Культовый бык. Главные символы древности - бык и корова

См. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной

и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в

небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с

головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка

К первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не

считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком

Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого

цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или

эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают

солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или

связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и

ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и

несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога,

преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением

ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф

В качестве своего самого священного символа, мало приличествует

поносить более древние религии за применение того же символизма.

Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился

более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку

продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум -

Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную

подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую

мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет

римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден

под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы,

делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и

"голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на

это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все

священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и

гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха,

был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору,

и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным

мужского пола, что являет его космический характер. С таким же


Эта идеализированная концепция ритуалов жертвоприношения, использовавшаяся вместе с принесением клятвы и присяги о соблюдении законов, часто цитировалась учеными и исследователями в качестве аргумента сторонников эгейской теории в пользу мистерии, совершавшейся на Атлантиде. В этой связи они цитировали предание о легендарном царе Крита Миносе, которого афинский полководец и историк Фукидид (471 - 402 гг. до н.э.) провозглашает создателем первого в греческом мире флота. Именно Минос, как утверждают, попросил Посейдона послать ему белого быка, которого он мог бы принести в жертву в его честь. Животное было немедленно ему послано, но бык настолько понравился самому царю, что он решил подыскать ему замену и принес в жертву вместо белого быка совсем другое животное. В качестве кары за это непослушание Посейдон вселил в сердце жены Миноса, Пасифаи, пылкую страсть к белому быку. Ее неестественная похоть была удовлетворена с помощью знаменитого мастера Дедала, и в результате совокупления с быком царица родила страшное чудовище - получеловека-полубыка. Это чудовище, известное под именем Минотавра, обитало в мрачных подземельях царского дворца, выстроенных для него Мино- сом и получивших название Лабиринта. Царь Минос издал указ, по которому разбитые им афиняне в качестве ежегодной дани должны были присылать ему семь юношей и семь девушек, чтобы насытить кровожадную похоть чудовища. Эту варварскую дань афиняне продолжали приносить до тех пор, пока Минотавра наконец не убил славный герой Тесей.
Конечно, вышеприведенная история - всего лишь вымысел. Но вскоре после того, как сэр Артур Эванс в 1895 г. начал свои знаменитые раскопки на Крите, стало ясно, что величайшим культом, который исповедовали минойцы более 3500 лет тому
назад, был именно культ быка. В развалинах царского дворца в Кноссе Эванс открыл громадные фрески, с удивительной живостью изображавшие молодых юношей и девушек, совершающих смертельно опасный ритуальный прыжок через спину быка; кроме того, всюду во дворце встречались мотивы и изображения, так или иначе связанные с культом быка.
Для некоторых археологов и историков одного этого было уже вполне достаточно, чтобы высказать убеждение, будто место в Платоновом предании, описывающее жертвоприношения быков в Атлантиде, было основано на воспоминаниях о культе быка, бытовавшем на Крите. Более того, резные каменные колонны, найденные среди развалин миной- ской цивилизации в Акротири и уцелевших руинах Феры, точно так же были признаны свидетельством существования в древности колонн наподобие знаменитой колонны из ори- халька, испещренной священными письменами, у подножия которой во время традиционных собраний царевичей Атлантиды приносился в жертву лучший бык.
Однако возможно ли, чтобы минойские церемониальные игры с быками на острове Крит действительно оказали известное влияние на развитие легенды об Атлантиде? Как ни странно, в пользу такой возможности говорит буквально все, но - отнюдь не по тем причинам, к которым апеллируют сторонники теории «Крит - Атлантида». Античные авторы сообщают нам, что быки приносились в жертву регулярно в честь повелителя морей Посейдона. Особенно ценным подношением на алтарь считался желчный пузырь жертвы, поскольку он «напоминал о горечи морской воды». Таким образом, весьма вероятно, что Платон ввел саму идею о жертвоприношениях быков на Атлантиде просто потому, что это животное приносилось в жертву Посейдону. Но у нас нет никаких оснований связывать эти церемониальные бычьи ритуалы с Критом минойской эпохи потому только, что на Крите юноши и девушки совершали ритуал прыжков через быка, а бычья символика тут и там украшает руины критских городов.
Один весьма уважаемый автор книг об Атлантиде, осуществивший серьезное исследование почитания культа быка на материале платоновского «Крития», - Л. Спраж де Камп. В своем известном труде «Погибший континент: тема Атлантиды в истории, науке и литературе», впервые опубликованном в 1954 г., он считает связь с критским культом быка «наводящей на размышления». Далее он добавляет, что «возможно, что эти мотивы проникли в историю об Атлантиде в виде отдельных фрагментов, которые Платон просто собрал и неосознанно ввел в ткань своей легенды об Атлантиде». И хотя с этим он явно перебарщивает, де Камп отмечает полную несостоятельность гипотезы «Крит - Атлантида», указывая, что «маловероятно, чтобы древние египтяне [в качестве предполагаемых создателей этого мифа] додумались вынести Крит за пределы Средиземноморья, увеличили его размеры как минимум в сто раз и отодвинули его историю в прошлое на 8000 лет назад». Таким образом, легче предположить, что связь между Критом и Атлантидой имеет своим истоком не церемонии с быками, проводившиеся и там и там, а особое почитание бога Посейдона, владычествовавшего над водами, окружавшими и тот и другой остров.

Культ быка был широко распространен и у древних иранцев. В священной книге зороастрийцев Авесте говорится, что священный бык был покровителем скота и воды (самое главное в жизни людей того времени в тех местах).

Но бык был не только покровителем - он был и создателем. Правда, как повествует легенда, сначала создали его самого. Создал быка и человека верховное божество зороастрийцев Ахурамазда. А уж потом бык и человек стали создавать остальной мир. Создавали три тысячи лет - им все время мешали злые силы и в конце концов погубили быка. Но из погибшего быка, точнее, из его тела вырастают 55 видов зерна и 1 2 лечебных растений, корова и бык. А от них, в свою очередь, пошли все полезные животные - 272 вида, как утверждает Авеста.

Египтяне оставили нам своеобразную энциклопедию своей жизни в виде многочисленных изображений на гробницах и стенах храмов. Арии, покорившие дравидов и в конечном счете смешавшиеся с ними,

Шеду - фантастический крылатый бык. Древняя Ассирия.

оставили потомкам Веды - священную книгу - не менее подробную и полную энциклопедию, позволяющую судить о развитии народов, об их верованиях, нравах, обычаях, культуре, хозяйстве.

Такой же своеобразной энциклопедией, рассказывающей о культуре, хозяйстве и быте народа, населявшего один из крупнейших островов Средиземного моря - Крит, является лабиринт "царя Миноса" - развалины дворца в городе Кноссе.

Фрески и рисунки, многочисленные печати и предметы быта, на которых изображены животные, дают нам достаточно полное представление не только о самих животных, но и об отношении к ним людей, о той роли, которую играли животные на Крите. Мы знаем теперь, что там существовал бой быков - "тавромахия", что быки там участвовали в цирковых представлениях. Имеются изображения акробатов, исполняющих опасные трюки между рогами быков. И это, кстати, было не просто развлекательное зрелище - эти игры с быком были связаны с культом плодородия. Наконец, мы знаем и о том, какое хозяйственное значение имели коровы и быки на Крите.

На Крите родился и миф о чудовищном полубыке-получеловеке Минотавре, которого победил Тезей.

На континенте - в соседней Греции - бык был посвящен Зевсу (Зевс даже иногда принимал облик быка, как, например, в мифе о похищении Европы), а корова - богине Луны - Селене и "волоокой" Гере. У древних греков (кстати, как и у некоторых других народов) изогнутые рога коровы символизировали молодой народившийся месяц.

Литературные памятники, монеты, предметы быта, скульптуры и фрески рассказывают о скотоводстве в Греции и Риме и подтверждают роль, которую играли животные в жизни и сознании людей.

Корова была древнейшим символом богини Иштар в Вавилоне. А имя ассиро-вавилонского божества Мардук истолковывается как "телец солнца".

Не случайно каменные изображения крылатых быков украшали храмы в Ассирии и Персии - там тоже был культ быков и коров.

Поклонялись быкам и коровам и в Европе: германцы считали белых коров священными, а скандинавы были уверены, что мир и людей сотворила гигантская корова Ау-думбла.

Почитались коровы и у других народов, можно рассказать и о разных обрядах, связанных с этими животными, о жертвоприношениях священных коров и еще о многом. Но и сказанного достаточно, чтобы понять, какое место коровы и быки занимали в сознании людей.

(См. "Апис"). и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. , Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.


Смотреть значение Культ Быка в других словарях

Культ — поклонение
обожествление
Словарь синонимов

Культ М. — 1. Религиозное служение божеству. // Совокупность религиозных обрядов. 2. Восхищенное преклонение перед кем-л., чем-л., почитание кого-л., чего-л. // Предмет такого преклонения, почитания.
Толковый словарь Ефремовой

Культ... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значения: 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.); 2) связанный с культурно-просветительной работой........
Толковый словарь Ефремовой

Культ — культа, м. (латин. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный. 2. Восхищенное поклонение,........
Толковый словарь Ушакова

Культ Личности — - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная........
Политический словарь

Культ Политический — есть антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. Политический культ не составляет исключительную особенность восточных........
Политический словарь

Культ — -а; м. [лат. cultus]
1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство).
2. кого-чего. Поклонение........
Толковый словарь Кузнецова

Культ... — Первая часть сложных слов.
1. Вносит зн.: относящийся, принадлежащий к культурным потребностям. Культтовары.
2. Вносит зн.: обслуживающий культурные потребности. Культбаза,........
Толковый словарь Кузнецова

Позиция Быка — ситуация, когда число покупок ценных бумаг у определенного игрока превышает число продаж и одновременно увеличивается его выигрыш от роста цен.
Экономический словарь

Спрэд "быка" — (bull spread) – опционная
стратегия, основанная на
прогнозе повышения
цены на рынке
спот.
Экономический словарь

Час Быка — устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого
товара.
Экономический словарь

Bull Note (облигация "быка") — Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен (например к индексу FTSE 100; см.:
Экономический словарь

Bull Position (позиция "быка") — См.: bull (“бык”).
Экономический словарь

Час Быка — - устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого товара.
Юридический словарь

Культ — (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимое выражение........

Культ Предков — одна из ранних форм религии, поклонение духам умершихпредков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.
Большой энциклопедический словарь

Культ — - почитание, преклонение. Один из основных элементов религии. Чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо (купьт личности).
Исторический словарь

Культ Личности — - политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность........
Исторический словарь

Верховного Существа Культ — гос. религ. культ, декретированный Конвентом во время якобинской диктатуры во Франции 18 флореаля (7 мая 1794). Введение В. c. к. было продиктовано, с одной стороны, намерением........

Культ — религиозный (лат. cultus - почитание) - 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений,........
Советская историческая энциклопедия

Культ Личности Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма искусственное преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина, которое имело место с начала 30-х гг. Практика К. л. С. привела........
Советская историческая энциклопедия

Культ Предков — религ. почитание душ или духов предков рода, племени или семьи, к-рым приписывалось влияние на жизнь потомков. Стремление расположить этих духов к живым выражалось в........
Советская историческая энциклопедия

Солярный Культ — - почитание солнца, относится к числу древнейших религий.
Исторический словарь

Разума Культ — во Франции в период якобинской диктатуры рационалистич. культ, насаждавшийся взамен христ. культа участниками дехристианизации (инициаторы: Шометт, Эбер, Клоотс, Марешаль).........
Советская историческая энциклопедия

Фюрера, Культ — Существовавшая в Третьем рейхе практика создания образа вождя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Нацистская пропаганда постоянно внушала немецкому........
Исторический словарь

Культ — (от лат. cultus - почитание), один из основных элементов религии; совокупность обрядовых действий, направленных на выражение поклонения перед божеством. Кроме пения, танцев,........
Сексологическая энциклопедия

Гор Культ — почитание гор, повсеместно распространенное в Индии. Горы и холмы почитаются как обители богов (дэва). К числу особо свящ. относятся Гималаи. За их гл. хребтом, по индуистским........
Словарь индуизма

Деревьев Культ — один из древнейших культов в Индии; засвидетельствован со времен протоиндийской цивилизации. Дерево на платформе, окруженное оградой, было древнейшим типом святилища.........
Словарь индуизма

Животных Культ — один из древнейших культов в Индии; сохраняется до наших дней в виде почитания свящ. животных, к разряду к-рых относятся корова, обезьяна, тигр, змея (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), крокодил,........
Словарь индуизма

Змей Культ — почитание змей в разных формах, известное в Индии со времен протоиндийской цивилизации (изображения змей у платформы под свящ. деревом, изображения двух змей, стоящих........
Словарь индуизма

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Важнейшим древним культом в среде индоарийских племен был культ коровы . Корова также являлась живым символом Матери-Земли, которая, в свою очередь, сама осчастливила человечество существованием этого животного. Даже простое кормление коровы уже считалось актом поклонения ей. А коровья моча почиталась священной и использовалась в ритуалах очищения.
Всеобщее предпочтение "коровы изобилия" другими животными часто сочеталось с культом быка, одной, как производящей, другого, как зарождающей мощи Природы . Эти символы были тесно связаны с культом солнечных и лунных богов.
С приходом патриархата во многих странах приоритет начали отдавать быку. В Египте черный бык с особыми белыми отметинами - бык Апис - олицетворял бога плодородия, был душой главного бога города Мемфиса Птаха, а также бога Солнца Ра и был связан с Осирисом (считался быком Осириса). В одном из храмовых песнопений Осирис прямо отождествляется с быком и прославлялся такими словами :
"Бык, порожденный двумя коровами, Исидой и Нефтидой,
Он, потомок двух коров, Исиды и Нефтиды,
ребенок необычайно прекрасен!"
У египтян, корова, родившая быка-Аписа, почиталась и содержалась в особом здании . Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка-Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, между рогов часто помещался солнечный диск.
В Египте бык Осириса, или Апис, отождествлялся также с духом зерна, а в Европе дух зерна связывали как с быком, так и с коровой, главным образом в Венгрии, Швейцарии, Пруссии и в некоторых районах Франции . В итоге, "бык зерна" был убит в Бордо. Существует очень древняя ирландская легенда о конфликте между Коричневым Быком Ульстера и Белорогим Быком Коннахта. Оба этих быка появились на свет в результате чудесного рождения - их матерями были волшебные коровы. Ирландская легенда основана на вере переселения душ. В ней рассказывается о том, что соперничающие быки изначально были свинопасами. Один из них служил сыну Дагды, богу зерна из племени богини Дану*.

*Следы имени Дану следует искать в наиболее архаичных пластах матриархата. Так, например, Богиня-мать существовала не только в Древнем Египте, но и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество .
Дану относят к наиболее архаичным божествам из всех известных к настоящему времени гэльских, божеств . Другие варианты ее имени Ану или Ана, увековечены в названии двух широко известных горных вершин в окрестностях Килларни, которые в ниши дни именуются просто «Сосцы», а в древности их название звучало как «Сосцы Аны».
Это же относится и к имени Ану, Ана, Ан. Во времена патриархата, в Месопотамии, например, Анна (Ан, Ана, Ану) обозначал бога Небес. Ану (дословно "Небо", "Верх") был главным богом шумеров, покровителем города Урука. В Вавилоне Ану считался владыкой Неба и Отцом богини земли, Богини-Матери Бау . По шумеро-вавилонским представлениям , целый большой род богов, ануннаков, жил на земле и под землей, определяя людские судьбы, являясь при этом судьями подземного мира.
В древнеиндийской мифологии, Дану олицетворяла мать Вритры, демона ночи, с которым воевал Индра за освобождение света из тьмы . Ригведа упоминает семерых данавов, происходящих от Дану и рассеянных Индрой.
Похоже, что в древности имя, содержащее корневую основу "Дан", было достаточно широко распространено и неоднократно меняло свое значение. Так, имя Дану имела река в Ригведе, а в Российской империи, в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии, была река под названием Дан .
Указанные разночтения в мифологии богини Дану могут свидетельствовать только о глубоком противоречии, возникшем в древности между кельтами и индусами по аналогии разночтения суров и асуров между иранцами и индусами.

Поклонение быку как божеству было характерным для индоевропейцев и многим другим древним народам. По мнению А.И. Немировского , бык олицетворял древнейшее божество практически во всех средиземноморских религиях. А. Белов полагал , что древние индоевропейцы поклонялись не просто быку как животному, а быку, символизирующему созидающее начала, дарующего жизнь. У греков и латинян, как считал А.И. Немировский , речные боги - водяные - часто представали в образе быков. Вергилий речного бога Тиберина называл «бог рогоносный». Согласно Фесту , реки у древних ассоциировались с быками, поскольку были так же необузданны, как эти животные. Много позднее в обращении к рекам античность выработала формулу : «Здравствуй, поток неведомый, священный, благотворный, вечный».
Древние индоевропейцы считали Луну вратами небесного мира для душ умерших . Через эти врата душе открывал входом в обитель блаженных.
В этой связи важно знать, что у египтян (позднее часть символики была заимствована евреями) и у индусов мужчина и женщина часто обозначались быком и коровою : у египтян они посвящались Осирису и Исиде, соответственно, а в Индии часто изображались в виде Быка Шивы и коровы Шакти. В Египте изображения мужской фигуры с головой быка и женской с головой коровы были в большом почёте. Осирис означал Солнце и реку Нил, тропический год в 365 дней (числом, означающим словом Neilos) и быка, принцип огня и жизнедательной силы, тогда как Исида символизировала Луну, русло реки Нил, матерь-Землю, энергию для рожениц, которым вода являлась необходимостью, лунный год в 354-364 дней и лунный период беременности (40 лунных недель), корову, носящую на голове серп новолуния - начало новой жизни, нового периода времени и всего нового, что способно принести будущее.
Древние видели сходство женщины с коровой не только и не столько в том, что им обеим было свойственно вырабатывать молоко и кормить им своё новорожденное дитя, сколько в схожести сроков беременности , который у коровы и у женщины был одинаковым, в 280 дней или 10 лунных месяцев, по 4 недели в каждом. И в этом периоде заключалось значение этого живого символа, знаком которого стал серп новолуния, который заимствовали для своего почитания евреи. Эти основные периоды беременности послужили основой символизма по всему миру. Они также были в употреблении у индусов и встречаются в изображениях древних жителей Америки, явно располагаясь в основании календарей майев Юкатана, индусов, ассирийцев и древних вавилонян, также как у египтян и древних евреев.

Иную картину культа быка описал А. Белов . Его версия основывалась на древних изображениях льва и быка, борющихся в смертельной схватке, что, по мнению автора, было неслучайным.
На севере Месопотамии, в районе озера Ван и в горах Тавра в Северной Сирии около 7000 лет назад возникла так называемая культура Халафы, характеризующаяся особым почитанием быка . Очевидно, как полагает А. Белов , ее создателями были горцы Курдистана - предки индоевропейцев, спустившихся в долину Месопотамии. В этой связи может быть объяснена лингвистическая параллель названия буйвола "гамеш" в курдском языке и именем самого популярного героя Шумер - Гильгамеша. Можно предположить, как пишет А. Белов , что образ Гильгамеша более древний, чем принято считать. Найдены фрагменты сказания о герое на хеттском и хурритском языках, а также на аккадском и древнем языке жителей Палестины, относящегося ко 2-му тыс. до н.э. Важно, что Гильгамеш боролся не только с быком, но и со львом. В этом мифе, по мнению А. Белова, львы олицетворяли солнце, а быки - луну. Монета с изображением борьбы льва и быка - двух начал, благодаря которым существует земная жизнь, найдены в древней Персии эпохи Ахеменидов (около IV века до н.э.).
А. Белов полагает, что дикого быка приручили в эпоху Халафской культуры, расцвет которой пришёлся на 5-е тысячелетие до н.э. Болотный вол зебу изначально вовсе не был похож на флегматичную корову. Он запросто в слепой ярости мог наброситься на своего противника - льва. В эпоху Ахеменидов произошло переосмысление культа быка. Его изображения появились в убранстве храмов и являлись частью ахеменидской имперской культуры. Очевидно, как отмечает А. Белов , здесь проявилось в полной мере влияние зороастризма, запрещавшего жертвоприношение быков.
Об особом почитании священного быка в Междуречье свидетельствуют монументальные каменные изваяния быков, найденные археологами при раскопках древних храмов . Культ быка Га был чрезвычайно распространен у курдов. До нашего времени дошли изображения хурритского божества Тешшупа верхом на боевой колеснице, влекомой волами.
Между рогами древнерусских лунниц - особых талисманов - очень часто помещался крест - символ солнца у языческих славян, по А. Белову [хотя в краеведческих музеях русской глубинки я видел два вида украшений - крест и свастику], а на острове Крит обнаружено изображение головы быка, между рогами которого был расположен обоюдоострый топорик для жертвоприношений. Обоюдоострые топоры были в ходу у священников культа быка на острове Крит, в подземных лабиринтах которого, по преданию, обитал быкоголовый Минотавр.

Возвращаясь к культу коровы и быка, описанному в начале статьи, как к наиболее древнему, следует обратить внимание уже не на халафскую культуру, а на наши современные взгляды. Если мы сейчас женщину назовем коровой, она оскорбится. В древние же времена почетным был титул коровы не только для людей, но и богинь (кормление было приоритетом и головой всему). Скоро беременность будет протекать в специальных кюветах, и слово "брюхатая" тоже станет оскорблением. Тем не менее, прозвище "бык" для мужчины пока еще не является зазорным. Не есть ли это отражением того, что женщины теряют свои основные функции быстрее мужчин? Главное при этом понять, во что всё это выльется? Древние всегда предпочитали иметь мальчиков. Может быть они знали будущее лучше нас? Не исключено, что кормление грудью и слово "мама", означающее молочные железы, превратятся в анахронизм и уйдут из употребления, или тоже станут оскорбительными. Тогда возникнет вопрос: А зачем нам женщины? Не даром в наше время многие из них идут в армию и учатся убивать. В советское время женщин приобщали укладывать шпалы и прокладывать железную дорогу, стоять у доменных печей, добывать уголь и охранять заключенных. Не хотят быть коровами, будут ишаками и львицами!

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
58. Поэзия и проза древнего Востока. Под ред. И. Брагинского. М: Художественная литература, 1973.-736 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
156. Гусева Н.Р. Русский Север - прародина индославов. М.: Вече, 2010.-304 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.