Альманах «День за днем»: Наука. Культура

1

Противоречие между новыми педагогическими требованиями и реальными условиями учебного процесса неизбежно приводит к использованию на уроках химии новых образовательных технологий на основе активных методов обучения. Одним из таких активных методов обучения является метод синквейн технологии, который можно успешно применять на уроке химии. Особенность данного метода заключается в переходе от стандартной классно-урочной системы к новым организационным формам обучения, при которых каждый обучающий становится активным участником образовательного процесса. Приведено использование элементов синквейн технологии как активного метода обучения. Рассмотрены дидактические синквейны на примере школьного курса химии с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации. В разработанных дидактических синквейнах по теме «Вода» содержится информация о физических и химических свойствах воды.

активные методы обучения

синквейн

дидактический синквейн

1. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article = 410 (дата обращения. 19.05.2012).

2. Кендиван О.Д-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии // Химия в школе. – 2009. – № 8. – С. 43–48.

3. Кендиван О.Д-С. Развитие навыков созидательной деятельности учащихся посредством проблемно-творческих задач // Школа будущего – 2012. – № 1. – С. 3–12.

4. Крицман В.А., Станцо В.В. Вода // Энциклопедический словарь юного химика / гл. ред. М.А. Прокофьев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 52–54.

5. Синквейн с точки зрения педагогики // http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения. 19.05.2012).

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях наметились такие тенденции, как снижение учебной мотивации и качества знаний. Уменьшение числа часов учебного времени, отводимого на изучение школьного курса химии, требует системной подачи учебного материала на основе современных педагогических технологий. Противоречие между новыми педагогическими требованиями и реальными условиями учебного процесса неизбежно приводит к использованию на уроках химии новых образовательных технологий на основе активных методов обучения . Одним из таких активных методов обучения является метод синквейн технологии , который можно успешно применять на уроке химии. Особенность данного метода заключается в переходе от стандартной классно-урочной системы, в которой учащиеся не проявляют особой познавательной активности, к таким организационным формам обучения, при которых каждый обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Учеба строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов учащихся.

Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Анализ литературы показывает существование двух видов синквейна: традиционного и дидактического.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31). Пример по теме «Вода». ((ок-сид) - (дож-де-ва-я) - (у-ди-ви-тель-но-е) - (ма-ло-дис-со-ци-ру-ю-щее) - (гидрид)). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций .

В отличие от традиционного дидактический синквейн состоит из 5 строк.

1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь; 2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;

3 строка - образована тремя глаголами и деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм);

5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.

Чёткое соблюдение правил составления дидактического синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Пример дидактического синквейна по химии: водород - бесцветный, легкий - восстанавливает, окисляется, распадается - смесь водорода с воздухом взрывоопасна - газ!

Использование метода синквейн технологии по школьному курсу химии (8 и 9 классах) способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению теоретических знаний основных положений атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения. Таким образом, в ходе составления синквейнов ученики не только углубляют свои знания по предмету, но совершенствуют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой; планировать свою учебную деятельность. Задачи учителя, применяющего синквейн технологию, заключаются в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, реализация которых позволила бы ученику осмыслить и запомнить сведения предметного содержания. Применение дидактических синквейнов способствует лучшему усвоению учащимися одной из практически значимых тем школьного курса химии «Первоначальные химические понятия», «Теория электролитической диссоциации».

В разработанных нами дидактических синквейнах по теме «Вода» содержится информация о физических и химических свойствах воды, о практическом значении воды, приводятся конкретные примеры с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации. Дидактический синквейн - применим на любом этапе урока, используется при объяснении, закреплении нового материала, так как в них содержится учебный материал, состоящий из пяти строк, позволяющий осуществить текущий контроль знаний по изученным темам и выяснить затруднения, возникающие у учащихся. Помимо этого, учащиеся самостоятельно работают над созданием собственных синквейнов по выбранной теме.

Примеры дидактических синквейнов по теме «Вода».

На основе атомно-молекулярного учения по программе Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (8 класс):

а) Вода - газообразная, твердая - растворяет, взаимодействует, образует - жизненно важное вещество - растворитель;

б) Вода - жидкая, бесцветная - кипит, замерзает, остывает - вода реагирует с активными металлами - вещество.

С точки зрения теории электролитической диссоциации по программе Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (9 класс):

а) Вода - малодиссоциирующее, сложное - окисляется, восстанавливается, диссоциируется - «Самое необыкновенное вещество в мире» (И.В. Петрянов) - электролит;

б) Вода - жесткая, мягкая - разлагается, распадается, проводит - «Необходимо беречь воду!» - окислитель.

Синквейны занимательного характера

а) Вода - соленая, дождевая - кипит, поглощает, реагирует - «нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его» - волшебница;

б) Вода - святая, земная - нагреваясь, выравнивает, предохраняет - «Вещество привычное и необычное!» - лед.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

Вода - вещество привычное и необыкновенное. Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Земля давным-давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У нее очень большая теплоемкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере - в облаках и в виде паров. Разная бывает вода: жидкая, твердая, газообразная; пресная и соленая; свободная и связанная. Воду можно рассматривать как оксид водорода или как гидрид кислорода. На вопрос, много ли воды на Земле, ученые отвечают: очень много и очень мало одновременно. Почему много - очевидно: океаны, ледники, реки, дожди… А вот почему мало? Потому что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планеты. Поэтому, необходимо беречь воду .

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

2. Привычное, необыкновенное.

3. И поглощает, и возвращает очень много тепла.

4. Существует в трех агрегатных состояниях.

5. Гидрид.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматривают при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем - индивидуально. Учителю надо заранее продумать ряд вопросов для составления синквейнов. Например,

2. Какая она для вас? Физические свойства воды (газообразная, жидкая, твердая, пресная, соленая, дождевая, свободная, связанная, земная, святая, дистиллированная, жесткая, мягкая, минеральная, сложное, удивительное, привычное, необыкновенное, необычное, малодиссоциирующее и т.д.).

3. Значение и химические свойства воды (растворяет, окисляется, восстанавливается, окисляя, разлагается, распадается, диссоциируется, кипит, поглощает, придает силы, помогает, нагреваясь, остывая, выравнивает, предохраняет, взаимодействует, взаимодействуя, реагирует, образует, кипит, замерзает и т.д.).

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о воде? «Самое необыкновенное вещество в мире (И.В. Петрянов), «Вещество привычное и необычное», «Земная вода выравнивает климат Земли», «Нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его», «Жизненно важное вещество», «Необходимо беречь воду!», «Жизнь без воды невозможна», «Одно из самых важных и распространённых на Земле соединений» и т.д.

5. Синоним или как по-другому можно назвать воду? (Н2О, вещество, оксид, гидрид, снег, лед, пар, океаны, моря, реки, дожди, волшебница, электролит, окислитель, восстановитель, растворитель и т.д.).

При работе над составлением краткого рассказа по готовому синквейну используются также дидактические элементы других технологий обучения, которые не нарушают целостность и системность образовательных технологий, например, проблемного, развивающего обучения, индивидуализации обучения и др.

Практика показывает, что использование элементов дидактических синквейнов, которые постоянно совершенствуются и обновляются, вызывает интерес у учащихся и побуждает к активной деятельности, способствуя личностному росту, развитию творческого мышления и расширению кругозора. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно. Работа над созданием синквейнов позволяет индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, обучение на основе данной технологии способствует развитию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся и формированию научно-теоретических знаний и творческой деятельности. Практика использования элементов синквейн технологии на уроках химии свидетельствует о ее эффективности в формировании химического языка. Обучение на основе данной технологии оказывает положительное воздействие на весь учебно-познавательный процесс в целом: на организацию самостоятельной познавательной творческой деятельности учащихся, на формирование у них более глубоких, осознанных знаний с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, на развитие таких качеств самостоятельной деятельности, как мотивация, организованность, ответственность.

Рецензенты:

Ооржак Херел-оол Д-Н., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл;

Товуу Н.О., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл.

Работа поступила в редакцию 06.03.2014.

Библиографическая ссылка

Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИНКВЕЙНЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 827-829;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33764 (дата обращения: 16.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»



Синквейн – французское слово, обозначающее «пять строк» Правила написания синквейна: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.




Обратный вариант синквейна Уровень логики Элемент синквейна Пример Вектор, направление Синоним, метафора, обобщение одним словом Интеграция Мышление Фраза из четырех или более слов Продуктивное творчество внутри профиля Ассоциации Глагол, деепричастие Конструирует Параметры Два прилагательных (причастия) Компетентное, профильное Объект Исходное существительное Образование

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы , если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности , и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Для совершенствования своей педагогической деятельности я поставила перед собой важные задачи:

Овладение различными приемами педагогической техники.

Использование на уроках инновационных и развивающих технологий.

Для решения поставленных задач мною выдвинуты следующие цели:

    Подготовить теоретический материал по данной теме.

    Познакомиться с опытом работы педагогов других дисциплин.

    Провести психолого-педагогическую диагностику.

    Обработать полученные результаты и наглядно их изложить.

    Оценить новизну и эффективность деятельности по повышению уровня и качества обучения.

Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.

По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя . Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.

Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.

Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.

Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям , откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае – приёмы педагогической техники) крайне мало . Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале , подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата. То есть мы говорим об используемой педагогической технике.

Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.

В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве техникой лишь одной или нескольких операций , диапазон деятельности учителя достаточно широк.

Как говорил А.Франс:

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как «учебный мозговой штурм», « пометки на полях», написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

Приведу примеры нескольких таких приемов.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учит е лю и не нужда е тся в подро б ном описании. Однако поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Приём «Верные – неверные утверждения »

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание учащихся на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений , вызывает желание узнать подробнее. Этот прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания , а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать , а

вчитываться в задание , в текст , отслеживать собственное понимание в

процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В - третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно , что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей , что они думают по этому поводу , можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность , проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эсс е пишется прямо в классе после

обсуждения п роблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово к л астер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы, как в классе, так и дома.

Приём "Синквейн""

Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Пример, тема любви, "Гранатовый браслет", Куприн. Роковая, невзаимная. Увлекается, страдает, гибнет. Да святится имя твое, счастье.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока , когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1 . Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа , продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным , например, ученики должны выяснить , в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев) , даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса , или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Фишбоун »

Этот прием обозначает « рыбный скелет». Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы , нижние косточки - суть понятия , хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Среди большого разнообразия приемов педагогической техники я хочу остановиться, на мало всем известном приеме « Синквейн».

Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник. Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть , держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.

Как говорил А.Франс:

«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» .

Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.

1.1. История возникновения

Синквейн (от cinquains , cinquain ) - пятистрочная форма, возникшая в в начале под влиянием

В начале форму синквейна разработала поэтесса ( ), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами и . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в и несколько раз переиздававшееся.

Поэтесса создавала свои произведения, опираясь на знание составления великолепных японских стихов, состоящих из трех строк (хокку) и пяти строк (танка). При сборе и обработке материала мне пришлось обратиться к произведениям японских поэтов (Приложение 2). Примеры хокку: стихи, состоящие из трех строчек.

Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.

.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.

.

Японские поэты также создали танка: стихи, состоящие из пяти строчек, например.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас,
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё

В японской поэзии отсутствует четкая рифма, но самое удивительное, что поэты в нескольких строчках умели передать суть явления или объекта.

В начале двадцатого века такой стиль стихосложения стали применять и в Европе, в том числе и во Франции. Такой прием в поэзии получил название «синквейн», обозначающее с французского языка (в свободном переводе) - пять строк.

1.2. Правила составления синквейна.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку - 17, в танка - 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

    Обычный синквейн (Reversecinquain) -с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

    Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

    Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

    Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

    Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна , вторая строка из второго, и т. д.

    Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн . Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезированияи и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

Знания о предложении,

Умение соблюдать интонацию,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка - одно слово - , характеризующее сут ь предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

Приложение 2. Японские хокку о весне и танка о весне .

Хоку о весне! Танка о весне!

Хокку о весне

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

* * *

Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда...
Так сияет храм!

Майские дожди
Водопад похоронили -
Залили водой.

* * *
Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.

* * *
Майский дождь бесконечный.
Мальвы куда-то тянутся,
Ищут дорогу солнца.

* * *

Долгие дни весны
Идут чередой...Я снова
В давно минувшем живу.

Танка о весне.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё.

* * *

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом - цветами.

* * *

Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!

* * *

В пору цветенья
Вишни сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо...

* * *

Приложение 3.

Неметаллы

1. Галогены

Простые, сильные

Образуют, проявляют, реагируют

Сложные, сильные окислители

Элементы.

2. Галогены

Связанные, солеобразующие

Принимают, окисляют, восстанавливают

Очень сильные окислители

Неметаллы.

Роль галогенов

Необходимы, опасны

Стимулируют, прекращают, обеззараживают

Важные для организма, биологически значимы

Интересные элементы.

Металлы

Металл

Блестящий, электропроводный

Восстанавливает, плавится, коррозирует

Широко используется в промышленности

Химический элемент

1 . Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, образуют, диссоциируют

Образуют множество соединений

Галогеноводороды.

2. Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, дымятся, образуют

Опасные и интересные вещества

Седьмая группа.

Алюминий

Распространенный, легкий

Взаимодействует,

Необходимый для

машиностроения

Металл

Строение вещества

Кристаллические решетки

Металлические, атомные

Разрушаются, состоят

Основа многих веществ

Каркас

Железо

Серебристо- белый, ковкий

Реагирует, притягивается, используется

Основа чугуна и стали

Сплавы

Коррозиеустойчивы, твердые

Широко применяются, обрабатываются

Чаще используются, чем металлы

Материал

Атом

Маленький, нейтральный

Состоит, взаимодействует, превращается

Химическая единица

Частица

Классы неорганических веществ

Кислоты

Опасные, водородсодержащие

Окисляют, разрушают, реагируют

Изменяют цвет индикатора

Вещества

Оксиды

Бинарные, разные

Образуются, замещаются

Аметист, хрусталь и др. камни

Соединения

Соли

Бесцветные, тугоплавкие

Растворяются, взаимодействуют,

Разлагаются

«Хлеб да соль»

Сложное вещество

Основания

Растворимые, нерастворимые

Образуются, обмениваются, выпадают

Щелочи растворятся в воде

Гидроксиды

Периодическая система

Гениальная, научная

В основе Периодический закон

Таблица

Приложение №4. Результаты и анализ результатов письменных работ.

Таблица №1. Результаты самостоятельной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №2.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №4. Сводная таблица результатов контрольных работ.

Класс

Самостоятельная работа №1

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы , если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности , и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Для совершенствования своей педагогической деятельности я поставила перед собой важные задачи:

Овладение различными приемами педагогической техники.

Использование на уроках инновационных и развивающих технологий.

Для решения поставленных задач мною выдвинуты следующие цели:

    Подготовить теоретический материал по данной теме.

    Познакомиться с опытом работы педагогов других дисциплин.

    Провести психолого-педагогическую диагностику.

    Обработать полученные результаты и наглядно их изложить.

    Оценить новизну и эффективность деятельности по повышению уровня и качества обучения.

Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.

По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя . Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.

Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.

Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.

Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям , откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае – приёмы педагогической техники) крайне мало . Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале , подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата. То есть мы говорим об используемой педагогической технике.

Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.

В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве техникой лишь одной или нескольких операций , диапазон деятельности учителя достаточно широк.

Как говорил А.Франс:

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как «учебный мозговой штурм», « пометки на полях», написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

Приведу примеры нескольких таких приемов.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учит е лю и не нужда е тся в подро б ном описании. Однако поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Приём «Верные – неверные утверждения »

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание учащихся на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений , вызывает желание узнать подробнее. Этот прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания , а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать , а

вчитываться в задание , в текст , отслеживать собственное понимание в

процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В - третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно , что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей , что они думают по этому поводу , можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность , проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эсс е пишется прямо в классе после

обсуждения п роблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово к л астер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы, как в классе, так и дома.

Приём "Синквейн""

Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Пример, тема любви, "Гранатовый браслет", Куприн. Роковая, невзаимная. Увлекается, страдает, гибнет. Да святится имя твое, счастье.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока , когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1 . Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа , продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным , например, ученики должны выяснить , в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев) , даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса , или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Фишбоун »

Этот прием обозначает « рыбный скелет». Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы , нижние косточки - суть понятия , хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Среди большого разнообразия приемов педагогической техники я хочу остановиться, на мало всем известном приеме « Синквейн».

Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник. Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть , держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.

Как говорил А.Франс:

«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» .

Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.

1.1. История возникновения

Синквейн (от cinquains , cinquain ) - пятистрочная форма, возникшая в в начале под влиянием

В начале форму синквейна разработала поэтесса ( ), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами и . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в и несколько раз переиздававшееся.

Поэтесса создавала свои произведения, опираясь на знание составления великолепных японских стихов, состоящих из трех строк (хокку) и пяти строк (танка). При сборе и обработке материала мне пришлось обратиться к произведениям японских поэтов (Приложение 2). Примеры хокку: стихи, состоящие из трех строчек.

Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.

.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.

.

Японские поэты также создали танка: стихи, состоящие из пяти строчек, например.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас,
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё

В японской поэзии отсутствует четкая рифма, но самое удивительное, что поэты в нескольких строчках умели передать суть явления или объекта.

В начале двадцатого века такой стиль стихосложения стали применять и в Европе, в том числе и во Франции. Такой прием в поэзии получил название «синквейн», обозначающее с французского языка (в свободном переводе) - пять строк.

1.2. Правила составления синквейна.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку - 17, в танка - 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

    Обычный синквейн (Reversecinquain) -с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

    Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

    Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

    Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

    Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна , вторая строка из второго, и т. д.

    Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн . Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезированияи и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

Знания о предложении,

Умение соблюдать интонацию,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка - одно слово - , характеризующее сут ь предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

Приложение 2. Японские хокку о весне и танка о весне .

Хоку о весне! Танка о весне!

Хокку о весне

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

* * *

Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда...
Так сияет храм!

Майские дожди
Водопад похоронили -
Залили водой.

* * *
Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.

* * *
Майский дождь бесконечный.
Мальвы куда-то тянутся,
Ищут дорогу солнца.

* * *

Долгие дни весны
Идут чередой...Я снова
В давно минувшем живу.

Танка о весне.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё.

* * *

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом - цветами.

* * *

Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!

* * *

В пору цветенья
Вишни сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо...

* * *

Приложение 3.

Неметаллы

1. Галогены

Простые, сильные

Образуют, проявляют, реагируют

Сложные, сильные окислители

Элементы.

2. Галогены

Связанные, солеобразующие

Принимают, окисляют, восстанавливают

Очень сильные окислители

Неметаллы.

Роль галогенов

Необходимы, опасны

Стимулируют, прекращают, обеззараживают

Важные для организма, биологически значимы

Интересные элементы.

Металлы

Металл

Блестящий, электропроводный

Восстанавливает, плавится, коррозирует

Широко используется в промышленности

Химический элемент

1 . Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, образуют, диссоциируют

Образуют множество соединений

Галогеноводороды.

2. Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, дымятся, образуют

Опасные и интересные вещества

Седьмая группа.

Алюминий

Распространенный, легкий

Взаимодействует,

Необходимый для

машиностроения

Металл

Строение вещества

Кристаллические решетки

Металлические, атомные

Разрушаются, состоят

Основа многих веществ

Каркас

Железо

Серебристо- белый, ковкий

Реагирует, притягивается, используется

Основа чугуна и стали

Сплавы

Коррозиеустойчивы, твердые

Широко применяются, обрабатываются

Чаще используются, чем металлы

Материал

Атом

Маленький, нейтральный

Состоит, взаимодействует, превращается

Химическая единица

Частица

Классы неорганических веществ

Кислоты

Опасные, водородсодержащие

Окисляют, разрушают, реагируют

Изменяют цвет индикатора

Вещества

Оксиды

Бинарные, разные

Образуются, замещаются

Аметист, хрусталь и др. камни

Соединения

Соли

Бесцветные, тугоплавкие

Растворяются, взаимодействуют,

Разлагаются

«Хлеб да соль»

Сложное вещество

Основания

Растворимые, нерастворимые

Образуются, обмениваются, выпадают

Щелочи растворятся в воде

Гидроксиды

Периодическая система

Гениальная, научная

В основе Периодический закон

Таблица

Приложение №4. Результаты и анализ результатов письменных работ.

Таблица №1. Результаты самостоятельной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №2.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №4. Сводная таблица результатов контрольных работ.

Класс

Самостоятельная работа №1

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %