Кто такие народы моря в древности. Загадки истории

Ответ от ЀОшАН[гуру]

Источник:

Ответ от Віта марченко [гуру]
Народы моря - группа народов-беженцев из Малоазиатского, Эгейского и Балканского регионов, проводивших свои набеги на цивилизованные регионы Средиземноморья, в том числе Хеттское и Египетское государства. Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена. В состав народов моря египетские надписи включают PLST (пеласги= филистимляне?) , "KWS (ахейцы?) , RK (ликийцы?) , SRDN (сардины?) , TKR (тевкры=троянцы?) , TRS (тирсены=этруски?) , SKLS (сикулы?) , DNWN (данайцы?) , WSS (?).
Первые упоминания о них относятся к временам Аменхотепа III, а первые крупные столкновения -- при Мернептахе. Египтяне назвали их «народами моря» , поскольку они пришли с северных морей и были искусными мореходами. В XIII в. до н. э. «народы моря» начали массовую эмиграцию из своих родных земель. По пути эти племена безжалостно грабили занятые ими территории. В 50-е XIII до н. э. было уничтожено государство Амурру. Многие историки считают, что именно стремление ахейцев-микенцев, входящих в состав «народов моря» , захватить ресурсы богатой Трои, а не поэтизированный рассказ величайшего поэта древности Гомера, стало реальной причиной Троянской войны. Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамзесом III в наземной и морской битве (1173 до н. э.) , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии. Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .
Этническая принадлежность
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN).
"...Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами) , а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?...


Ответ от ВАНО [гуру]
«Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия ). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов , сикулов, филистимлян , фригийцев и этрусков . Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря .
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN). Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья» , высказывают мнение, что «народы моря» , в основном, это выходцы с севера Балканского п-ова, родственные протофракийским племенам.
Народы моря впервые достигли границ Египта в 1243 году до н. э. в царствование фараона Мернептаха. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. «Народы моря» выступили в союзе с ливийцами, поддержав последних во время их нападения на Дельту в 1219 до н. э. , но были отражены престарелым Мернептахом у мыса Мигдол.
Около 1200 года до н. э. народы моря стерли с лица земли Угарит . Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамсесом III в наземной и морской битве (состоявшейся в 1173 до н. э. по «краткой хронологии») , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии.
Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .


Захваченные в битвах Народов Моря


Ответ от Ирина Головач [гуру]
Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков. Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря.
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев. Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве.


Ответ от Justpretty [активный]
"Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет... В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: "Преуспеют наши замыслы"..." Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Meдинет-Хабу, повествующая о нашествии "народов моря".
Кеде – это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш – столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава – это союз rocyдарств лувийцев (народа, родственного хеттам) , бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия – это остров Кипр, страна Амурру – нынешняя Сирия. Все это расшифровать нетрудно. Но вот прочтение названий "народов моря", сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует, особого подхода.
Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п. , не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков – тирсены. Но, они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия) .
И к счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о "народах моря": это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прет. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне "сорок лет" властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.
"Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора? " – говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воиы точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с "народами моря").
О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.
В библейской "Книге Иеремии" говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются "крэти" филистимлянские наемники в Израиле носят название "крэти" и "плэти", во второй "Книге Самуила" речь идет о "керефеях и фелефеях". Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра и Крита. Видимо, тем же путем шли и другие "народы моря". Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила.
Многие исследователи; связывают ф

Атлантиды моря Тетис Кондратов Александр Михайлович

Кем были вы, «народы моря»?

Кем были вы, «народы моря»?

«Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет… В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: «Преуспеют наши замыслы»…» Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Мединет-Хабу, повествующая о нашествии «народов моря».

Кеде - это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш - столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава - это союз государств лувийцев (народа, родственного хеттам), бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия - это остров Кипр, трапа Амурру - нынешняя Сирия. Все это расшифровать не трудно. Но вот прочтение названий «народов моря», сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует особого подхода.

Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п., не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков - тирсены. Но они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия).

К счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о «народах моря»: это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прст. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне «сорок лет» властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.

«Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора?» - говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воины точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с «народами моря»).

О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.

В библейской «Книге Иеремии» говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются «крэти», филистимлянские наемники в Израиле носят название «крэти» и «плэти», во второй «Книге Самуила» речь идет о «керефеях и фелефеях». Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра, Крита. Видимо, тем же путем шли и другие «народы моря». Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила. Многие исследователи связывают филистимлян с пеласгами, народом, который, согласно античной традиции, предшествовал как «классическим» эллинам, так и грекам-ахейцам на материковой Элладе и вообще в Эгеиде. Геродот сообщает, что ранее Эллада именовалась Пеласгией - страной пеласгов. Другой знаменитый историк античности Фукидид в первой книге своей «Истории» пишет: «По-видимому, страна, именуемая ныне Элладой, прочно заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо другим, всякий раз более многочисленным народом». И сама страна Эллада, «вся, как таковая, не носила еще этого имени… названия ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги».

В «Одиссее» Гомера говорится о том, что наряду с другими народами на Крите есть и «племя пеласгов, в городе Кноссе живущих». А в «Илиаде» пеласги называются в числа союзников троянцев. По всей видимости, Троянская война, которая легла позднее в основу гомеровского эпоса, была одним из эпизодов великого движения народов с запада на восток, крушения древних государств и кровопролитных войн, происходивших в XIII–XII веках до н. э. Греки-ахейцы сокрушают Трою, гибнет Хеттское царство, дорийцы захватывают и подвергают разгрому Крит, с огромным трудом отражает египетский фараон Рамзес III натиск «народов моря», но владения египтян в Сирии и Палестине навсегда для них потеряны. В хеттских архивах упоминается царство Ахайава, почти равновеликое державе хеттов. До сих пор историки не пришли к единодушному решению о том, что же именно подразумевалось хеттами под Ахайавой: то ли Микенское царство, то ли подчиненный ахейцами Крит, то ли остров Родос, то ли царство на западе Малой Азии, то ли захваченная ахейцами Троя. Но Ахайава также пала под ударами пришельцев и, подобно державе хеттов, исчезла с исторической арены более 3000 лет назад.

Что послужило причиной великого движения племен и народов с запада на восток? Из истории Древнего мира и феодального средневековья мы знаем, что движения в обратном направлении с востока на запад, по великому поясу степей Евразии, протянувшемуся от Черного до Желтого моря, зачастую вызывались изменениями климата. Обильные дожди, поившие степь, сменялись засухами, что приводило в движение кочевые племена и народы. Быть может, движению «народов моря» тоже дало толчок стихийное бедствие, только не засуха, а тектонические процессы - вулканическая активность, опускание блоков земной коры в результате землетрясений и т. п.?

Острова, родина «народов моря», сообщают египетские хроники Мединет-Хабу, подвергались землетрясениям, города их гибли, леса «были объяты пламенем, и они имели перед собой моря пламени». Гибель родных земель заставила «народы моря» двинуться на восток и вторгнуться во владения фараонов. Причем «народы моря», передвигавшиеся на судах, вступили в союз с предками нынешних берберов, кочевниками-ливийцами, страна которых также была «объята пламенем». Египтянам удалось отразить натиск с суши и с моря, о чем торжественно повествуют победные реляции Рамзеса III… Не об этих ли «записях египетских жрецов» и говорится в «Диалогах» Платона?

Некоторые исследователи, например известный французский атлантолог (по убеждениям) и океанолог (по своей прямой специальности) Рене Малез, полагают, что последние остатки Атлантиды ушли на дно морское не 12 тысяч лет назад, а за 1200 лет до н. э. и «народы моря» были атлантами, наступавшими с запада на восток, воевавшими с греками и египтянами - в полном соответствии с рассказом Платона. Еще в XVIII столетии швед Рудбек, ничего не ведая о хрониках Мединет-Хабу, определил дату гибели Атлантиды 1226 годом до н. э. Он исходил из того, что «годом» жрецы Египта называли лунный месяц, так как пользовались лунным календарем. Такой же пересчет солнечных годов на лунные месяцы сделал и немецкий атлантолог Юрген Шпанут в середине нашего века. Согласно Шпануту, Атлантида находилась в Северном море. Ее гибель была связана с целой серией катастроф, произошедших в конце XIII века до н. э. Это был катастрофический взрыв Санторина в Эгейском море, извержения Этны на острове Сицилия и Геклы в Исландии, а также других вулканов в различных точках Европы и Азии. Огромный метеорит (или астероид) упал в районе устья реки Эдер, впадающей в Северное море возле гирлянды Северо-Фризских островов, что и послужило причиной гибели Атлантиды и толчком к началу вулканической деятельности. Спасаясь от гибели, атланты совершили дальний рейд и вторглись в Египет, приведя в движение многие народы Средиземноморья. На фресках Мединет-Хабу, запечатлевших битву египтян с «народами моря» в устье Нила, по мнению Шпанута, запечатлены пришельцы из Северного моря, о чем говорят головные уборы с перьями, круглые щиты и характерная форма судов противников египтян.

Однако, как мы уже неоднократно говорили, нет никаких оснований принимать на веру «точные» цифры и даты, приводимые Платоном, а затем подгонять под них реальные данные. (Галанопулос счел «опиской» данные, увеличившие настоящие размеры Атлантиды и сроки ее гибели в десять раз свидетельства «Диалогов» и после этой поправки восхитился «поразительным совпадением»; Шпанут, применив египетский лунный календарь вместо солнечного, также получил «поразительное совпадение» даты гибели Атлантиды и нашествия «народов моря» на Египет, хотя дата эта не совпадает с датой взрыва Санторина-Стронгиле.)

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Филистимляне-пеласги (белые русы). «Народы моря». Финикийцы-венеды-венеци и «финикийская проблема» во II–I тыс. до н. э Если верить ветхозаветным текстам Торы-Пятикнижия-Библии и сочинениям древних и античных историков, то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (не говоря

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги История Российская. Часть 1 автора Татищев Василий Никитич

Народы древних названий в сей части были Кимры, сарматы, по Волге, где поныне имя то великое село Кимра хранит. К тому Углеч, Кашин, Бел городок (ныне запустел) принадлежали, гл. 24.Кривичи, сарматы, потом славяне, ныне княжество Смоленское.Меря, сарматы, Ростов, Галич, Кострома

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Народы моря» и история Палестины в конце II тыс. до н. э. В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подверглось нашествию эгейско-анатолийских народов (так называемых народов моря). Их первые появления в регионе отмечены еще в конце XIII в. до н. э. (набеги ахейцев на Кипр

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

НАРОДЫ МОРЯ «Полчища переселенцев двигались по суше в сопровождении своих семейств, ехавших на своеобразных тяжеловесных двуколках, запряженных быками, и по морю - на многочисленных судах, огибавших берега Сирии… Они двигались, предваряемые огнём, вперед к Египту» Д.

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

«Народы моря» Известно, что речь идет о военных нашествиях, может быть, даже миграции народов, расшатывавших Египет во времена XIX династии, в XIII веке до н. э. Они явились результатом великих потрясений Восточного Средиземноморья того времени: крито-микенская цивилизация

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

НАРОДЫ МОРЯ БЛАГОДАРНОСТИ На ранних этапах моей работы я был очень обязан покойному египтологу доктору Вальтеру Федерну за информацию, большей частью библиографического характера, предоставленную им в порядке научного сотрудничества. После того, как мы а течение

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Народы моря Во время правления Рамсеса Египет существовал, словно в некоем пузыре: фараон не мог совершать ошибки и никто не смел тронуть границы царства. После смерти царя пузырь лопнул. Внезапно навалились внешние опасности, и игнорировать их стало невозможно. По

Из книги Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля» автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 9. Скифы и «народы моря» В конце XIII – начале XII вв. до н. э. Египет дважды подвергся нападению племен, которые в самих египетских памятниках связываются с морем и потому получили название «народов моря». Произошли эти события при двух фараонах – соответственно

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Откуда шли «народы моря»? Только ли взрыв на Санторине послужил причиной гибели Крита и других цивилизаций на островах «Внутреннего моря»? Греческие мифы, конечно, слишком уж ненадежный источник, ибо повествуют обо всех исторических событиях иносказательно,

Из книги Золото Трои автора Вуд Майкл

Глава седьмая «НАРОДЫ МОРЯ» Тогда, в старые времена, мировая история состояла, так сказать, из серии несвязанных эпизодов, происхождение и последствия которых были разнесены столь же широко, как и места действия, но с этого момента история становится органичным целым:

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора

Евреи и «народы моря» Выход народа Моисея с территории Африки по времени примерно совпадает с Троянской войной: Геракл незадолго до Троянской войны совершал свои подвиги, в частности, он «раздвинул материки», в результате чего образовался пролив, через который и прошли

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 4 Малая Азия. «Народы моря» Если мы полагаем, что расположение древней Трои неверно определено, то это неизбежно связано и с неверным расположением т. н. Малой Азии. Что ж, давайте оценим, насколько уверенно расположена Малая Азия в Турции.Малая Азия у Геродота

4 265

Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.

Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития.

Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях.

К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.

Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт.

Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей.

Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой.

Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины.

Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах.

Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.

В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи.

Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.

Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно.

Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.

Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья.

Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они.

Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения.

Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.

В XIII веке до н. э. Восточное Средиземноморье населяло множество народов с высокоразвитой культурой и богатой историей. На Пелопоннесе существовала Микенская цивилизация , построившая такие прекрасные города как Афины, Микены, Пилос, Тиринф. Не уступала ни в чём ей и Минойская цивилизация , обосновавшаяся на острове Крит. В это время она уже находилась под сильным влиянием Микен, но сохраняла свою самобытность, обычаи и огромное культурное наследие предыдущих поколений.

В Малой Азии обосновалась Хеттская цивилизация . Это была могучая держава. По своей военной мощи она соперничала с Древним Египтом. Её боевые отряды достойно отражали натиск египтян и даже конфликтовали с ними из-за города Кадеша (Сирия). Хетты оккупировали всё юго-восточное побережье Малой Азии, её центральные земли и даже часть западного побережья.

Вдоль восточного побережья Средиземного моря узкой прибрежной полосой протянулись земли Финикийской цивилизации . Её представители являлись искусными мореплавателями и торговцами. В этом деле им не было равных. Если бы не южный сосед Древний Египет , всё время ограничивающий их неугомонный пыл и энергию, финикийцы очень быстро заняли бы доминирующее положение в данном регионе.

Южнее Древнего Египта раскинулись обширные земли Нубийской цивилизации . Представлявший её народ к XIII веку до н. э. имел за своими плечами богатейшую историю. Она была под стать истории северного соседа, прославившегося своими древними пирамидами . Нубийские цари стояли во главе высокоразвитого общества, имели сильную армию и управляли страной с помощью мудрых законов. Эта держава казалась незыблемой и в перспективе вполне могла забрать «пальму первенства» из рук слабеющего Древнего Египта.

Жизнь кипела на восточных берегах Средиземного моря. Процветали торговцы, ремесленники, большим уважением пользовались учёные люди, обладавшие уникальными познаниями в медицине, астрономии, архитектуре, языкознании. На высоком уровне находилась письменность. Почиталось жречество, прославлявшее многочисленных богов. Не были обделены вниманием и мужественные воины, готовые в случае опасности встать на защиту своих сограждан.

Всё изменилось во второй половине XIII века до н. э. Как будто вечная ночь упала на цветущие земли. Богатые города превратились в развалины, исчезла письменность, опустели тучные луга со скотом, жители равнин поменяли местожительство. Они стали строить селения на неприступных скалах, выращивать урожай и пасти скот на горных плато, надёжно укрытых от постороннего глаза.

Причина же столь глобальных изменений была в том, что на богатых и сытых землях появились народы моря . Кто они такие, откуда пришли - историки и в наши дни не могут дать чёткий и ясный ответ на этот вопрос.

Народы моря - величайшая загадка Древнего Мира. О них известно очень мало. Если быть совсем точным, то практически ничего. Это словосочетание упоминается в египетских исторических источниках времён фараона XX династии Рамсеса III (1185-1153 до н. э.). Но к тому времени как этот владыка вступил на престол, народы моря уже 40 лет жгли и уничтожали величайшие цивилизации Восточного Средиземноморья .

Хеттское царство не выдержало их нашествия и пало. Были разрушены все города, уничтожены величайшие исторические памятники. Культура древнего народа оказалась стёртой с лица земли. На территориях древнейшей цивилизации появились новые племена. По уровню своего развития они и близко не стояли с хеттами.

Аналогичная участь постигла земли Пелопоннеса. Здесь также всё рушилось и уничтожалось. Знатных людей убивали, простолюдинов превращали в рабов. В короткий срок была уничтожена вся интеллектуальная прослойка общества. Народы, населявшие полуостров, оказались отброшенными на сотни лет назад в своём культурном развитии.

Не избежал печальной участи и остров Крит. Народы моря прибыли к его берегам на многочисленных судах. Они были воинственны, сильны и безжалостны. Коренные жители острова, облюбовавшие уютные низины, вынуждены были спасаться от захватчиков высоко в горах. В наши дни найдено 80 деревень-убежищ, относящихся по времени к той далёкой и страшной эпохе.

Располагаются эти селения в неприступных высокогорных местах. Ведут к ним узкие тропы. Пройти по такой тропе можно, только, идя друг за другом. Небольшая группа мужчин, выбрав удобную позицию, может сдерживать здесь атаку целого войска, разя врага стрелами и бросая тяжёлые камни. Судя по раскопкам, люди жили в таких селениях долгие годы, не смея спуститься вниз и обустроить нормальный быт.

Тех же, кто не сумел воспользоваться защитой гор, ждала страшная участь. Археологические раскопки в низинах рассказывают о невероятной жестокости, которую проявляли народы моря к жителям острова. Разрушения городов напоминают ужасный природный катаклизм. Как будто жуткое землетрясение обрушилось на благоухающие земли. Везде видны следы пожаров, пепел, груды человеческих скелетов.

Примечательно то, что захватчики не осели на завоёванных землях острова. Народы моря периодически появлялись на своих судах у берегов Крита, высаживались, творили зло, грабя и убивая всех тех, кто попадался на их пути, а затем опять грузились на свои корабли и уплывали. Возникали они на морском горизонте каждый раз неожиданно. Это и вынуждало коренных жителей острова долгие годы жить высоко в горах.

У границ Древнего Египта народы моря появились впервые в 1203 году до н. э. Это было время царствования фараона XIX династии Мернептаха (1212-1202 до н. э.). Пришли они со стороны финикийских земель. Города финикийцев яростно оборонялись, и захватчики решили попытать счастье на других землях, которые показались им менее защищёнными.

Владыка Древнего Египта выдвинул к приграничным рубежам сильное войско и народы моря не стали вступать в бой. Они отошли и захватили город Угарит в Сирии. Этот древнейший очаг культуры был подвергнут варварскому уничтожению. Погибла ценнейшая библиотека. Она хранилась в огромном царском дворце, занимавшем площадь в целый гектар. Сам дворец также не избежал печальной участи. Народы моря превратили его в руины. Печальный конец ожидал и огромный город, который по своим размерам не уступал Риму и являлся крупнейшим торговым центром в Восточном Средиземноморье.

Случилось это варварство в самом конце XIII века до н. э. В первые годы нового столетия кровавая бойня продолжалась. Удар захватчиков приняли на себя центральные земли Анатолии (Малой Азии). Здесь народы моря прошли с огнём и мечом по уцелевшим богатым городам Хеттского царства. Смерть и разрушение пришла в дома ни в чём неповинных людей.

Насыщение кровью невинных жертв продолжалось долгих двадцать лет. Пала и Троя - город на западном побережье Малой Азии. Здесь правда у историков нет однозначного мнения. Существует гипотеза, что в данном случае имела место междоусобная распря ещё задолго до появления народов моря. Развалины этого древнейшего города найдены, но они не могут рассказать археологам, какие обстоятельства сопутствовали их возникновению. Так что причина гибели остаётся под вопросом.

Испепелив и уничтожив всё вокруг, народы моря обратили свой взор на земли, которые ещё не испытали весь ужас их вторжения. Это был Древний Египет. В начале XII века до н. э. он уже не представлял из себя непобедимую и могучую державу, каковой являлся в более древние времена. Изрядно подрастеряв свою мощь и величие, египетское царство вступало в полосу тяжёлого экономического и политического кризиса.


Рамсес III

Временное улучшение всех сторон жизни наступило во времена правления Рамсеса III . Он властвовал 32 года, и внёс значительный вклад в усиление вверенной ему державы.

Именно на период его правления и приходится второй поход в Египет народов моря. В этот раз захватчиков было несметное количество. Часть из них плыла на судах, другие же двигались пешим порядком. Огромное количество телег, запряжённых волами, везло на себе не только воинов. В телегах сидели их жёны и дети. Народы моря отправились в поход целыми семьями. Доподлинно неизвестно, всегда ли имела место подобная практика, или такое случилось впервые - при нападения на Древний Египет.

Как уже говорилось, сведений о народах моря ничтожно мало. Истории известно о них только из источников Древнего Египта. Основная информация находится в виде рельефов с надписями и рисунками на стене гробницы Рамсеса III в Мединет-Абу (предместье города Луксора, левый берег Нила). Часть данных содержится в архивах Дейр-эль-Медины на папирусах и остраконах (поселение древних ремесленников - также на левом берегу Нила напротив Луксора).

Рамсес III выставил против врага сильное сухопутное войско и военный флот, состоящий из множества кораблей. Решающая битва произошла в 1177 году до н. э. на землях Финикии. В этом сражении народы моря потерпели сокрушительное поражение. Многие из них погибли, оставшиеся в живых попали в плен. Не избежали вечного рабства и женщины с детьми. Был также захвачен в качестве военной добычи и весь скарб неудачливых захватчиков.

Сухопутная экспансия была пресечена, враг разбит наголову и уничтожен. Но оставался ещё флот. Народы моря двинули свою армаду к устью Нила. Здесь её встретили военные корабли египтян. Победил в этом упорном сражении флот Рамсеса III. Поверженных захватчиков безжалостно убивали, оставшихся в живых обращали в рабство. Таким образом фараон спас свою страну от тех ужасов, которые в полной мере испытали от народов моря другие цивилизации Восточного Средиземноморья.

На этом, собственно, кровавая эпопея и закончилась. Народы моря канули в тьму веков и никакой информации о них больше нет. Известно, только, что по разрешению Рамсеса III на плодородных землях восточного побережья Средиземного моря осели племена, которые называли себя филистимлянами . Являлись ли они представителями народов моря, покорно склонившими головы перед победителями, или не имели к этим жестоким захватчикам никакого отношения - это истории доподлинно неизвестно.

Существует также предположение, что народами моря являлись тирсены . Это предки этрусков - тех самых племён, которые существовали на Аппенинском полуострове до римлян. Именно они научили великих завоевателей строить дороги, возводить прекрасные города, а также устраивать гладиаторские бои. Опять же прямых доказательств, указывающих на участие тирсенов в страшных злодеяниях по уничтожению невинных людей, - нет.

Не исключено, что к народам моря принадлежали тевкры - так называли жителей Трои. Потерпев поражение в междоусобных распрях, они потеряли всё: их город был разрушен, достоинство унижено. Воинственное племя вполне могло бросить вызов живущим в роскоши и сытости жителям Восточного Средиземноморья.

Собрав вокруг себя «охотников за удачей», тевкры превратились в безжалостных разбойников и убийц. Их набеги на города врагов приняли огромные масштабы за счёт постоянно примыкающих к ним беднейших племён, каковых немало проживало совсем рядом с высокоразвитыми цивилизациями.

Нужно сказать и о сикулах - племя, жившее на острове Сицилия. Они не являлись носителями высокой культуры. В то же время это были воинственные и смелые люди. Они вполне могли стать народами моря или, по крайней мере, влиться в ряды безжалостных захватчиков. Источники Древнего Египта указывают на то, что племён насчитывалось девять. Так что воинственные жители Сицилии вполне могли являться одним из них.


Древняя
колесница

Имеет право на жизнь также ещё одна версия. Она базируется на структуре воинских подразделений, существовавших в ту далёкую эпоху поздней бронзы.

Основой боевых порядков древних армий являлись колесницы . В каждой из них находилось два воина. Один являлся щитоносцем, второй лучником. Колёса этих передвижных боевых повозок делались, как правило, цельнобронзовыми. Это увеличивало их прочность и проходимость. К тому же на ступицы колёс устанавливались длинные ножи. Врываясь на бешеной скорости в ряды пехоты врага, колесницы кромсали воинов и, в конечном счёте, деморализуя противника, обращали его в позорное бегство.

Такие боевые повозки уже сами по себе стоили дорого, к тому же необходимо было покупать лошадей. Позволить такое удовольствие могли себе лишь богатые люди. Соответственно в колесницах сидела элита армии. Это была знать - представители высшего сословия.

Кроме колесниц существовала пехота . Кавалерия появилась гораздо позже, в XIII и XII веках до н. э. о ней и слыхом не слыхивали. Впрочем, объективности ради надо заметить, что колесница гораздо эффективнее всадника. Если бы не её дороговизна, кавалерия никогда бы не стала приоритетной.

Пехотинцев набирали из беднейших слоёв населения, не брезговали брать на службу и мужчин из отсталых, лишённых богатого культурного наследия племён. Вся эта публика имела лёгкое и дешёвое вооружение. Состояло оно из шлема, щита и нагрудника из дерева, обтянутого кожей. Оружием служило короткое копьё.

По сути, пехота представляла из себя вольнонаёмных людей. В случае угрозы нападения их призывали на воинскую службу; в мирное время большую часть распускали. Учитывая то, что войны были в те времена частым явлением, наёмники без работы не сидели. Служба давала им деньги, кров, пищу. На жалованье пехотинцы могли содержать семьи и более менее достойно существовать.

Во второй половине XIII века до н. э. в землях Восточного Средиземноморья наступила полная идиллия. Культурные народы начали решать внешнеполитические вопросы не при помощи оружия, а посредством дипломатических соглашений и мирных договоров. Это свидетельствовало о духовном росте людей, о переходе их на более высокий интеллектуальный уровень.

Как следствие, наёмные пехотинцы остались не у дел. Они потеряли постоянную работу, а соответственно и жалованье, на которое могли содержать себя и свои семьи. В то же время у них остались военные навыки, вооружение и организационная структура, объединяющая их в боевые отряды. Обрабатывать землю многие пехотинцы не умели, да и, по большому счёту, не хотели. Крестьянский труд очень тяжёлый, и не каждому он по силам и по желанию.

В результате, кому-то из наёмников пришла в голову мысль мечом и копьём добиться материального благополучия. Объединившись в боевые отряды, бывшие пехотинцы превратились в народы моря . Они стали нападать на тех, кто ещё совсем недавно давал им работу и хлеб. Население же сытых и богатых городов оказалось абсолютно неготовым противостоять этим новым, неожиданно появившимся противникам.

Небольшие вооружённые царские отряды были уничтожены, знать перебита. Бесценные культурные творения преданы огню и мечу. Их носителей безжалостно грабили и убивали. Цветущие земли Восточного Средиземноморья на века опустились в бездну мракобесия, жестокости и невежества. Великие древние цивилизации прекратили своё существование. Потребовались сотни лет, чтобы культура и просвещение опять зацвели пышным светом на этих истерзанных первобытной ненавистью территориях.

Народы моря, сотворив страшные преступления, канули в лету. Мы бы сейчас ничего не знали о них, если бы древние египтяне не нашли в себе силы противостоять этой ужасной чуме, перевернувшей весь жизненный уклад того далёкого времени.

Толща веков надёжно отделяет нас от тех великих и страшных событий. Она не даёт современному человеку приподнять завесу тайны и узнать всю правду об ужасных варварах, называемых народами моря. Но в любом случае человечество должно извлекать уроки из истории и чётко понимать, что каждый из людей имеет право на достойное существование. Иные же, кто игнорирует это правило, расплачиваются своими жизнями, погибая от рук тех, кого они обделяют радостями земного бытия и элементарного человеческого счастья.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Что же происходило в V–IV тысячелетиях до нашей эры среди народов Европы, Африки и Азии?

О доисторических судьбах народов мы почти ничего не знаем. Учёные прочли египетские иероглифы, шумерийскую, вавилонскую, хеттскую клинопись, перевели на свой язык слова и тексты многих древних народов. Изучены некоторые древние культуры, известны религии, но целые тысячелетия из жизни человечества остались нераскрытыми. Развалины и обломки, непрочитанные письмена, полуистлевшие папирусы, сказания и легенды иногда без начала и без конца, следы религиозных систем - всё это позволяет лишь догадываться о том, как много скрыто от нас под слоями веков и тысячелетий.

Мы говорим: древний мир! Но что понимать под этим?

У многих народов изучен неолитический период - век шлифованного камня, то есть время, когда люди уже научились его полировать. Этот период продолжался несколько тысячелетий. Но до него был ещё огромный период палеолита - века нешлифованного камня или древнекаменного века, продолжавшегося многие десятки тысячелетий. Знаем ли мы его?

Археология проливает некоторый свет на далёкое прошлое. Выкапывая из земли примитивные орудия и грубые украшения, археологи систематизируют их по приблизительным хронологическим группам и таким образом восстанавливают картину материальной жизни древнейших народов. Но большинство их остаётся безымянными и их духовная жизнь для нас - закрытая книга.

Народы Средиземноморья

Что знаем мы, например, о лигурах - древнейших обитателях северо-западной Италии и юго-восточной Франции, о которых упоминают писатели классической древности - римские и греческие? «Этот народ до сих пор остался невыясненным, хотя память о нём живёт на всём Западе», - пишет де Морган в книге «Доисторическое человечество». «Учёные видят в лигурах творцов неолитической культуры и строителей дольменов. Будучи искусными мастерами по обработке камня, они в то же время, может быть, под чужестранным влиянием стали металлургами».

Так же мало знаем мы о ликийцах, обитателях юго-западного побережья Малой Азии, о которых египтяне говорили во II тысячелетии до нашей эры как о морских разбойниках. Почти ничего неизвестно о карийцах, по преданиям, владевших островами Эгейского моря до прихода туда греческих племён, вытеснивших карийцев в Малую Азию.

На фреске Кносского дворца изображён юноша в шлеме, к которому в виде украшения прикреплён пучок длинных, пестроокрашенных перьев. Геродот писал, что у ликийцев, одного из древнейших народов, были головные уборы с перьями. Ликийцы же были родственны карийцам, владевшими Критом в древнейшие времена, если верить преданиям. К сожалению, существующие надписи на карийском языке ещё не поддаются толкованию. Но на этом языке говорило коренное население юго-западной Малой Азии и островов Эгейского моря и карийское письмо имело некоторое распространение на северном побережье Африки. Геродот утверждает, что на карийском языке говорили лидийцы (берега Генуэзского залива), мизийцы (северо-западная Малая Азия) и что фригийцы (Малая Азия) принадлежали к расе карийцев.

Фреска «Юноша».


Карийский бог-громовержец изображался с обоюдоострой секирой, как и верховное божество на древнекритских памятниках и бог грома и молнии Шанго у йорубов в западной Африке. Оружием Шанго был двойной топор или секира. Изображение топора то с двумя, то с одним лезвием, так же как изображение быка, приобрело на Востоке, в Северо-Западной Африке и в древней Европе исключительное значение. Часто бык и топор изображались вместе. Из этого заключают, что оба символа соответствовали каким-то близким друг другу представлениям.

Атлантологи же считают, что поклонение быку перешло на Восток и вообще в Старый Свет из Атлантиды. Это основывается на описанном Платоном жертвоприношении быка царями Атлантиды. А двойной топор считается ими характерной чертой атлантской культуры.

Мы знаем, что широкое заселение берегов Малой Азии, Эгейского архипелага, Балканского полуострова относится к началу эпохи неолита - VII–VI тысячелетию до нашей эры. Племена, населявшие побережья, с древнейших времён общались между собой, чему способствовало связывающее их море. Но откуда пришли этруски?

Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Известно только, что этрусские города управлялись царями-жрецами, что Этрурия была в Италии первой земледельческой страной и славилась высокой техникой обработки металла. Особенностью их строя было свободное положение женщин - жриц и законодательниц.

О пеласгах мы знаем, что они населяли в глубокой древности южную часть Балканского полуострова, некоторые острова и западную часть Малой Азии. Под натиском греков пеласги во II тысячелетии до нашей эры выселились на остров Крит и далее в Палестину. Греки, переселившиеся на земли пеласгов, восприняли многие черты их культуры, например культ бога-громовержца Зевса. По мнению Диодора Сицилийского и Геродота, пеласги были родственны берберам африканской Ливии.

Современные берберы - смуглый, черноволосый народ, среди которого встречаются и блондины с голубыми глазами - являются потомками древнейшего населения Северной Африки - ливийцев. Берберский язык причисляется к семито-хамитской группе языков. Центром этой группы языков была Сахара или, точнее, северная часть Африки. В V–IV тысячелетии до нашей эры племена, говорившие на языках семито-хамитской группы, расселились в разные страны и народы, ныне говорящие на этих языках, принадлежат к самым разнообразным типам - от европейско-средиземноморского до негров. Переселение людей палеолита (древнего каменного века) из одних областей в другие повторялось из века в век. В поисках дичи группы охотников переходили с места на место, так же как и собиратели плодов. Они уходили всё дальше, и через некоторое время у них возникали уже другие интересы; они постепенно становились чуждыми своему племени. Потом появлялись и различия в языке.

О связях между палеолитическими племенами и об их передвижениях на значительные расстояния говорят многие факты. Одним из доказательств передвижения ориньякских племён служат найденные костяки людей того времени. В Ментоне во Франции найдены в ориньякском слое кости двух различных человеческих палеолитических рас.

Одни принадлежали людям кроманьонского типа с большим черепом и выдающимся вперёд «орлиным» носом. Другие обладали чертами, сближающими их с современными неграми.

И у нас на Верхнем Дону в Костенках было найдено погребение с костяком, обладавшим ярко выраженными негроидными признаками, а костяки в погребениях на стоянке Костенки II характеризуются столь же ясно выраженными чертами людей кроманьонского тина, как и в Западной Европе.

Кроме того, следы древнего негроидного населения имеются в Северной Италии, в Швейцарии и даже Англии в неолите, бронзовом и раннежелезном веке.

При раскопках в Палестине найдены остатки земледельческой культуры так называемых натуфийцев (по находкам в Вади-эн-Натуфе к северо-западу от Иерусалима). Натуфийскую культуру относят к VII–VI тысячелетию до нашей эры; она предшествовала неолиту, а неолит в Палестине развивался одновременно с египетским. По данным английского антрополога Хейтса, натуфийцы были представителями средиземноморской расы с негроидной примесью и поразительно напоминали как людей ориньякского слоя Южной Европы, так и доисторических египтян.

В последних раскопках английских археологов у Мёртвого моря обнаружены в трёх километрах от города Эрихи развалины каменных стен и башен, возраст которых учёные определяют в 8 тысяч лет. Археологи считают, что это остатки одной из самых древних цивилизаций на Земле, о которой мы пока ничего не знаем.

А сколько ещё хранится нераскрытых тайн под землёй? И может быть, со временем будут найдены неизвестные города, в которых окажутся надписи, свидетельствующие об Атлантиде.

Картинная галерея на скалах

О древнейшем населении Африки нам рассказывают наскальные рисунки центральной Сахары. В октябре 1957 года в Париже была открыта выставка копий, снятых с этих рисунков. Люди, делавшие рисунки, жили за 6–7 тысяч лет до нашей эры. Копии сняты в пещерах Тассилин-Аджера, в 1500 километрах юго-восточнее города Алжира. Началось с того, что в 1940 году французский офицер колониальных войск, лейтенант Бренан, во время своих странствий по центральному массиву Сахары случайно обнаружил на стене одной из пещер полустёршийся рисунок жирафа. Бренан заинтересовался рисунком. Внимательно вглядываясь в стены пещер и осторожно соскабливая накопившийся песок и пыль, он открыл бесчисленное количество фресок, о которых затем сообщил французским специалистам. Учёные поехали в Африку и признали исключительное значение этих рисунков для изучения далёкого прошлого Сахары и первоначальных стадий негритянского искусства.

Этнограф Анри Лот, воодушевлённый красотой фресок, решил их срисовать и затем изучить, считая фрески последними остатками Атлантиды, о которой так много спорили учёные всех стран. Но удалось это сделать только после второй мировой войны, в 1956 году.

Проделанная работа была огромна. Надо было очистить около десяти тысяч рисунков, выбрать самые интересные, переснять их с неровной шероховатой поверхности на кальку и зарисовать гуашью. Работать приходилось в исключительно трудных условиях. Ближайший источник воды был за 50 километров от места работы. Питанием служили только консервы. Зимой мешали морозы, - на скалах выступал иней, коченели пальцы. Летом мучила жара. Песок, приносимый ветром, склеивал кисти, обжигал кожу. Первая группа работающих археологов, этнографов и художников, совершенно истощённая, через шесть месяцев принуждена была уехать, и работу с трудом продолжала вторая группа.

Всего на песчаниковых скалах насчитано шестнадцать ярусов фресок разных стилей, создававшихся в течение тысячелетий. Не удивительно, что в этой части центральной Сахары, где отдельные массивы скал образуют фантастические мёртвые города из камня, с гротами, навесами, многочисленными пещерами, в которых можно было укрыться от непогоды и врага, различные племена сменяли друг друга.

Остриём кремня проводили доисторические художники на скалах из песчаника контур рисунка и затем наносили краску, чаще всего охру. Она впитывалась в песчаник, и рисунок мог исчезнуть только с разрушением скалы. Эти рисунки наглядно показывают, что ещё в VIII–VII тысячелетиях до нашей эры на месте современной пустыни были влажные зелёные саванны, по которым протекали реки.

На самых древних рисунках, сделанных за 7 тысяч лет до нашей эры, изображены слоны, носороги, жирафы, бегемоты, страусы, антилопы, дикие ослы, крокодилы, гиппопотамы. Почти все фрески многослойны. Видимо, на одной и той же скале в разные времена древние обитатели Сахары оставляли рассказы о своей жизни, и часто одно изображение проступает через другое.




«Белый жираф».


На фреске «Белый жираф» видно шесть наслоений. Четыре более древние представлены примитивными фигурами людей, проступающими на уровне ног жирафа. Пятый слой - это сам жираф. А последний слой, относящийся к пятому тысячелетию до нашей эры, - мчащиеся газели и преследующий их охотник. В это время появляются уже рисунки рогатого скота, и время это называется «периодом быка».

На всех фресках вместе с животными изображён человек. Чаще всего это охотники и пастухи. Но есть также сцены сдирания шкур, сцены борьбы, священных танцев. В одном месте на стене в смертельном страхе мечутся жирафы и страусы, преследуемые охотником, в другом - два племени сражаются из-за стада быков, в третьем - со стены смотрит какая-то гордая и неприступная богиня.

Среди женщин встречаются амазонки и женщины, исполняющие ритуальные танцы.


«Амазонки».



«Лучник в маске».


В человеческих изображениях имеются представители двух рас: негроидной и европеоидной. Некоторые фигуры наделены символическими головами в виде спиралей, линейки, диска. Из смысла рисунков и смеси символов учёные делают заключение, что уже в те отдалённые времена здесь существовало рабство и были религиозные касты.

Самые древние фрески некоторые учёные относят к X тысячелетию до нашей эры. На более поздних сказывается египетское влияние. Есть изображения людей с профилем головы ибиса, и найден рисунок типично египетской лодки времён фараонов. Во всяком случае, этот район центральной Сахары был на земле самым оживлённым центром человеческой культуры накануне исторических времён. Это же доказывается и рисунками более поздних ярусов, когда живший здесь народ занимался коневодством во II тысячелетии до нашей эры. Вскоре после лошади появляется колесница. Учёных изумляет множество изображений колесниц не только в Тассилин-Аджере, но и в других местах Сахары - от нагорья Тибести до большой петли Нигера. Они доказывают, что людям удалось пересечь Сахару гораздо раньше, чем развилось верблюдоводство.

Поражает сходство наскальных рисунков Тассилина Аджера с наскальными картинами Южной Африки, в области бушменов, удалённой отсюда на несколько тысяч километров. Тот же рогатый скот и сходные человеческие фигуры. К тому же некоторые изображения, например знаменитой «белой женщины» на скале в юго-западной Африке, имеют определённо греческий профиль.

Как могло проникнуть так далеко в глубь Африки средиземноморское влияние?

Некоторые учёные предполагают, что связь между людьми установилась на огромные расстояния уже в неопределённо давние времена, что первобытные племена, кочуя, преодолевали целые материки.

Вглядываясь, таким образом, во мглу доисторических времён, время существования Атлантиды не кажется уже таким далёким от наших дней. И кто знает, не сделана ли часть древнейших фресок Тассилина Аджера современниками атлантов?

В долине Нила

В древнейшие времена имелось три центра подлинной цивилизации - Египет, Шумер и Пенджаб. Они возникли в жарком климате, в долинах крупных рек (Нила, Инда, Тигра и Евфрата) в то время, когда большая часть Европы представляла тундру, север Европы был покрыт ледниками, а в Северной Африке, Аравии, Иране и долине Инда были лесостепи и саванны, напоминающие современный растительный мир северного побережья Средиземного моря. Об этом говорят наскальные рисунки того времени.

Они изображают слонов, гиппопотамов, газелей, диких быков, ослов и других типичных для лесостепи травоядных животных, а также охотящихся на них пантер, львов и медведей.

Только в Египте и в Месопотамии письменность освещает ярким светом древнейшую историю этих народов. А предания, сравнение религиозных верований и обрядов, и материалы, добытые археологами, немного проясняют то, что происходило в долине Нила задолго до начала египетской письменной истории.

Здесь, в сухом песке пустыни, были вскрыты сотни погребений, найдены орудия, инструменты, утварь, предметы культа и домашнего обихода.

В овальных ямах лежали скелеты с лицом, обращённым на запад, как в захоронениях азильцев. Это были люди высокие и стройные с гладкими волосами. «Судя по фигуркам из слоновой кости и из обожжённой глины, - пишет египтолог Морэ, - это были люди с прямым или слегка горбатым носом, с глубоким разрезом миндалевидных глаз, с овальным лицом, удлинённым остроконечной бородой и коническим головным убором». И та же красная краска или охра, которой покрывались покойники у кроманьонцев, азильцев и у некоторых древнеамериканских племён, встречается в гробницах доисторических людей Египта.

Что же представляет собой народ доисторического Египта? Образовался он, по-видимому, из различных племён, живших в восточной, тропической, и северо-западной Африке. Древнеегипетский язык сходен с берберскими языками и имеет примесь семитических языков, которые могли проникнуть с севера вместе с племенами, прокладывавшими себе путь вверх по течению Нила. Предметы неолита, найденные около Каира, сближают неолит Египта с древнейшей, ещё доливийской культурой, которая была связана с капсийской культурой Северной Африки. А Спенс считает, что древнеегипетская культура имеет сходство с культурой, впервые появившейся в Испании. Неолитическая культура Египта поражает своим высоким развитием. Нигде не найдено каменных ваз и сосудов такой тонкости и красоты, и просто удивительно, как могли люди без современных инструментов так искусно полировать самые твёрдые каменные породы.

Нигде в мире не найдено и таких красивых, твёрдых и длинных полированных каменных мечей, которые сохранялись в храмах как остатки и заветы будто бы царствовавших раньше в Египте богов.

Дельта Нила в течение всей исторической эпохи была открыта для вторжений живших на западе от неё ливийцев, и постоянный приток народа с этой стороны придал западной дельте определённый, ливийский характер. Поэтому древнейшее Северное Царство было в значительной мере ливийским, и даже возможно, что начало ему было положено выходцами с Запада.

К сожалению, в дельте так глубоко наслоился ил, что все остатки древнейшей культуры скрыты от нас навсегда.

Учёные предполагают, что культура Северного Царства была древнее и выше, чем культура Верхнего Египта. По-видимому, это была первоначальная родина египетской письменности, так как среди иероглифов бросается в глаза значительное количество изображений растений и животных, характерных для дельты Нила. И здесь уже в IV тысячелетии до нашей эры обитатели дельты установили календарь. Его составители отбросили лунные месяцы, потому что они непостоянны и солнечный год не делится на их число без остатка. Поэтому год был разделён на 12 месяцев по 30 дней в каждом, и к нему были добавлены пять дополнительных дней. Год начинался в тот день, когда Сириус впервые появлялся на восточном горизонте при восходе солнца. Вычисления, необходимые для составления и пользования календарём, указывают на употребление письма уже в конце V тысячелетия до нашей эры.

А введение письменности и календаря, несомненно, доказывает высокую культуру, процветавшую в той местности, где они возникли.

Исторический период в Египте начинается примерно со времени объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое царство первым фараоном Менесом (3000 лет до нашей эры). В археологических находках того времени ясно отражается связь Египта с внешним миром. С давних пор египтяне были вынуждены ввозить лес, металлы, сырьё для изготовления предметов роскоши. А вместе с привозным сырьём и изделиями в Египет могли проникать и новые технические изобретения.

Египет был страной земледельческой. Неистощимая почва Нильской долины давала тучные урожаи пшеницы и ячменя. Многочисленные стада рогатого скота, огромное количество домашней и дикой птицы и обильная нильская рыба содействовали его процветанию. В большом количестве разводили также лён.

Льняные ткани были настолько хороши и тонки, что их нельзя было отличить от шёлковых.

В каменоломнях работали каменотёсы, в городах виртуозные мастера по камню изготовляли великолепные сосуды и вазы. Работали гончары над восхитительной голубой и зелёной фаянсовой посудой.

Скорняки в совершенстве выделывали тонкие и мягкие сорта кожи всех цветов для обуви, обивки кресел, для подушек и цветных балдахинов.

В каждом городе строились суда: грузовые барки для перевоза скота и зерна, простые лодки и для знати - роскошные многовесельные ладьи с огромным парусом. Нил был усеян судами, перевозившими все произведения полей, садов и пастбищ в сокровищницу фараона или на рынок, где они выставлялись на обмен: глиняный горшок давали за рыбу, пучок лука - за опахало, баночку мази - за деревянный ларец.

При крупных сделках в качестве денег употреблялись золотые и медные кольца.

В гробницах царей первой династии найдены погребальные ладьи, в которых переносилось тело царя к месту погребения.

Этот обычай погребения в ладьях был распространён в эпоху бронзы также на Британских островах и в Скандинавии. А громадные толстые каменные плиты, поставленные вертикально и заменяющие перегородки в некоторых гробницах, имеют сходство с мегалитическими гробницами Западной и Северной Европы.

Позднее, в начале III тысячелетия до нашей эры, гробницы строили из больших каменных глыб со ступенчатым сводом, как в Месопотамии.