Презентация - Портрет в русской живописи XVIII века. Презентация - Портрет в русской живописи XVIII века Фрагменты из презентации




XVII век – от парсуны – к портрету. -Первые парсуны еще тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется застылость, идеализация и отвлеченность образов -Сходство с изображаемым человеком – обязательное условие. «…яково бо что видит или … слышит тако и в образах рекше в лицах начертывает»






Иван Никитич Никитин () -Один из «птенцов гнезда Петрова» -Родился в семье священника -Учился в Венеции и Флоренции -При Анне Иоанновне приговорен к бессрочной ссылке в Тобольск -Освобожден Елизаветой Петровной




Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795гг) -Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядом простодушного художника -Особенно удавались образы знатных старух -Связь с живописью допетровской Руси -Создает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю




Иван Петрович Аргунов гг. -Крепостной графов Шереметевых -Одним из первых стал изображать модель просто, почти буднично -Фигуры моделей свободно развернуты в пространстве -Фигуры более объемны и самостоятельны



Рокотов Федор Степанович гг. Поэтичность Одухотворенность Недосказанность интимность



Дмитрий Григорьевич Левицкий гг. «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица – соперников он не знал» И.Э.Грабарь

Слайд 1

Портрет в русской живописи XVIII века
Шадрина Е.С., учитель МХК, НПОШ «Содружество» г.Долгопрудный, 2010

Слайд 2

Рубеж XVII-XVIII вв.
Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.
Парсуна М.В.Скопин-Шуйского. XVII в.
Никитин И.Н. Портрет Петра I. 1717 г.

Слайд 3

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.

Слайд 4

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета.
Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г.
Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Слайд 5

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.
Портрет статс-дамы А.М.Измайловой
Портрет Петра I

Слайд 6

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)
Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

Слайд 7

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера?
Портрет Екатерины II. 1783 г.
Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Слайд 8

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.

Слайд 9

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Слайд 10

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Слайд 11

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.
Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится? Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет взгляд ее и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. Полонский

Слайд 12

Определите тип этих портретов кисти Боровиковского.
Портрет князя А.Б.Куракина. 1871-1802 гг.
Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Портрет в русской живописи XVIII века Шадрина Е.С., учитель МХК, НПОШ «Содружество» г.Долгопрудный, 2010

Рубеж XVII-XVIII вв. Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет. Парсуна М.В.Скопин-Шуйского. XVII в. Никитин И.Н. Портрет Петра I . 1717 г.

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения. ВИДЫ ПОРТРЕТА Парадный Обычный Полупарадный Камерный Интимный

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742), талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета. Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г. Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой Портрет Петра I

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.) Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера? Портрет Екатерины II . 1783 г. Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIII в. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека. Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится? Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет взгляд ее и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Я. Полонский

Определите тип этих портретов кисти Боровиковского. Портрет князя А.Б.Куракина. 1871-1802 гг. Портрет А.И.Безбородко с дочерьми. 1803 г.

Предварительный просмотр:

Шадрина Елена Сергеевна, учитель ИЗО, МХК, НПОШ «Содружество»,

г.Долгопрудный, 2010

Портрет в русской живописи XVIII века.

(Пояснение к презентации)

Цели и задачи: формировать знания о видах портрета, развивать умение определять вид портрета на конкретном произведении, развивать художественный вкус, раскрыть особенности развития портрета в русской живописи.

Слайд 2. Как и для всего русского искусства, рубеж 17-18 веков для живописи стал переломным. На смену церковному искусству приходит светское. Изображение из символического становится реалистичным. Парсуна сменяется портретом.

Вопрос учащимся. Что такое парсуна?

Первые шаги в становлении портрета связаны с деятельностью «царских изографов» Оружейной палаты. Первые портреты-парсуны появились здесь еще во второй половине XVII в. Были похожи на иконы условностью изображения.

Слайд 3. Есть несколько видов портрета: парадный, полупарадный, обычный, камерный, интимный. (Рассказ о различиях между этими видами).

Слайд 4. Короткий рассказ о Никитине И.Н. Определение с учащимися вида портретов.

Слайд 5. Короткий рассказ об Антропове А.П. Определение вида портретов.

Слайд 6. Короткий рассказ о Рокотове Ф.С. Характеристика его стиля живописи. Определение вида портрета. Стихотворение Н.Заболоцкого.

Слайд 7. Краткая характеристика живописи екатерининской эпохи. Новое в портретном искусстве.

Слайд 8. Рассказ о Левицком Д.Г. Его портреты. Кратко о серии портретов «смолянок».

Слайд 9-10. Анализ портретов.

Слайд 11. Рассказ о Боровиковском В.Л. Судьба Лопухиной и ее образ, созданный художником. Стихотворение Я. Полонского.

Слайд 12. Определение вида портретов и их краткий анализ.

Подведение итогов: Какие виды портрета мы узнали?

С какими художниками XVIII века познакомились?

Какой портрет (чей образ) запомнился больше всего?


Слайд 2

Век портрета

В живописи XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого.

Лучшие художники исходили из концепции человека XVIII века: ценность человеческой личности определяется её интеллектуальными и душевными качествами, а не местом в социальной иерархии. Отсюда та трезвая и нелицеприятная сдержанность во многих произведениях, даже в портретах августейщих особ. Конечно, художники не были совершенно независимы от своих заказчиков, которым они, по словам Г.Державина высказывали «истину с улыбкой».

Слайд 3

У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.

Русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. Художник передает величественность и душевный покой царственной особы. Одна из самых образованных женщин своего времени: писала пьесы, занималась режиссурой, способствовала созданию театра. Нездоровая полнота, замеченная художником, выдает физическое недомогание.

Портрет царевны Натальи Алексеевны

Слайд 4

И. Никитин «Портрет напольного гетмана»

В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства.

В облике старого гетмана нет ничего парадного, показного, художник подводит зрителя вплотную к этому интересному, много испытавшему и повидавшему на своем веку, человеку, дает почувствовать его волевую, закаленную превратностями судьбы натуру. В то же время художник не скрывает властного и несколько мрачноватого характера гетмана, затаенные в его глазах настороженность и недоверие. Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.

Слайд 5

И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».

Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник Петра, человек с весьма скверным характером. Но видим мы, как стремится он упрочиться, оценить ситуацию и решить приспосабливаться или противодействовать. Печать холодной приветливости лежит на устах. Вытянутое сглаженное лицо, обрамленное длинным французским париком, полно настороженного внимания. На портрете шестидесятилетний Высокопоставленный чиновник, аккуратист и педант, канцлер, дипломат.

Слайд 6

А.Матвеев «Автопортрет с женой»

Матвеев буквально за руку вводит свою жену в новый мир. Делает он это с подобающим и своей юности, и юности представляемой им страны достоинством. Молодость персонажей в данном случае как бы является метафорой молодости новой России.. Свет юных лиц счастливых супругов, кажется, не замечает клубящуюся за ними тьму. Непривычное платье и жесты несколько стесняют персонажей автопортрета, но не сбивают с твердо избранного пути, о чем свидетельствует вся динамика диагонального движениякомпозиции.

Слайд 7

Середина XVIII века в России связана с именами таких крупных и значительных художников как И. Аргунов, И. Вишняков, А. Антропов.

Слайд 8

И.Вишняков «Портрет Сары Фермор»

И.Вешняков – художник своебычный и во многом загадочный. Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели, теплотой затаенных чувств, какой-то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки.

Слайд 9

Портрет Сары Фермор

В этом портрете отразились характерные чертыискусства середины XVIII столетия. Это и чисто русское понимание образа, где на первом плане – внимание к духовному миру человека. Это и особенности стиля: сплав европейского искусства рококо и традиций древнерусской живописи. Фронтальная постановка фигуры, плоскостное решение пространства – это от традиционного старого письма, а от рококо – утонченность пейзажа, изысканное сочетание голубого и жемчужно-серого цветов.

Слайд 10

А. Антропов. Портрет А.И. Измайловой

Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровн, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.

Слайд 11

Особенно показательно власть сословного статуса проявилась в «Портрете А.И. Измайловой», на котором модель горделиво демонстрирует портрет Елизаветы I - высшую награду придворной дамы. Дело даже не в награде, а в том, как она написана. Портрет императрицы «помещен совсем фронтально вопреки трехчетвертному повороту корпуса статс-дамы: художник не хочет ракурсом нарушать целостное представление о портрете царицы», к которому и модель, и Антропов относятся как к священному символу.

Слайд 12

Семья художников Аргуновых

Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских, а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.

Слайд 13

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

Слайд 14

Н. Аргунов «Портрет графини Шереметевой»

Талантливые от рождения, трое сыновей И.П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Но именно про Николая Аргунова можно было сказать словами известной пословицы о яблоке и яблоне. "Крепостной сын" (Николай) по своему таланту не уступал "крепостному отцу". Действительно, портреты Николая равновелики по мастерству исполнения большинству произведений этого жанра конца XVIII века. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.

Слайд 15

Ф. Рокотов

В середине 1760 годов завоевывает известность живописец, разительно непохожий ни на кого из своих современников. Ф.Рокотов родом из семьи крепостных князя И.Репнина стал одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIIIвека. Творчество Ф.С.Рокотова составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Тайну выражения глаз и улыбки губ, отражающих жизнь и движение души, впервые в полную меру постиг Леонардо. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф.С. Рокотов. Загадка и Леонардо и Рокотова кроется в том, что они воплотили в своих портретах не конкретные, а некие общие принципы трепета духовной жизни, духовных порывов и изменчивости психической жизни, которые трудно улавливаются и тем более поддаются словесному описанию. Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете.

Слайд 16

Ф.Рокотов. Портрет В.И. Майкова

В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века.

Слайд 17

Федор Рокотов

В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской(1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785).

В женских образах Рокотова есть нечто общее - это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность.

Слайд 18

  • Портрет В. Суровцевой
  • Портрет В.Новосильцевой
  • Слайд 19

    Портрет Александры Струйской

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Ее глаза - как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза - как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.

    Слайд 20

    Портрет Александры Струйской

    На полотне обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее – гордость и душевная чистота.Портрет написан переливами цветов, света и тени. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые - в бледно-золотые

    Слайд 21

    Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Завораживает игра овалов - лица, нежных, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся прядью…Но самое притягательное в Александре - ее глаза, такие глубокие и темные, что зрачок почти сливается с роговицей.. Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну..

    Слайд 22

    Д. Левицкий

    Д. Левицкий – крупнейший портретист второй половины XVIII века. Левицкий – художник прочно стоявший на реальной почве и в то же время чуткий к истинной поэзии, способный к возвышенным порывам. Ему близок интерес к внутреннему миру, к портрету психологическому. В творчестве Левицкого поражает не только охвата действительности, но и та сила таланта, с которой художник выразил стиль эпохи, богатство эстетических устремлений, образ мышления чувствований своих современников.

    Слайд 23

    Д. Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

    Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в «Видении Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.

    Слайд 24

    Д. Левицкий. Портреты «смольнянок»

    В систему воспитания дворянских девушек как обязательные входили занятия литературой, музыкой, танцами, живописью. Портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц кисти Д.Г. Левицкого как бы отражают эту педагогику. Художник изображает девушек в театрально –праздничной приподнятости. По этим портретам можно одновременно изучать и воспитательную систему, и характер каждой изображенной, и костюм эпохи.

    Слайд 25

    Д. Левицкий. «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой»

    Игровая стихия, унаследованная рококо от барокко, высвобождает энергию юной прелести смолянок. В этих театрально-игровых портретах модели сознательно играют роль пасторальных пастушков и пастушек. Само осознание дистанции между маской и личностью человека знаменует огромный скачок в самосознании по сравнению с состоянием безраздельного владычества маски в портрете Измайловой.

    Слайд 26

    Поэт А. Сумароков запечатлел «смольнянок» с своих стихах. Портрет Нелидовой

    Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
    Иль сами ангелы со небеси сошли
    Ко обиталищу меж смертных на земли,
    Что взоры и сердца всех зрителей питали.
    Как солнечны лучи, так взоры их сияют.
    С красой небесною краса сих нимф равна
    С незлобием сердец невинность их явна
    Конечно, божество они в себе являют

    Слайд 27

    Д. Левицкий. Портрет П. А. Демидова

    Художник утверждает ценности частной жизни, которое демонстрирует баснословный богач и известный в ХVIII веке чудак, умница и самодур, страстный садовод П.А. Демидов. В форме парадного портрета Демидов откровенно и иронически демонстрирует свое приватное увлечение садоводством. Домашний колпак, лейка, цветочные луковицы, горшки с кустами вместо алтарей, царских регалий, бюстов философов или правителей мира сего.

    Слайд 28

    «Портрет Кокоринова»

    Д.Левицкий чувствует себя в парадном портрете уверенно, раскованно. В его Кокоринове – сила, напор, энергия, настоящая увлеченность и вдохновение. И ещё это великолепный портрет фигуры, а точнее портрет великолепнейшего наряда. С каким потрясающим блеском и виртуозным щегольском написан знаменитый костюм, пошитый ко дню инаугурации Академии.

    Слайд 29

    В. Боровиковский

    Славу русского живописного портрета преумножил В.Боровиковский. Главной заслугой Боровиковского стало то, что он вывел душевные переживания человека из мрака барочной полутьмы в ровный полуденный свет классицистической картины. Творчество В.Боровиковскогоявилось важным этапом на пути становления реалистической живописи

    Слайд 30

    В. Боровиковский. «Портрет. Е. Нарышкиной»

    Классицизм предписывал при изображении женщин величественно скромную одежду греческих богинь. Ткань естественно облегали стан, поэтому было легко придать изящество позе. Подчеркнутая простота одежды давала художникам возможность уделить особое внимание пластическому совершенству рук и шеи. На портретах художника В. Боровиковского женщины уже не носят пышных и обольстительных нарядов, одеты в простые одеяния античных богинь. Облик Е. Нарышкиной вполне соответствует идеалу своего времени.

    Слайд 31

    В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»

    Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви и мысли – тень печали…
    Но красоту её Боровиковский спас
    Та часть души от нас не улетела.
    И будет этот взгляд прелесть тела
    К ней равнодушное потомство привлекать,
    Уча его любить – страдать – прощать – молчать …

    (Я.Полонский)

    Чередование самых противоречивых и тонких чувству Лопухиной отражено нежной живописью, её мягкой и светлой гаммой. Это создает особую поэзию образа.

    Слайд 32

    Значение В. Боровиковского в истории живописи и в том, что он создал галерею прекрасных женских образов.

    • Портрет Е.Арсеньевой
    • Портрет сестер Гагариных
  • Слайд 33

    В.Боровиковский «Портрет Екатерины II»

    В. Боровиковский изобразил Екатерину в теплом салопе с собачкой на прогулке в царскосельском парке. Идею портрета подсказал Г.Р. Державин, - одно время он был секретарем императрицы. Портрет получился камерным, Екатерина здесь не более, чем пожилая дама приятной наружности. Очень внимательно относившейся к своим портретам императрице портрет не понравился. Зато как считается, именно им навеяно описание встречи в парке героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с Екатериной II.

    Слайд 34

    Вывод:

    Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Особенности женского портрета XVIII в ека Выполнила: Любезнова Т. Проверила: Наймушина О.Д.

    В 18 веке появились новые жанры: бытовой, исторический, пейзажный. Но однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Поэтому 18 век часто называют веком портрета. Действительно в это время особенно усиливается интерес к человеческой личности.

    Mатвеев Андрей (Матвеевич?) -знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву - художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Матвеев Андрей Матвеевич

    Портрет А.П. Голицыной. 1728 Изображение княгини помещено в овал, вписанный в прямоугольник холста. На А.П. Голицыной роскошное платье красного цвета с крупными рубиновыми застежками на рукавах, а на груди - драгоценный жалованный портрет Петра I, знак отличия статс-дамы. Но парадный портрет кисти А. Матвеева не так прост и однозначен, как может показаться с первого взгляда

    Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Антропов Алексей Петрович

    Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. ГТГ. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны, – одно из самых известных произведений Антропова. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Художник не стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своей героини, он фиксирует лишь статичные, постоянные качества ее натуры. При этом как истинный представитель своей эпохи Антропов не забывает и об общественном статусе модели. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.

    Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Между 1744 и 1751. Сергиево-Посадский музей-заповедник Публикуемый портрет Елизаветы Петровны является копией с работы придворного живописца Луи Каравака, учителя А.П. Антропова.

    Портрет императрицы Екатерины II. 1766. ГРМ.

    Аргунов Иван Петрович

    Портрет Толстой 1768 г. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

    Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г. В 1770 - 80-е rr . он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)- первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

    Рокотов Федор Степанович

    Портрет А. П. Струйской.1772 г. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

    Портрет неизвестной в розовом платье. 1770г Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

    «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)

    Левицкий Дмитрий Григорьевич

    Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773. ГРМ Д.Г. Левицкий воспроизводит сцену из парадного спектакля с участием смолянок. Буколические пастушок и пастушка напоминают пасторальный дуэт из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условного задника с плоско написанными купами деревьев. В изысканный цветовой аккорд сливаются сияние шелка светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.

    Портрет Н.Я. Левицкой. 1780-е гг. ГРМ Портрет жены художника датируется по покрою платья и форме прически.

    Портрет Урсулы Мнишек. 1782. ГТГ На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония.

    Портрет Екатерины II. 1782. ГРМ Д.Г. Левицкий, очевидно, никогда не писал императрицу с натуры. При работе над этим полотном он использовал «Портрет Екатерины II перед зеркалом» (Между 1762 и 1764 гг. ГЭ) Вигилиуса Эриксена. Надо заметить, что оригинал был исполнен интереснее и тоньше. Однако царственная заказчица осталась довольна: известно, что в 1782 году за этот портрет Левицкий получил из Кабинета императрицы 500 рублей - деньги по тем временам немалые.

    Боровиковский Владимир Лукич

    Портрет М.И. Лопухиной. 1797 ГТГ В портрете графини Лопухиной атрибуты и антураж призваны играть новую, дотоле не свойственную им роль: выявлять не общественное положение изображенного лица, а его личностные качества. Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой

    Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803 Групповой портрет семьи Безбородко во многом следует канонам сентименталистского направления в русском искусстве рубежа XVIII и XIX веков.

    Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794. ГТГ Во второй половине XVIII века в русской живописи появляются портреты, сохраняющие парадность лишь как форму, в которую художники вкладывали новое содержание. Это относится и к портрету государыни Екатерины II работы Боровиковского. Он изобразил императрицу старушкой-помещицей: она прогуливается с любимой собачкой по своему царскосельскому парку без всякого официоза и торжественности.

    Портрет Е.Г. Темкиной. 1798. ГТГ Елизавета Темкина - дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического. На портрете ей 23 года. Современники находили, что она похожа на отца.

    Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.