Индуцированный психоз и массовый психоз. Массовый психоз в истории Примеры из истории приведшие к массовым психозам

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания — индуцированный психоз .

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос. Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть. Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется «кристаллизация бреда». В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя. Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.


Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек — не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело — классическим, либо индуцированным. Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии — не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл — точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того — индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов. Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название — массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в свой массе — это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР — самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матренушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита. В то, что сосед слесарь Витя — оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное. А если возникнет потребность в логике — человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому — как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные — дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества — это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом — в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально. Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрение в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации. Отдельный полезный навык — постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей. Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики — потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников. Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность

Истерика и агрессия — ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных — последний способ доказать свою точку зрения. Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов — скорее всего, они больны. Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, — они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость

Внушаемость, суеверность и религиозность — термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм — это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога1 . Но вот суеверность в самом широком смысле — это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов. К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу. Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи — это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики — это вряд ли массовый психоз. И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги — грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР). И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу «врагов» с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

На лекции «Ведьмы и их силы» предложил сделать психологический обзор по теме «массовые психозы». Начав работу над обзором, я быстро обнаружил, что реальной серьёзной литературы по этому вопросу крайне мало. Зато очень много «попсовых» статей, смело кидающих в одну кучу ежа, ужа и трепетную лань. Ниже - моя попытка исследовать структуру вопроса с точки зрения современной психологии .

версия 3 от 24/05/2012

Возможно, у кого-то из читателей, идеи, изложенные в этой статье, вызовут разочарование. Особенно у тех, кто ищет какого-то универсального ответа, этакую Единую Теорию Массовых Психозов. Прежде всего необходимо обозначить: нет одного единственного заболевания под названием «массовый психоз», а есть совокупность разных явлений с разной этиологией.

Условно можно выделить четыре группы явлений:

  • Девиантное поведение толпы (вызванное влиянием момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, действующей в рамках сложившейся на тот момент системы убеждений и морали.
  • Копирование чужого девиантного поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, выпадающее из действующей системы убеждений и морали.

Помня о том, что в чистом, выделенном виде они, встречаются крайне редко, нужно быть готовым к их проявлениям в более сложных комбинациях. Также следует учитывать, что существуют дополнительные факторы, облегчающие распространение и популяризацию тех или иных идей в массах. Часть из них будет упомянута ниже.

Первая группа явлений - поведение толпы - многократно описано и относительно понятно. Речь идёт о нестихийной толпе, имеющей общую цель и лидера(ов). В этих условиях (физическая теснота, общее направление движения, фокус внимания на лидера) в полной мере реализуются стадные инстинкты. Сознание отступает на второй план, присутствует высокий уровень стресса, легко индуцируется агрессия. У стадного поведения есть очень серьёзная биологическая основа: у обезьянки, которая не побежала за толпой соплеменниц, которые вдруг резко и без видимых причин сорвались с места, не было шанса оставить след в нашей родословной. Её история не имела продолжения, оборвавшись встречей с тигром.

Фактически, можно выделить два типа стадного поведения: собственно, стадное - слепое копирование поведения массы; и социальное - подчинение потоку толпы, ведомой лидером. Яркий пример социально обусловленного поведения - макаки. В их довольно крупных группах (насчитывающих сотни особей) лидеры сохраняют контроль как раз за счёт этих инстинктов: на кого укажет лидер, того и начинают «мочить» соплеменники. Подобное поведение называется этологами «моббинг» и встречается и у других млекопитающих кроме людей, например у псовых. Моббинг несомненно служит цементирующим фактором для больших сообществ, где лидер не может собственноручно применить физическую силу ко всем недовольным.

Как любое другое явление, «эффект толпы» имеет и позитивные и негативные проявления. Мы, люди, склонны называть нехорошими терминами то, что нам не нравится, и хорошими - то, с чем согласны. Так, в зависимости от наших политических пристрастий, мы называем ковровые бомбардировки или геноцидом и преступлением, или неизбежными жертвами при создании правильного справедливого общества. Между тем у любого индуцированного лидером поведения - схожий базис инстинктов. Единый порыв воодушевления под лозунгом «мы победили в этой войне, поднимем страну из руин» и погром на восточном рынке под крики «круши чёрных», по сути, имеют одну инстинктивную основу. Что, разумеется, ни в коей мере не делает эти вещи равноценными с морально-этической точки зрения.

Вторая группа явлений - пролонгированное поведение больших групп. Общество называет нечто массовым психозом, если это поведение основано на некорректных с его точки зрения установках и системах приоритетов. Здесь ключевая фраза «с точки зрения этого общества». Потому что, с точки зрения носителей этого поведения, оно скорее всего вполне адекватно и оправданно. Это соображение сразу же выводит рассматриваемое явление за рамки медицинских определений психоза. Если обобщить определения из разных источников (начиная с MedlinePlus 001553), можно сказать, что психоз - явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации.

Возьмем в качестве примера один из самых мрачных случаев «массового психоза» в истории человечества - хунвейбинов. Нашим обществом и современными китайцами эти события воспринимаются как ужасные. В рамках же системы морали и убеждений того времени и в рамках самой социальной группы хунвейбинов их действия имели четкие обоснования, считались адекватными и оправданными. В первый год своей «работы» хунвейбины получили четкие цели от Мао, полномочия от партии и поддержку от общества. В какой же момент «всё пошло не так» в этой истории и начало называться массовым психозом? Скорее всего, это случилось в том момент, когда общество столкнулось с тем, что порожденная система стала сильной, самоподдерживающейся и защищенной от внешнего воздействия. Партия поняла, что потеряла рычаги влияния на эту группу, вплоть до невозможности её уничтожить. Еще почти десятилетие система разрасталась, пока не самоуничтожилась, спустя полвека мы называем это «массовый психоз».

Чтобы более полно проанализировать похожий тип явлений важно понимать механизм формирования убеждений и индуцирования отдельных идей в общественное сознание. Процесс формирования убеждений в реальности имеет мало связи с «научным подходом» и логикой. Убеждения формируются как генерализация сходного опыта в разных контекстах. Подробней можно посмотреть в работах нейробиологов и нейролингвистов. В достаточно хорошей научно-популярной манере одна из моделей этого процесса описана в работах Роберта Дилтса, например в «Фокусах языка». Научный подход заключается здесь в том, чтобы отложить в сторону идею о существовании некоей «единой истины», абсолютной и вневременной. Пользуясь таким подходом, можно объяснить, каким образом, в определенное время, в определенном историческом, культуральном и социальном контексте зародилась и была распространена та или иная система убеждений.

Третья группа явлений, которые могут объяснять зарождение «массовых психозов» - копирование чужого поведения. Разумеется, речь идет о персональном девиантном (плохом с точки зрения окружающих) поведении вроде одержимости . Копирования адаптивного (вписанного в текущую систему социальных установок) поведения не вызывает такого пристального внимания. Я думаю, психологические корни у явления те же, что и у ипохондрии: страх заболеть вызывает повышенное внимание к возможным симптомам и, как следствие, их индуцирование. Отчасти от того, что бессознательное не воспринимает отрицаний, и чтобы проверить отсутствие симптомов, их сперва надо представить, почувствовать. Хороший весёлый пример есть у Джерома, в «Трое в лодке, не считая собаки». Вы можете проверить эту штуку на себе, попробовав заставить себя в течение часа ни разу не подумать, например, об этой статье. И учтите, что у средневекового гражданина страх обнаружить, что в него вселились бесы, был куда больше, чем у вас в этом маленьком эксперименте.

Другая возможная причина - демонстративность, стремление привлечь к себе внимание хоть таким способом.

Четвёртая группа явлений - пролонгированное девиантное поведение, которое воспринимается как алогичное даже его носителями. Это наименее очевидный вариант, на первый взгляд редко встречающийся на практике. И, тем не менее, у него есть основы - механизм импринтирования. Полученные от родителей и воспитателей идеи и внушения, дети воспринимают как данность, как законы мира, не осмысливая их критически.

И вот мы получаем ситуацию, когда «в нашей деревне, заведено плевать через плечо и искать ведьм каждый второе полнолуние. И через костер в ежегодный праздник мы прыгаем. Голыми. Парни вперемешку с молодыми девицами». А в остальное время, вполне себе такая патриархальная деревня, со строгими нравами. «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Фактически, это пример самоиндуцирования симптома, когда девиантное поведение диктуется некритично впитанными убеждениями и идентичностью. В чем то это вариант шизофрении. Как доктор Джекилл и Хайд, с той разницей, что Джекилл просыпается и ужасается сделанному своим злым альтер-эго, а большинство людей воспринимает такие свои «превращения» как норму.

Корни у подобных явлений глубокие, зачастую в момент своего зарождения такое поведение было оправдано конкретными обстоятельствами и целями, но знанием об этом уже стерлись, а поведение закрепилось. Подобные явления встречаются и у приматов.

Широко известен эксперимент, в котором обезьянам в клетку повесили связку бананов, но при малейшей попытке зверушек до этих бананов добраться, их всех (включая непричастных) жестоко окатывали ледяной водой из брандспойта. Через какое-то время обезьяны прекратили попытки, и грустно смотрели на вкусные фрукты издалека. Тогда исследователи заменили одну из обезьян новенькой. Та сразу же двинулась в сторону пищи, но окружающие, предчувствуя водные процедуры, её с криками не пустили. Та, хоть и не понимая причины, сильно настаивать не стала: окружающие были очень агрессивны. Исследователи заменили ещё одного «старожила» на новичка, и история повторилась. Снова попытка получить банан наталкивалась на сопротивление группы. Прошло какое-то время, и в клетке не осталось ни одной обезьяны, реально испытавшей на себе обливание. Но любую подсаженную к ним новенькую за устремление к бананам колотили. «Так здесь принято, сынок!»

Резюмируя, у нас есть 4 группы явлений, связанных с «массовыми психозами» - «безумие толпы»; растянутое во времени поведение больших групп; самоиндуцирование симптома из страха его получить, и некритически воспринятая система убеждений. Для всех этих групп существуют схожие факторы, которые позволяют индуцировать те или иные убеждения, и превращать индивидуальное девиантное поведение в общественное поведение.

Итак, почему же девиантное поведение зачастую так легко подхватывается все новыми и новыми носителями вплоть до того, что явление приобретает признаки массового психоза?

Общественные группы представляют собой сложную систему, а значит, что лучше всего говорить не о первопричинах того или иного явления, а об «аттракторах» - факторах, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону. Итоговое поведение системы - равнодействующая всех её аттракторов. Для всех вышеописанных групп явлений можно выделить следующие (взаимопересекающиеся) поддерживающие факторы:

  • Снижение критичности и качества логического, независимого мышления
  • Снижение качества жизни
  • Неспецифическая агрессивность
  • Угроза потерь на высоком ценностном уровне
  • Позитивное подкрепление
  • Персонификация проблемы
  • Общий враг
  • Коллективная безответственность
  • Простота предлагаемых рецептов
  • Минимизация усилий для получения результата
  • Усилия лидеров мнений по формированию нужных поведенческих паттернов и ценностно-убежденческого профиля
  • Самозащита убеждений
  • Боязнь выхода из отношений

Снижение критичности - когда мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Например, критичность снижается под воздействием физиологических ограничений - в сне, в еде, под воздействием химических веществ. Широко известно, что это достаточно активно используется в религиозных группах (бдения и молебны, введение жестких пищевых ограничений). Лишение сна использовалось и в силовых структурах - не только как пытка, но и как способ получить необходимые сведения на допросе, запутав и запугав пленника.

Снижение качества логического, независимого мышления может быть вызвано и социальными факторами. Для этого не обязательно недоедать или недосыпать: как сложная психическая функция, мышление очень уязвимо. Достаточно тем или иным образом ограничить образование, сделать инициативу и самостоятельность наказуемыми, и через небольшой промежуток времени получить «нужные» результаты. Страх стать «отверженным» - мощный механизм, формирующий необходимое поведение. Он базируется на инстинктах - в древние времена отвергнутый племенем был обречен на смерть.

Проблемы, кризис, снижение качество жизни - косвенно ведут к повышению уровня агрессивности в обществе - борьба за выживание формирует более агрессивные и соревновательные формы поведения. Кроме того, согласно недавним исследованиям, чем тяжелее ситуация, тем больше люди склонны отказываться от самостоятельного анализа ситуации и поиска выхода, и тем больше возрастает авторитет лидера и некритичное доверие к его решениям.

Неспецифическая агрессивность. Существуют экзотические гипотезы, связывающие рост неспецифической агрессивности с солнечной активностью, климатическими изменениями, структурой питания. Они выглядят несколько спекулятивно и их сложно проверить, но нельзя отрицать, что человек подвержен тому или иному влиянию больших систем, следовательно какое-то влияние наверное возможно.

Угроза потерь на высоком ценностном уровне - когда неподчинение грозит потерей души, попаданием в ад, риском плохого перерождения и т.п.

Позитивное подкрепление девиантного поведения. Сколько-нибудь лительные действия нуждаются в подкреплении. Но не обязательно подкреплять каждый поведенческий акт. Как показывают эксперименты, «непостоянное подкрепление» действует сильнее, хотя требуется больше времени на закрепление. Если долго жечь ведьм, борясь с засухой, то дождь рано или поздно пойдёт. Он пошёл бы и без ведьм, но история не имеет сослагательного наклонения, и участники процесса вполне могут ссылаться на дождь, как на «установленный факт». Если сжечь ведьму, наславшую болезнь на соседа она вполне может и пройти. Термина «психосоматика» еще никто не знает, а явление есть. Психосоматическая болезнь вполне может исчезнуть вместе с ведьмой. А может и не исчезнуть. Тогда отсутствие результата будет объяснятся недостаточностью усилий - мало сожгли ведьм, плохо молились, недостаточно верили.

Персонификация проблемы. Как говорил Сталин, каждая катастрофа имеет имя и фамилию. Но как быть с засухой, чумой, похолоданием? Ответ простой: назначить виновного. Человек изначально склонен к «стихийной телеологии» и антропизации любых явлений. Поэтому так легко воспринимаются «очеловеченные» объяснения. Наверняка легче, чем непонятный рассказ о движениях воздушных масс и малом ледниковом периоде. Отголоски этого мы видим и сейчас: дискуссии о глобальном потеплении в бытовом сознании превращаются в «ОНИ выбрасывают в атмосферу что-то плохое, поэтому у НАС нет нормальных зимы и осени, ату ИХ!» Не отвергая антропный вклад в потепление, нельзя не отметить, что дискуссии на тему естественноприродных причин и циклов ведутся на много порядков реже, и с куда меньшим накалом.

Общий враг, как частный случай персонификации, является хорошим объединяющим фактором. Вдобавок, позволяющий лидерам (см. ниже) отвлечь внимание от внутренних проблем. Нужно только осторожно выбирать кандидата на роль такого врага, он должен быть достаточно сильным и неуязвимым. Если его слишком легко устранить, то после победы над ним, люди столкнутся с неприятной ситуацией: врага уже нет, а проблемы остались.

Коллективная безответственность . Чем больше в действие или бездействие вовлечено народу, тем меньше шансов, что кто-то пойдёт против течения, даже при том, что каждый по отдельности может осознавать, что поступает неправильно. Этот паттерн исследован в основном в рамках социальной психологии: описательно, без анализа причин. Мне кажется, дело может быть в сочетании двух мотивов. С одной стороны, действие требует усилий и может привести к неприятностям. С другой, кажется, что чем больше народу, тем больше шансов, что кто-то кроме тебя возьмёт на себя ответственность. На практике однако нередки случаи, когда даже в большой группе людей такого смельчака не находится.

Простота рецептов . Чем проще связки «причина-следствие», тем большее распространение они получат. «Засуха - голод - ведьмы» лучше, чем «засуха - необходимость в системном изменении земледелия, совершенствовании системы ирригации, распределения ресурсов». В первом случае меньше неопределённости и независимых переменных, требующих отдельного анализа и вероятного изменения образа жизни. Разумеется подразумевается, что людям на этот момент неизвестен какой-либо другой очевидный и менее жесткий вариант действий.

Минимизация усилий для получения результата. Aka халява. При прочих равных, предпочтение будет отдано такому решению, при котором требуется минимум собственных усилий. В этом плане всевозможные пояса Богородицы, амулеты и заговоры имеют неоспоримое преимущество например перед здоровым образом жизни, требующим ежедневных усилий.

Соответствие поведения лидеров чьим-то менее очевидным интересам. Примером могут служить информационные кампании, для военных действий, целью которых является, скажем, нефть, а идеологическим оправданием - борьба за свободу. В этом случае заинтересованная сторона, имеющая возможности влиять на формирование общественного мнения, активно их использует и поддерживает нужных лидеров. В отсутствие явных лидеров, но при наличии других причин, поведение всё равно может формироваться, но дольше и более стихийно. Лидер же выступает в качестве катализатора и того, кто задает вектор движения.

Самозащита убеждений . Как правило в форме «ты выступаешь против, значит тебя прижучило, значит мы всё правильно делаем, значит ты сам враг, значит тебя надо наказать». Есть огромное число примеров, как из древних времён («ведьму может защищать только или еретик, или другой ведьмак»), так и из современности («ты хочешь остановить хунвейбинов, значит ты против Революции и китайского народа», «ты выступаешь против мультикультурности, значит ты расист», «ты выступаешь против РПЦ, значит ты против возрождения России»). После таких заявлений обсуждение быстро перетекает в плоскость эмоций, и любые попытки аргументации со стороны критика наталкиваются на игнорирование или воспринимаются в качестве подтверждения того, что он - враг.

Боязнь выхода из отношений. Также следует принять во внимание эффект, описанный Вацлавиком в «Межличностной теории коммуникации»: люди могут находиться в откровенно неприятных отношениях, осознавать это, но всё равно не делать попытки из них выйти. Потому что в отношениях есть не только плохое, но и хорошее. А страх рисков от попытки ухода перевешивает постоянное недовольство от привычной ситуации.

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль: «массовый психоз» в большинстве случае таковым, по сути, не является. Это лишь оборотная сторона вполне успешно действующих механизмов социальной организации и адаптации, необходимых человеку и человеческим сообществам. Фактически, массовый психоз - это непроизвольный или вызванный в чьих-либо интересах сбой в системе социальной адаптации.

Большое спасибо

Судорожные эпидемии в истории

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Эпидемии колдовства и бесоодержимости

Очевидно, подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшего столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видении, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Regnard’a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи.

Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом.

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела.

Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные нервные расстройства, составлявшие в своей совокупности то, что называлось бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет. С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями за исключением пяти женщин, причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.»

Бесноватость бенедиктинок наделала много шуму, но ее известность ничтожна по сравнению с эпидемией бесноватости урсулинок («Урсулинки» - члены женского католического монашеского ордена, основанного в XVI веке в Италии и названного по имени святой Урсулы), которая разразилась в 1610 году.

…По крайней мере и до сих пор среди стекающихся богомольцев к святым местам из глухих углов провинции можно встретить тех же самых беснующихся или одержимых, которые наблюдались и в средние века, но болезнь эта ныне много реже распространяется эпидемически, как то было в средние века.

Следует заметить, что одержимость в своих проявлениях изменяется в зависимости от воззрения народов. Так, например, в Японии вследствие существующего поверья, по которому лисица является животным, тесно связанным с понятием о дьяволе, довольно распространена болезнь, которая может быть названа «одержимостью лисицами».

Здесь заслуживает упоминания, что кроме бесоодержимости еще и поныне встречается в простом народе, по крайней мере у русских, «одержимость гадами», которую я описал как особый вид психоза в 1900 году.

В этом случае больные, обыкновенно также истерики и истерички, признают, что в их желудке живут змеи или жабы, которые терзают их и терзают. Змея, по убеждению больных, заползает к ним в желудок через рот обыкновенно во время сна; жаба же или лягушки развиваются в желудке из случайно проглоченной икры. В новейшее время в нашей клинике были сделаны и дальнейшие наблюдения над «одержимостью гадами». Здесь следует однако заметить, что эта форма одержимости наблюдалась до сих пор лишь отдельными случаями, хотя возможны и здесь случаи одновременного заболевания нескольких лиц .

Эпидемии кликушества и порчи

Наше современное кликушество в русском народе не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных форм? В этом отношении авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью.

По словам д-ра Краинсного, имевшего возможность исследовать эпидемии кликушества на местах их развития, «кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа; кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века».

«Распространено кликушество по всей России, преимущественно на Севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Московской губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии; но далее в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают.

На западе есть центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш, это - Киево-Печерская лавра. Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Инересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов».

Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму, благодаря воззрениям простого народа, допускающим возможность «порчи людей» различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах.

Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит «бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками…

Надо впрочем заметить, что припадок редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения… Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается… Движения эти то усиливаются, то стихают. Продолжительность припадка от 10 минут до 2-3 часов.

Эпидемия кликушества в России прививалась издавна то в той, то в другой местности.

«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались. Пораженных такой болезнью 7 душ».

Своеобразным толкованием происхождения кликушества объясняется и взгляд народа, что кликуша не может быть вылечена врачебным вмешательством, «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой или каким-либо другим более сильным Колдуном, или же наконец путем чудесного исцеления при проявлении Божественной благодати.

Что касается до самой натуры кликушества, то в настоящее время еще нет полного согласия между авторами, писавшими о кликушестве. Клементовский, Штейнберг и Никитин признают его за проявление истерии, другие же, как например Краинойог, рассматривают его как своеобразное болезненное состояние, развивающееся на почве сомнамбулизма (в смысле Шарко). На основании своих наблюдений, сделанных над кликушами, исследованными в клинике, я прихожу к выводу, что кликушество представляет собою своеобразный истерический психоз, в котором бред находится в тесной связи с истерическими судорогами и сомнамбулическими приступами истерического же характера.

Ввиду всего вышесказанного нельзя не согласиться с тем, что кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости.

Глубоко интересен вопрос о развитии кликушества и бесоодержимости в нашем народе. В этом отношении играет, по-видимому, огромную роль невольное самовнушение и внушение, испытываемое отдельными лицами при различных условях.

Будучи сам свидетелем такого рода отчитываний порченых и бесноватых в отдаленных монастырях европейской России, я вполне разделяю взгляд автора о значении монастырей как распространителей порчи и бесоодержимости в населении.

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.»

При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.

Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы; болезнь развилась в полной степени.

Впрочем, кликушество в народе, хотя еще и по сие Время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами и колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

Белый класс

Копирование чужого поведения.

  • Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей системы убеждений и морали.
  • В чистом виде они практически не встречаются, а могут проявляться в различных комбинациях под воздействием дополнительных факторов и внешнего воздействия.

    МАССОВЫЕ ПСИХОЗЫ И ИСТЕРИИ

    Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

    «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

    Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

    Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

    Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

    Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

    Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

    Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

    Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

    В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

    ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

    Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

    Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

    Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

    Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

    Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

    Охота к перемене мест

    Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

    Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

    В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

    Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

    Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

    Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

    Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

    Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

    Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

    Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

    Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

    Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

    Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

    Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

    Массовые психозы

    Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит о них различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, ещё труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

    В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ. Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

    В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях. В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

    Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

    Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов: «Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

    Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился к заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось. Шли дни, но корабля, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

    Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

    На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков. Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

    А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

    «К числу коллективных галлюцинаций, - пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

    А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одной из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

    Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждьй знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

    Массовый психоз в России

    В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

    Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

    Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

    Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

    1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
    2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

    Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

    Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

    В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

    Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

    Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

    А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России - ментальном, а не географическом пространстве?

    Массовый психоз

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

    Массовый истерический психоз

    Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

    Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

    • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
    • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
    • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
    • самобичевание;
    • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
    • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» . Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:

    • публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    • контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    • совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты «Храм народов» покончили с собой, выпив препарат цианида .

    Белый класс

    Массовые психозы – как создаются иллюзии?

    «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд)

    • Стихийное поведение толпы (влияние момента).

    Пролонгированное поведение больших групп, в рамках сложившихся на тот момент убеждений и системы ценностей.

    Массовый истерический психоз

    Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

    Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

    • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
    • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
    • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
    • самобичевание;
    • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
    • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

    З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Факторы развития массового психоза

    См. также

    Примечания

    1. Психозы // Философская энциклопедия
    2. Массовые психозы и истерии
    3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
    4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
    5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
    6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
    7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004