Бехистунская надпись Дария I. Бехистунская надпись Дария I Бехистунская скала

трехъязычный клинописный текст на скале Бехистун в 30 км от Керманшаха (совр. Иран). Один из важнейших источников по политической истории державы Ахеменидов , отражающий события 522-519 гг. до Р. Х. Б. н. была высечена по приказу персид. царя Дария I (522-486) на древнеперсид., эламском и вавилонском языках. Дешифровка систем письменности Б. н. заложила основы научного исследования древней Передней Азии. Надпись, сопровождаемая рельефными изображениями, высечена в искусственном углублении на поверхности выступа конечной части Загросского хребта с левой стороны караванного пути, соединявшего Вавилон и мидийскую столицу Экбатаны (совр. Хамадан), на высоте примерно 105 м. Высота надписи составляет 7 м 80 см, ее длина - 22 м. В центре, под рельефами, располагаются 5 столбцов древнеперсид. текста, слева от него, на одном уровне, помещен эламский вариант, над последним находится вавилонский текст. На рельефе изображен Дарий I, попирающий левой ногой Гаумату, своего главного политического противника. Правая рука царя поднята в молитвенном жесте, в левой он держит лук. За спиной Дария стоят 2 воина, как предполагают ученые, копьеносцем является Гобрий, лучником - Аспатина. Оба воина ниже Дария, но значительно выше 9 мятежных правителей, изображенных слева от фигуры Дария. Они идут шеренгой, связаны длинной цепью за шеи, их руки скручены за спиной. Только вождь скифского племени тиграхауда выделяется благодаря своей высокой остроконечной шапке. Надо всей этой группой изображена парящая фигура Ахура Мазды . Божество представлено в человеческом облике, на голове корона с рогами, оно выступает из солнечного диска, похожего на птицу, с крыльями, хвостом и лапами. Левой рукой оно протягивает кольцо Дарию, что символизирует обряд вручения царской власти, правой благословляет Дария. Средняя высота всей скульптурной группы - 3 м, длина - 5 м 48 см. Помимо основных Б. н. имеет еще 11 малых надписей на 3 языках, они находятся над изображением лиц или под ступнями.

Б. н. содержит офиц. версию истории начального этапа правления Дария I: его приход к власти через свержение узурпатора Гауматы, первые шаги по ликвидации политического наследия предшественника, подавление вспыхнувших вскоре многочисленных мятежей в различных частях Персидской державы. Дарий I утверждает, что ему удалось справиться с мятежниками в течение «одного года».

Ввиду недоступности надписи для чтения снизу и быстрого забвения древнеперсид. клинописи достоверные знания о надписях Дария пресеклись еще в древности: ни средневек., ни совр. иран. традиции не знают содержания Б. н. Первые же удовлетворительные описания рельефов появляются не ранее Нового времени (путешественника 2-й пол. XVII в. А. Бембо, отчеты Ж. Оттера и Ж. Оливье, ок. 1734 г., Р. Гарданна, кон. XVII в.). Выдвигавшиеся путешественниками гипотезы были далеки от истины: напр., по Гарданну, Ахура Мазда с лучами света - это крест, а фигуры под ним - 12 апостолов. В 1810 г. Дж. Киннэр утверждал, что рельеф Б. н. синхронен скульптурным изображениям из Персеполя. После пребывания в Персии во 2-й пол. 1810-х гг. Р. Портер составил подробный и лучший на то время отчет о рельефе, но при этом ошибочно утверждал, что в виде царя на нем изображен правитель Ассирии Салманасар III, а сам памятник посвящен ассир. завоеванию Израиля.

В 1835 г. брит. офицер Г. К. Роулинсон , служивший военным советником в Персии (1835-1839), впервые скопировал, транслитерировал и перевел 200 строк древнеперсид. текста. После трехлетнего перерыва, вызванного афган. войной, он возобновил изучение древнеперсид. клинописи и в 1844 г. завершил копирование персид. части надписи (414 строк), а затем перешел к эламскому варианту, что было сопряжено с большим риском для жизни, т. к. под ним не было подходящего для размещения выступа. В 1847 г. Роулинсон обратился к аккад. тексту, высеченному на семиметровой поверхности, к-рый смог исследовать только благодаря помощи курдского мальчика. В 1845 г. Роулинсон отправил из Багдада в Англию свое исследование о клинописи и персид. текст Б. н. Появившаяся в печати его работа (The Persian cuneiform inscription at Behistun. L., 1846-1849) содержала литографическое воспроизведение древнеперсид. надписей, их транслитерацию и транскрипцию, перевод древнеперсид. слов на лат. язык, англ. перевод древнеперсид. текста, очерк о клинописи вообще и подробный анализ персид. варианта Б. н. Роулинсон сравнивал древнеперсид. слова с санскр., авест., пехлевийскими, а также со словами на др. индоевроп. языках, определяя степень родства этих языков. Он самостоятельно расшифровал почти все знаки древнеперсид. клинописи: в его силлабарии 1847 г. помещены 37 слоговых знаков - все, за исключением 2, были установлены верно. Большой вклад в изучение и дешифровку древнеперсид. письма внесли исследования Г. Ф. Гротефенда (1802, 1805), К. Лассена (1836, 1844), Э. Бюрнуфа (1836), Э. Хинкса (1847).

Огромное значение имели прочтение вавилонской части Б. н. и работы по ее дешифровке с учетом материала табличек из Месопотамии (Роулинсон, Ж. Оппер, Хинкс). Язык этой части Б. н. оказался семитским, родственным языкам ВЗ - древнеевр. и арам. Проведенные исследования позволили привлекать для интерпретации нек-рых библейских текстов материалы богатейшей лит-ры на вавилоно-ассир. языке. К 1855 г. была дешифрована эламская часть Б. н.

Новыми экспедициями (1903, 1948) были осуществлены проверки надписи, уточнены чтения нек-рых слов, размеры лакун, снят эстампаж (1948, 1957), произведено фотографирование (1963-1964), также были найдены среди папирусов из Элефантины плохо сохранившаяся рукопись с текстом Б. н. на арам. и фрагменты с частями рельефа на аккад. языках.

Ист.: Большая, или Б. Н. / Пер. персид. текста Абаева В. И. // Хрестоматия по истории Др. Мира / Под ред. В. В. Струве. М., 1950. Т. 1. С. 255-263; То же/ Пер. и коммент. М. А. Дандамаева // История Др. Востока: Тексты и док-ты. М., 2002 [в печати].

Лит.: Pallis S . A . Early Explorations in Mesopotamia. København, 1954; Фридрих И . Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961; Дандамаев М . А . Иран при первых Ахеменидах. М., 1963; Borger R . Die Chronologie der Darius-Denkmals am Behistun-Felsen // Nachrichten d. Akad. d. Wiss. in Göttingen. Ser. philos.-hist. Kl. 1982. № 3. S. 105-132; Malbran-Labat F . La version akkadienne de l"inscription trilingue de Darius à Behistun. R., 1994.

Б. Е. Александров

Бехистунская надпись - это трёхъязычный текст, высеченный на скале Бехистун, которая расположена в Иране, юго-западнее Экбатан. Текст создан скульпторами по велению царя Дария и повествует о событиях с 523 по 521 год до нашей эры. Надпись высечена на аккадском, эламском и персидском языках. Это один из крупнейших памятников древности, который был переведен только в 30-х годах XIX века английским ученым Роулинсоном. Перевод этого текста положил начало дешифровке и переводу текстов многих народов древнего Востока. Что такое Бехистунская надпись? Что она собой представляет? Как выглядит? Каково ее содержание? Какова ее история? О загадочной надписи на скале Бехистун и пойдет речь в нашей статье.

Как выглядит Бехистунская надпись Дария Великого

Надпись высечена на территории Мидии на высоте примерно 105 метров. Размеры ее - около 22 метров в ширину и 7 метров в высоту.

Надпись сопровождается барельефом, который изображает царя Дария, находящегося под покровительством персидского бога Ахурамазды. Дарий встречает своих поверженных врагов. Именно в Бехистунской надписи встречается самое первое упоминание бога Ахурамазды.

Скала ниже надписи вырублена вертикально и сделана практически неприступной.

Над текстом на барельефе изображен бог Ахурамазда, который протягивает руку Дарию, тем самым благословляя его и как бы передавая ему царскую власть. Дарий изображен в царской короне, фигура его в натуральную величину. Правая рука его простёрта к богу, левой он опирается на лук. Своей левой ногой царь Дарий попирает побежденного Гаумату, который обманным путем захватил власть. За поверженным стоит еще восемь его подданных и верных слуг, их руки связаны за спиной, они все скованы одной цепью. За спиной царя Дария стоят два его преданных воина.

Текст расположен по сторонам барельефа.

Как сохранилась надпись до наших дней

Увидеть барельеф и надпись можно только с дальнего расстояния, так как более 25 веков назад древние скульпторы, когда закончили работу, разрушили за собой все каменные ступеньки, чтобы у потомков не оставалось никакой возможности подняться к памятнику и видоизменить или разрушить его. Возможно, именно поэтому Бехистунская надпись сохранилось достаточно хорошо. Но есть и другая сторона медали. Через некоторое время люди забыли, что там изображено, какие именно исторические события. Например, древнегреческий географ Ктесий в 5 веке называл Бехистунский наскальный рельеф памятником царице Семирамиде.

Древний текст начинается с краткой биографии царя Дария Великого, который взошел на престол в 522 году до нашей эры. Далее рассказывается о военном походе в Египет Камбиса и событиях, связанных с ним. Камбис, согласно надписи, перед тем как пойти походом против египтян, приказал убить своего брата Бардию. Но в это время некий маг Гаумата захватил престол, выдавая себя за Бардию (достоверно не известно, куда делся сам Бардий). Камбис умирает в Персии, а власть Гауматы признается всеми странами огромной

Но через семь месяцев его тайно убивают в его же дворце. И царем становится один из заговорщиков - Дарий. Он провозглашает себя правителем и свой успех приписывает помощи и благословлению бога Ахурамазда.

Об этих событиях упоминает Геродот и многие древнегреческие историки и философы, однако их повествования отличаются от версии, изложенной в Бахистунской надписи.

Многие историки современности считают, что Дарий очень стремился к власти и во что бы то ни стало хотел быть царем и что он убил Бардию, объявив его жрецом Гауматой. Мы же вряд ли сейчас уже сможем выяснить этот вопрос, он навсегда останется исторической загадкой.

Текст настенной надписи состоит из четырех столбиков, написанных на трех языках, пятый столбец написан на древнеперсидском:

  • текст на древнеперсидском языке состоит из 414 строк в 5 столбцах;
  • текст на эламском языке включает 593 строки в 8 столбцах;
  • на текст - 112 строк.

Заблуждения древних мужей относительно надписи

В 4 веке до нашей эры династия потомков Дария пала. Постепенно забылась и старая скальная клинопись, хотя надпись и осталась, вызывая уйму вопросов. Появились самые необычные объяснения, которые не имели ничего общего с исторической действительностью.

Например, на протяжении нескольких столетий считалось, что данное скальное письмо было создано скульпторами в период Сасанидских царей, которые жили за 1000 лет до времен царя Дария.

В 5 веке до нашей эры древнегреческий географ Ктесий считал, что надпись была посвящена царице Семирамиде.

Древний римский историк Тацит утверждал, что это часть памятника, посвященного Гераклу.

Век открытий чудных - 16 век нашей эры

В конце 16 века эту удивительную наскальную надпись увидел англичанин Шерли Роберт, который совершал дипломатическую миссию. Европейские ученые именно от него узнали об историческом барельефе.

Многие посчитали, что это изображение Иисуса Христа и 12 апостолов.

Заблуждения продолжались и в средние века нашей эры. Так, шотландский путешественник Портер Кер Роберт предположил, что памятник принадлежит племени Израиля из Ассирии.

Работа над переводом Бехистунской надписи

Очень многие специалисты пытались расшифровать текст. Однако полностью понять написанное удалось британскому офицеру - Роулинсону Генри. В 1835 году он был направлен в Иран по долгу своей службы, там он начал скрупулезно изучать клинопись. Через три года упорных трудов над текстом он перевел древнеперсидский язык надписи. О своих успешных результатах Генри доложил в Лондон Королевскому обществу.

В 1843 году были расшифрованы эламский и аккадский языки. Работала целая команда специалистов под руководством Роулинсона. Все эти научные изыскания положили начало развитию ассириологии.

Однако полностью текст, включая те отрывки, которые не были скопированы Роулинсоном, был переведен только в середине 20 века.

Копии надписи

Текст загадочной надписи написан на трех языках:

  • на древнеперсидском, родной язык Дария;
  • на аккадском, на нем говорили ассирийцы и вавилоняне;
  • на эламском, на нем говорили древние народы, проживавшие в юго-западных районах Ирана.

Но этот текст еще в древности был переведен на многие другие древние языки, а переводы были разосланы во многие государства. Так появились копии Бехистунской надписи.

Например, один из таких древних папирусов сохранился в Египте, текст написан на арамейском языке - официальном языке державы.

В Вавилоне была найдена глыба с высеченным на аккадском языке текстом, повторяющим суть Бехистунской надписи.

Большое количество копий надписи говорит о том, что Дарий развернул большую деятельность пропагандистского характера, которую осуществлял на всех главных языках Персидской империи. Он старался навязать всему цивилизованному древнему миру свою трактовку событий.

20 век и древняя историческая надпись

В 20 веке интерес к клинописи на горе Бехистун не утихает. С развитием техники к концу 20 века учеными были сделаны двухмерные фотографии надписи и трехмерные ее изображения.

В начале 21 века иранские археологи осуществили работы по благоустройству прилегающей территории к памятнику истории.

В 2006 году Бехистунская надпись в Иране получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот такая интересная и загадочная судьба сложилась у древнего творения персидских скульпторов, которым была поставлена задача - увековечить Дария Великого и его деяния, с которой они очень успешно справились.

|
бехистунская надпись, бехистунская надпись дария
Координаты: 34°23′30″ с. ш. 47°26′07″ в. д. / 34.39167° с. ш. 47.43528° в. д. / 34.39167; 47.43528 (G) (O) Бехистунская надпись

Трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523-521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников древности. Прочтён (в основном) в 30-40-х гг. XIX века английским учёным Г. К. Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока.

  • 1 Внешний вид
  • 2 Содержание надписи
  • 3 Копии надписи
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Фильмография

Внешний вид

Прорисовка Бехистунского рельефа, изображающего триумф Дария над магом Гауматой (Лжебардией) и мятежными «царями». Конец VI в. до н. э.
Персидский царь попирает ногой поверженного Гаумату, перед ним просят пощады девять побеждённых вождей мятежников, за спиной царя - телохранитель и воин из отряда «бессмертных».

Надпись высечена на территории древней Мидии на высоте 105 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны. Размеры надписи составляют около 7 метров в высоту и 22 метров в ширину. Барельеф изображает Дария под покровительством бога Ахурамазды, встречающего своих побеждённых врагов. Скала ниже надписей была обрублена вертикально и сделана в целях сохранности почти недоступной.

Текст состоит из 4 столбцов, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521-520 гг. до н. э., и 5 столбца, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. К Бехистунской надписи относятся первое (по датировке сохранившегося оригинала) упоминание Ахура Мазды (древнеперс. Аурамазда) и самое раннее из известных изображений этого бога. Сведения о перевороте «мага Гауматы» и о свержении Гауматы Дарием I, содержащиеся в надписи, существенно дополняют рассказ Геродота об этих же событиях.

Над текстами помещён рельеф: бог Ахура-Мазда, протягивая левую руку к Дарию, символически вручает ему царскую власть, а поднятой правой рукой благословляет царя. Дарий изображён в натуральную величину в царской короне. Правая рука его в молитвенном жесте простёрта к Ахура-Мазде, левой он опирается на лук. Левой ногой Дарий попирает поверженного мага Гаумату, захватившего престол ещё при жизни Камбиса. За Гауматой изображены ещё восемь мятежников, поднявших восстание при восшествии Дария на трон, и непокорный вождь сакского племени тиграхауда. Руки пленников связаны за спиной, они скованы одной длинной цепью. За спиной Дария - двое его воинов, копьеносец Гобрий и лучник Аспатин. По сторонам рельефа тянутся колонки текста.

Увидеть надписи и рельефы сегодня можно только издали - рассмотреть их с близкого расстояния невозможно. Более 2500 лет назад древние скульпторы, закончив работу, спустились вниз и разрушили за собой каменные ступени, чтобы исключить всякую возможность вновь подняться к памятнику. Может быть, именно поэтому Бехистунская надпись сохранилась до наших дней относительно хорошо: ничья рука не коснулась её. Это же обстоятельство имело и другой оборот: через сравнительно короткое время люди забыли, что, собственно говоря, здесь изображено. Уже древнегреческий врач и географ Ктесий, на рубеже V и IV вв. до н. э. живший при персидском дворе, называл Бехистунский рельеф памятником вавилонской царице Семирамиде.

В Бехистунской надписи рассказывается о походе Камбиса в Египет и последовавших затем событиях. Согласно надписи, Камбис перед тем, как отправиться против египтян, велел тайно убить своего брата Бардию. Затем некий маг (жрец) Гаумата стал выдавать себя за Бардию и захватил престол. Камбис, двинувшийся в Персию, умер при загадочных обстоятельствах, а власть Гауматы была признана во всех странах огромной персидской державы. Но через семь месяцев, 29 сентября 522 г. до н. э., знатные персидские мужи тайно проникли во дворец, где находился Гаумата, и убили его. Один из заговорщиков, дальний родственник Камбиса, 28-летний Дарий, стал царём.

Об этих событиях рассказывают Геродот и другие древнегреческие историки, но их рассказы значительно отличаются от версии, изложенной в Бехистунской надписи. Некоторые современные историки считают, что в действительности Дарий убил Бардию, объявив его магом Гауматой, чтобы самому стать царём. Однако вряд ли мы когда-нибудь сможем в точности выяснить этот вопрос. Во всяком случае, народы персидской державы были убеждены, что над ними царствует Бардия, сын Кира.

Копии надписи

Текст надписи представлен на трёх главных языках государства: древнеперсидском, то есть родном языке Дария, аккадском - языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламиты, один из древнейших культурных народов, населявших юго-западные районы Ирана. Надпись была переведена и на многие другие языки, текст её разослан во все области государства. Один из таких экземпляров сохранился на папирусе из Египта. Он составлен на арамейском языке - официальном канцелярском языке всей персидской державы. развалинах Вавилона была также обнаружена большая каменная глыба с высеченным на ней аккадским текстом Бехистунской надписи.

Дарий, который развернул большую пропагандистскую деятельность на главных языках Персидской империи, по всей вероятности, велел перевести Бехистунскую надпись и на греческий язык, а также распространить её среди греческого населения малоазийских городов. Сохранившиеся до нашего времени в Элефантине, в Египте на границе с Нубией, и в Вавилоне арамейский и аккадский варианты этой надписи и прямое указание § 70 надписи о том, что Дарий велел распространить свою версию о событиях 523-521 гг. по всем странам Персидской империи, не оставляют сомнений, что Бехистунская надпись была переведена на многие языки и распространена по всему государству. Библейские источники также подтверждают, что Ахемениды писали «в каждую область письменами её» и «к каждому народу на его языке».

Примечания

  1. 1 2 Генри Роулинсон и Бехистунская надпись | Бехистунская надпись Дария I | Реконструкция
  2. Отражение содержания Бехистунской надписи в труде Геродота- М. А. Дандамаев

Литература

  • «Краткие сообщения Института народов Азии. Иранская филология». Т.67. М., 1963. С. 190-192
  • Бехистунская надпись Дария I
  • Отражение содержания Бехистунской надписи в труде Геродота- М. А. Дандамаев.
  • Uvāmaršiyuš amariyatā Бехистунской надписи- М. А. Дандамаев. «Древний мир». Сборник статей академику В. В. Струве. М., 1962 г. С. 371-376.
  • Струве В. В. Датировка Бехистунской надписи - . «Вестник древней истории», 1952, № 1, с. 26-48

Фильмография

  • «История письменности» (англ. The Written Word) - научно-популярный фильм, снятый в 2005 г.

бехистунская надпись, бехистунская надпись дария

Бехистунская надпись Информацию О

Друзья, перед нами очень необычный памятник.
Во-первых, вся дешифровка клинописи началась именно с него.
Во-вторых, его относят к 5в до НЭ, но одновременно с этим, говорят и о том, что практически сразу же память о том, кому он был посвящён, была утеряна.
В-третьих, вы просто обязаны восхититься сохранностью барельефа, которому уже более 2000 лет.

Интересно, борозда от которой идёт сток воды и дальнейшее разрушение, она выбита или пропилена?...

Открыл этот памятник древности в 1598 году англичанин Роберт Шерли, находившийся в Персии с дипломатической миссией. В скале на высоте 105 метров от дороги высечены фигуры и надписи. Ширина объекта около 22 метров, а высота - 7. Клинописный текст на скале относится к временам и выбит по приказу Дария I в память о событиях 523-521 годов до н.э.
Текст является автобиографией царя, надписи повествуют о событиях после смерти Кира Великого и о походе Камбиза в Египет. Любопытно, что история, изложенная на бехистунской скале, значительно расходится с известной ранее версией о тех событиях Геродота. Как и розеттский камень, бехистунская также написана на трех языках - древнеперсидском, эламском и вавилонском. Строители по окончании своих работ уничтожили каменные ступени, ведущие к скале, чтобы никто не смог исправить написанное.
Надписи дают возможность понять мышление Дария Великого, также открытие сыграло большую роль в открытии клинописи. Археологи после расшифровки получили много информации о цивилизациях Месопотамии, Шумеров, Персии и Ассирии.


Учёный Генри Роулинсон копирует текст для последующей расшифровки.

Вероятно строители использовали нечто подобное современным строительным лесам. Непонятно зачем рисуют ученного, лазающего по шатким лестницам)

Небольшие нюансы.
Поврежден глаз Дария и стёрты зубцы его короны.

Заменена часть на головой некоего крылатого существа

Здесь видно, что были отреставрированы оба лука в руках Дария и его телохранителя.

Рядом с луком Дария видны вмятины, сколы, как от ударов.

Как мы видим, заменённое плечо лука имеет те же потемнения, что и вся остальная композиция. Это искусственное состаривание? Или просто реставрация проводилась очень давно?

Клинопись.
Неравномерное разрушение породы между клиньями.

А здесь нет. Все равномерно. Но видно, насколько четко все детали прорезаны.

На той же скале есть заготовка под ещё одну надпись

Бехистунская надпись – клинописная надпись на 3-х языках и скальное рельефное изображение на скале возле горы Бехистун в иранской провинции Керманшах (Западный Иран). Древний текст посвящён событиям, произошедшим в 523-521 гг. до н. э. в Персидском царстве.

Начинается он с краткой биографии и родословной персидского царя Дария I, взошедшего на престол в 522 г. до н. э. Далее перечисляются события, произошедшие после смерти Кира Великого и Камбиса II. Заканчивается повествование декабрём 521 года до н. э., когда в Персидском царстве были подавлены многочисленные восстания.

Бехистунская надпись - уникальный памятник древности

Стали они результатом смерти Камбиса II, а организованы были несколькими самозванцами и их сообщниками в разных городах царства. Дарий Великий победил всех, провозгласил себя царём, а успех приписал помощи бога Ахура-Мазда.

Надпись состоит из 3-х версий одного и того же текста, написанного на 3-х разных языках клинописью. Это древнеперсидский, эламский и вавилонский языки. Общая высота надписи достигает 7 метров, ширина равна 22 метрам. Высечена она на известняковом утёсе, на высоте 105 метров от древней дороги, соединявшей Вавилон и Экбатану.

Надпись выполнена древними мастерами высоко на скале

Древнеперсидский текст состоит из 414 строк в 5-ти столбцах. Эламский включает в себя 593 строки в 8-ми столбцах. А вавилонский текст содержит 112 строк. Клинопись дополнена барельефом. Включает тот в себя изображение Дария Великого в натуральную величину с луком в левой руке. Левая нога царя наступает на грудь фигуры, лежащей на спине. Предполагается, что это самозванец Гаумата, выдававший себя за Бардия – брата Камбиса.

За спиной Дария стоят двое слуг, а справа находятся 9 метровых фигур. Их руки связаны, а шеи обмотаны верёвкой. Они символизируют собой покорённые народы. Вверху парит бог Ахура-Мазда, благословляя Дария на подвиги. Специалисты, изучавшие Бехистунскую надпись, пришли к выводу, что одна из 9 фигур была добавлена позже. То же самое касается и бороды Дария. Представляет она собой отдельный каменный блок, закреплённый железными штырями.

Данный барельеф был создан персидскими мастерами в VI веке до н. э. В IV веке до н. э. династия Ахеменидов, к которой принадлежал Дарий I, пала. Забылась и старая клинопись, но Бехистунская надпись осталась, вызывая у людей вопросы. Поэтому появились самые причудливые объяснения, не имевшие ничего общего с истиной. Так, на протяжении веков считалось, что данное скальное творение было создано в период последних сасанидских царей, живших через 1000 лет после Дария.

Надпись выполнена клинописью на трёх древних языках

В 400 году до н. э. о надписи упоминал древнегреческий географ Ктесий из Книда (колония Спарты в Малой Азии). По его мнению она была посвящена вавилонской царице Семирамиде. Древнеримский историк Тацит говорил, что это один из вспомогательных памятников, посвящённых Гераклу. А древнегреческий историк Диодор Сицилийский придерживался версии Ктесия, связывая древнее творение с Семирамидой. Гораздо позже появилась версия о сасанидских царях и просуществовала сотни лет.

В 1598 году надпись увидел англичанин Роберт Шерли, совершавший дипломатическую миссию в Персию. Именно от него о древнем барельефе узнали европейские учёные. Но многие из них склонились к мнению, что это изображение Христа и 12-ти апостолов. А вот шотландский дипломат и путешественник Роберт Кер Портер заявил, что найден памятник, принадлежавший потерянному племени Израиля из Ассирии.

Впоследствии различные специалисты пытались расшифровать клинописный текст, написанный на 3-х древних языках. Но полностью понять надпись удалось лишь офицеру британской армии Генри Роулинсону. В 1835 году он получил назначение в Иран и начал серьёзно и скрупулёзно изучать Бехистунскую надпись. В 1838 году он перевёл древнеперсидскую клинопись и представил свои результаты Королевскому обществу в Лондоне.

Специалисты по сей день изучают работу древних персидских мастеров

После 1843 года были расшифрованы и надписи, написанные на вавилонском и эламском языках. Тут уже работала целая группа специалистов под руководством Роулинсона. Все эти старания в немалой степени поспособствовали развитию современной ассириологии. Полностью древний текст, с учётом тех отрывков, которые не были скопированы Роулинсоном, был переведён к 1948 году.

К концу XX века были сделаны двухмерные фотографии надписей, а затем и трёхмерные изображения. Уже в XXI веке иранские археологи провели большие восстановительные и природоохранные работы. В 2006 году Бехистунская надпись получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот такая судьба постигал древнее творение персидских мастеров, ставивших перед собой целью увековечивание Дария Великого и его славных дел.