начала XVIII столетия П. П. Шафиров. Всего же за один век сменилось девять хозяев острова, а свое современное название он получил по имени пятого по счету владельца - И. П. Елагина.

Главным украшением острова является, несомненно, Елагиноостровский дворец-музей, который возводился в 1818-22 годах в качестве летней царской резиденции, и до 1917 года был собственностью императорской семьи.

В советскую эпоху дворец приобрел музейные функции, в его стенах заработала экспозиция, посвященная истории и быту. Однако с 1930 по 1987 год деятельность музея была приостановлена из-за разорения и последующего разрушения Елагиноостровского дворца в годы Великой Отечественной войны.
Только в 1987-м началось создание новой музейной коллекции. Сейчас посетители Елагиноостровского дворца имеют возможность увидеть произведения искусства начала XIX века и по достоинству оценить русский жилой интерьер конца XIX – начала XX столетия.

Елагин остров - одно из лучших мест проведения досуга в Петербурге, где созданы все необходимые условия, чтобы отдохнуть душой и телом. Можно посетить одну из увлекательных выставок либо заняться спортом на свежем воздухе.

ЦПКиО имени Кирова

Когда петербуржцы говорят «Елагин остров», то в большинстве случаев подразумевается именно ЦПКиО. Открытие парка состоялось в 1932 году, и с тех пор он стал излюбленным местом отдыха для жителей Ленинграда.

На сегодняшний день ни один из парков Санкт-Петербурга не может сравниться с ЦПКиО по популярности. Елагин парк ежедневно привлекает гостей и жителей города, предлагая большое количество вариантов проведения досуга, среди которых:

  • тренировки на свежем воздухе - в парке созданы комфортные условия для спортсменов, а по субботам занятия проводятся профессиональными тренерами;
  • музыкальные концерты начинающих и уже состоявшихся артистов, поэтические вечера и встречи с видными петербургскими деятелями культуры;
  • костюмированные балы для всей семьи в стиле XIX века;
  • «Творческая дача» - здесь устраивают всевозможные мастер-классы для детей и взрослых;
  • отдых в одном из уютных кафе;
  • детская игровая площадка для самых маленьких посетителей парка;
  • кормление белок - на аллеях ЦПКиО им. Кирова можно встретить множество белок, которые не прочь полакомится орешками с рук посетителей.

Музей художественного стекла

Данный музей является единственным подобным учреждением в Петербурге и относится к структуре дворца-музея на Елагином острове. Музейный фонд составлен из огромной коллекции отечественного художественного стекла, большая часть которого некогда принадлежала Ленинградскому заводу.

Всего в музее, который расположен в Оранжерейном корпусе, на сегодняшний день насчитывается порядка 700 экспонатов из хрусталя и стекла. Помимо постоянной экспозиции, здесь организовывают мастер-классы по росписи стекла и тематические презентации.

Елагин остров открыт для посещения ежедневно, с 6 часов. В летнее время парк работает до полуночи, а в зимнее - до 23 часов.

Острова Питера 1.

В самом сердце Старого Петербурга, рядом с домиком Петра Первого, отделяется от реки Невы северный рукав, Большая Невка. Большая потому, что дальше в своем пути к Финскому заливу она дробится о малые и большие острова и распадается на три Невки: Большую, Среднюю и Малую. Острова – самые романтичные места Петербурга, самые любимые, домашние парки. Иностранные туристы здесь бывают не так часто, как в центре, просто времени на все не хватает. Самый красивый из островов – Елагин.

История Елагина острова идет об руку с историей Петербурга и всей России. И начинается она в 1709 году, когда Петр, одаривая землями вернейших своих соратников, пожаловал остров, который тогда назывался Мистулансаари, или по-русски Мишкин остров, вице-канцлеру П.П.Шафирову. Мишин, Мишкин – потому, что на заросшем лесом островке жили медведи.

Местечко, по-видимому, было незавидное, потому что весь 18 век царский подарок переходил из рук в руки, продавался, покупался и перекупался. Пока в 1777 году не приобрел его у легендарного князя Григория Потемкина Иван Перфильевич Елагин.

Это был один из просвещеннейших людей своего времени, историк, поэт, масон, видный государственный деятель. И с этого времени остров, им приобретенный, получил его имя. И.П.Елагин превратил Мишкин остров в замечательный парк в английском стиле: с прудами, каналами, беседками, мостиками. Часть леса была вырублена и засажена деревьями, создающими неповторимые пейзажи Елагина острова. Некоторые из этих деревьев сохранились до сих пор – их очень берегут. На восточном конце острова был в 1786 году построен дворец. Предположительно автор проекта Джакомо Кваренги.

В 1793 году И.П.Елагин умирает, и остров опять переходит от одного наследника к другому. Только в 1817 году остров был выкуплен императорским Кабинетом в качестве резиденции императорской семьи. С 1818 по 1826 остров был полностью перестроен. Возведен новый дворец по проекту Карло Росси, построены новые служебные корпуса: Кухонный корпус, Конюшенный корпус, пристань, оранжереи, несколько летних павильонов.

В 1826 году Елагин остров был открыт для публичного доступа и стал любимейшим местом светских прогулок.

В советское время парк стал всенародным достоянием, Центральным Парком Культуры и Отдыха.

Долгое время Елагин дворец использовался различными научными учреждениями, и только после войны, отреставрированный, стал музейным комплексом.

В 1920 году западная часть острова – Стрелка – украсилась двухярусной гранитной набережной и двумя каменными львами с дачи Строгановых.

Но особенно любимы львы Елагинского дворца. Сколько поколений детей сидело на их теплых спинах!!!

С 60-х и 70-х годов, когда я в этом парке буквально росла, изменилось очень многое. Деревянные мостики сменились надежными чугунными. Появилось множество новых забав и развлечений. Даже свой собственный зоопарк. Даже обезьянки на одном из островов живут. Но главное осталось неизменным – лодочные станции на прудах, по которым можно путешествовать по острову из конца в конец. А зимой эти пруды становятся веселыми катками!