Птолемей i сотер мемуары. Птолемей Первый Сотер

Сын Лага, греческого аристократа из Эордеи. Был одним из ближайших друзей Александра Македонского , одним из военачальников его армии и личным телохранителем.

Сыграл важную роль в походах Александра на Афганистан и Индию . По приказу Александра, в 324 до н. э. в Сузах женился на персидской аристократке Артакаме, однако в дальнейшей истории Птолемея это имя не упоминается.

Сатрап Египта

Именно Птолемею приписывают инициативу по разделению империи между диадохами после смерти Александра в 323 до н. э. Сам Птолемей стал сатрапом Эллинистического Египта, подвластным номинальным царям Филиппу Арридею и юному Александру .

Получив Египет в управление, он первым делом казнил назначенного Александром Клеомена , занимавшегося финансовыми делами сатрапии, и покорил Киренаику. Он сумел завладеть телом Александра, который должен был быть погребён преемником императора, и тайно переправил его в Мемфис. Это послужило причиной открытой вражды Птолемея и Пердикки - регента на троне империи. Пердикка предпринял попытку вторгнуться в Египет, но в ходе этого похода погиб (321 до н. э.).

Войны диадохов

На протяжении нескончаемых войн между македонскими военачальниками главной целью Птолемея было крепко удерживать свою позицию в Египте, а также завладеть Киренаикой, Кипром и Палестиной. Он получил Палестину в 318 до н. э. и тогда же установил протекторат над царьками Кипра. Когда Антигон, владыка Азии, в 315 до н. э. высказал свои претензии на эту же территорию, Птолемей вступил в союз против него и попытался дать отпор, но в конце концов был вынужден покинуть Палестину. Он преследовал сторонников Антигона на Кипре и к 313 до н. э. вновь отвоевал остров.

Мир продлился недолго, и в 309 до н. э. Птолемей направил свой флот к берегам Ликии и Карии, пересёк Грецию, покорив Коринф , Сикион и Мегару. В 306 до н. э. Деметрий напал на Кипр, в решающей битве при Саламине на Кипре победил брата Птолемея, Менелая, и захватил весь остров.

Антигон и Деметрий I Полиоркет приняли титулы царей; Птолемей, наряду с Кассандром , Лисимахом и Селевком последовали их примеру.

Зимой 306 до н. э. Антигон, окрылённый победой на Кипре, предпринял попытку вторгнуться в Египет, но Птолемей крепко удерживал границы. Сам Птолемей больше не пытался претендовать на земли Антигона на Пелопоннесе, однако освободил Родос от войск Деметрия (305 до н. э./304 до н. э.). Когда в 302 до н. э. вновь был образован союз против Антигона, Птолемей в третий раз вторгся в Палестину, пока сам Антигон бился с Лисимахом в Малой Азии. Узнав, что Антигон одержал верх, он в третий раз покинул территорию. Когда его достигла новость о том, что в битве при Ипсе в 301 до н. э. Антигон потерпел поражение и был убит Лисимахом и Селевком, Птолемей вновь занял Палестину.

Однако его отступление из Палестины в 301 до н. э. было расценено союзниками как бегство, а потому территория должна была перейти Селевку. Этот конфликт развился в более чем двухсотлетнюю вражду между Селевкидами и Птолемеями. С тех пор Птолемей практически перестал вмешиваться в дела Малой Азии и Греции ; он не сумел удержать свои владения на территории Греции, но отвоевал Кипр в 295 до н. э./294 до н. э. и покорил Кирену в 300 до н. э., которую отдал своему пасынку Магасу. В 312 до н. э. Птолемей вместе с Селевком , беглым сатрапом Вавилонии, вторгся в Палестину и в битве при Газе победил Деметрия, сына Антигона. Он снова занял Палестину и снова, несколько месяцев спустя, потерпев поражение в очередной битве с Деметрием и допустив вторжение войска Антигона в Сирию , бежал. В 311 до н. э. враждующие стороны заключили мир, а некоторое время спустя наследник империи Александр IV Македонский был убит в Македонии, что впредь делало Египет независимым государством, а его сатрапа - полноправным владыкой.

Итоги царствования

В 285 до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей от Береники I, который правил под именем Птолемея II; его старший сын, Птолемей Керавн, с чьей матерью Эвридикой I, дочерью Антипатра , он развёлся, бежал к Лисимаху .

Выдал падчерицу Теоксену за сицилийского тирана Агафокла .

Птолемей I Сотер умер в 283 до н. э. в возрасте 84 лет. Будучи проницательным и осмотрительным, к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывной войны, он создал крепкое и развитое государство. Его щедрость и благодушие привлекали наёмных греческих и македонских воинов на службу. Он внимательно относился к нуждам египтян. Будучи страстным поклонником литературы, он основал великую Александрийскую библиотеку, славившую Александрию во всем античном мире и открыл в Александрии Музей.

Он посвятил походам Александра Великого свою собственную книгу, отличавшуюся откровенностью и трезвостью повествования. Сама книга не дошла до наших времен, но она была основным источником информации для трудов Арриана из Никомедии.

Своей властью династия Птолемеев, царствовавшая на землях Египта почти 300 лет, полностью обязана Александру Македонскому. Во время своего похода на Персию великий полководец покорил Египет и заложил в 332 году до н. э. в дельте Нила город Александрию. Впоследствии это поселение стало одним из главных центров эллинистического мира и столицей царства Птолемеев.

Основателем династии Птолемеев считается Птолемей I Лаг (сын Лага). Но больше он известен как Птолемей I Сотер (Спаситель). Родился этот человек ориентировочно в 360 году до н. э. Есть версия, что Птолемей приходился родным сыном царю Македонии Филиппу II . Следовательно, он был родным братом Александра Македонского.

Данная версия исходит из того, что его мать Арсиноя долгое время находилась в любовной связи с Филиппом II. Когда же женщина забеременела, то любвеобильный монарх постарался как можно быстрее от неё избавиться. Он выдал беременную любовницу замуж за Лага. Происхождение этого человека неясно. По крайней мере так утверждал Плутарх. Он лишь сообщил, что родился этот человек на западе Македонии в Эордее, в горной области.

Однако можно допустить, что слух о единокровном родстве Птолемея и Александра Македонского стал распространяться после смерти великого полководца. Птолемей, обосновавшись в землях Египта, должен был как-то доказать своё право на царскую власть. Поэтому и была придумана история о высоком происхождении новоиспечённого владыки. Спорить с этим никто не стал, и данная версия отложилась в умах людей и пережила столетия. Но вот отвечала ли она действительности – тут всё покрыто туманом.

Рядом с Александром Македонским

В юности Птолемей Лаг был близким другом Александра Македонского. Последний изъявил желание жениться на женщине из Карии, дочери сатрапа Пиксодара. Но такое решение сына привело Филиппа II в ярость. Он выслал Александра в соседнее государство Эпир. И вместе с ним уехало несколько подданных, в том числе и Птолемей.

Вполне понятно, что такая ситуация укрепила дружбу Александра и Птолемея. Вернулись они в Македонию в 336 году до н. э., когда Филиппа II убили. После этого Александр Македонский стал царём, а вот Птолемей всего лишь одним из его телохранителей. Это косвенно указывает на то, что у него не было ни высокого происхождения, ни родственных уз с новым царём.

Но в то время знатное происхождение значило не так уж и много, если оно не было подкреплено умом, инициативой, энергией. Пробиться на высокую должность мог любой человек, если он обладал соответствующими навыками и целеустремлённостью. Птолемей Лаг всеми этими качествами обладал, а в полной мере раскрыться ему помогли завоевания Александра Македонского .

Вначале похода в Персию сын Лага занимал небольшие должности, затем начал исполнять обязанности личного царского телохранителя. Лишь в битве при Иссе в 333 году до н. э. ему доверили командовать воинским подразделением. Он хорошо зарекомендовал себя в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э. В этом историческом сражении он уже выполнял самостоятельные боевые задачи. А в 329 году до н. э. именно он схватил и доставил к царю мятежного Бесса, провозгласившего себя царём Персии после убийства Дария III.

Позже сын Лага занимался подавлением восстаний, а во время похода в Индию вошёл в числе главных полководцев македонского войска. Именно в Индии в полной мере раскрылся полководческий талант Птолемея, так как все военные задачи он выполнял самостоятельно. Под его командованием находилась треть войска; и более надёжного полководца у Александра Македонского не было.

Существует версия, что своё прозвище «Сотер» сын Лага получил тогда, когда спас царя от неминуемой смерти во время штурма одного из индусских городов. С тех пор его и стали называть Птолемеем Сотером (Спасителем). Он всё время находился возле Александра, пользовался его уважением и любовью. Именно сын Лага уговорил великого завоевателя прекратить поход в Индию, так как войско было утомлено беспрерывными боями.

После смерти Александра Македонского

Он бы и дальше верно служил своему повелителю, но в 323 году до н. э. Александр умер . И после его кончины началось смутное время. Видные диадохи (полководцы Александра Македонского) вначале не хотели делить империю. Каждый из них мечтал занять пост правителя и повелевать огромными территориями. Но как всегда бывает, на главный пост выдвинули слабого и безвольного человека.

Им оказался Филипп III Арридей, родной брат почившего владыки. Он, как писали древние историки, страдал слабоумием, а поэтому стал марионеткой в руках диадохов. Главную же власть сосредоточил в своих руках Пердикка, которого назначили регентом. Что же касается Птолемея Сотера, то он быстро сообразил, что вскоре начнётся кровавая схватка между диадохами. Поэтому он выразил желание стать сатрапом в Египте, и отправился туда.

На новых для себя землях сын Лага повёл политику, соответствующую интересам египтян. Он восстановил часть разрушенных египетских храмов и заручился поддержкой жрецов. Запретил греческим подданным притеснять египтян, и тем самым вызвал доброжелательное отношение к себе всего египетского народа. Он наладил добросердечные отношения с соседними царями, и его начали считать мудрым и надёжным правителем. Так в 323 году зародилась династия Птолемеев, а её основателем стал Птолемей I Лаг или Сотер, как его чаще называли.

Птолемей I – царь Египта

Для укрепления своей власти и поднятия статуса новый правитель задумал похоронить в Александрии тело Александра Великого. Останки из Вавилона хотели перевести в Македонию и похоронить в гробнице македонских царей. Но новоиспечённый царь Египта сумел перехватить процессию с телом и переправил его в Мемфис. Там останки лежали, пока в Александрии возводили гробницу. Так Александр Македонский стал покровителем и Александрии, и всей державы Птолемеев. Это имело очень большое значение для престижа государства.

Большое значение для нового царя имели взаимоотношения с Пердиккой. Последний очень быстро понял, что Птолемей I не желает ему подчиняться. В 321 году до н. э. войско, возглавляемое Пердиккой и Филиппом III Арридеем, вторглось в Египет. Однако регент не пользовался любовью у македонян. В этом походе они его зарезали, а новым регентом при слабоумном царе стал диадох Антипатр, дружелюбно настроенный к Птолемею.

В том же 321 году до н. э. диадохи встретились в Сирии и договорились о разделе власти в бывшей империи Александра Македонского. В результате этого сын Лага официально был признан правителем Египта. Теперь уже ни у кого из македонян к нему не было претензий, и он превратился в самостоятельного царя. Для укрепления своих позиций он женился на Эвридики, дочери Антипатра.

Но главной особенностью человеческой жизни является её непредсказуемость. В 319 году до н. э. Антипатр умер. Это смешало всю расстановку политических сил, и наметилась новая. Власть в свои руки попыталась взять Олимпиада, мать Александра Македонского. А против неё выступили царь Македонии Кассандр и правитель Фригии Антигон. Птолемей I принял сторону врагов Олимпиады и оставался их союзником до середины 316 года до н. э.

Но Антигон завоевал почти всю Азию и стал опасен для правителя Египта. Вылилось всё это в военное противостояние Птолемея и Антигона. Шло оно с переменным успехом много лет, но, в конце концов, сын Лага одержал ряд серьёзных побед и в 305 году до н. э. официально провозгласил себя царём Египта. До этого он не решался объявить себя царствующей особой, так как считался вначале сатрапом Филиппа III Арридея, а затем Александра IV, сына Александра Македонского.

Первый умер в 317 году до н. э., а второй в 311 году до н. э. После этого уже невозможно было делать вид, что существует единая империя, созданная Александром Великим. Поэтому Антигон провозгласил себя царём в 306 году до н. э., а затем и другие диадохи последовали его примеру. В 301 году до н. э. в битве при Ипсе, в которой сошлись войско Антигона и войска Лисимаха и Селевка, Антигон был убит. Таким образом, главный враг Птолемея Сотера ушёл в мир иной.

Но после этого между царём Египта и Селевком, который основал династию Селевкидов, возник конфликт из-за Палестины. Он продолжался много десятков лет и коснулся царствующих потомков обоих правителей. Но после битвы при Ипсе наступил относительный мир. Главными игроками в сложной и противоречивой политической игре стали Птолемей I, правитель Фракии Лисимах, правитель государства Селевкидов Селевк, а также царь Македонии Кассандр, царь Эпира Пирр.

Эти люди то мирились друг с другом, то начинали войны. Но все они велись вне территории Египта, а внутри страны новый царь пытался установить разумные взаимоотношения между греками, македонянами и местным населением. Он выступал перед всеми как объединяющая сила и защитник своих подданных. Александрия стала одной из лучших гаваней Средиземноморья, уступая лишь Карфагену . Важное внимание царь уделял сбору налогов. Взимались они мудро, не раздражали население, и при этом царская казана постоянно пополнялась.

Важнейшим вопросом была религия; и был введён культ бога Сераписа. Он считался греческим богом, но с египетской атрибутикой. В честь бога в Александрии был возведён храм Серапеум, а само божество стали почитать как мужа Исиды . Всё это, по мнению царя, должно было сблизить греко-македонских жителей и египтян.

При Птолемее I Сотере большое внимание уделялось наукам. В Александрии был основан Музей (Александрийский мусейон). Он стал учебным, научно-исследовательским, культурным и религиозным центром эллинизма. В стенах Музея была организована Александрийская библиотека . Сотрудниками были математики, философы, астрономы, географы, музыканты, врачи. Именно на базе Музея зародилось такое философское направление как неоплатонизм.

А среди врачей были такие люди как Эрасистрат и Герофил. Имена этих выдающихся древнегреческих лекарей вошли в историю. Ну и, конечно, не надо забывать про Александрийский маяк на острове Форос. Соорудил его архитектор Сострат Книдский, и это величайшее творение потомки причислили к семи чудесам света . Саму Александрию Египетскую строили по чёткому плану, который разработал архитектор Дейнократ. Нужно также упомянуть математика Евклида, который был одним из основателей Александрийского мусейона.

Царь Египта занимался литературной деятельностью. Он написал воспоминания об Александре Македонском. До наших дней они не дошли. Сохранились лишь фрагменты, которые привёл в своей работе «Анабасис Александра» древнегреческий историк Флавий Арриан. Отсюда видно, что сын Лага был человеком чрезвычайно разносторонним, одарённым и прекрасно образованным.

Предполагается, что основатель династии Птолемеев прожил 84 года. В 285 году до н. э. он назначил преемника. Стал им сын от третьей жены Береники. Царь женился на ней ориентировочно в 316 году до н. э., и как утверждают древние источники, по любви. Преемника так же звали Птолемей, а в историю он вошёл как Птолемей II Филадельф. Правил в 285-245 годах до н. э.

Сам же основатель династии ушёл в иной мир то ли в конце 283 года до н. э., то ли в середине 282 года до н. э. Правил он в общей сложности 41 год. Такие данные привёл еврейский историк Иосиф Флавий. Он также заметил, что первый македонский царь Египта стал единственным из полководцев Александра Македонского, кто умер в своей постели от старости.

Царь Египта, родоначальник династии Птолемеев.
Его прозвище «Сотер» означает «Спаситель».

Птолемей и его наследники создали державу, включавшую Египет, Кипр и Южную Сирию.

Столицей Египта в эпоху Птолемеев стала Александрия (строго говоря, Александром Македонским было основано много Александрий на пути следования его войска, но эта – самая известная).

В 322 году до н. э. в Египет было привезено тело Александра Македонского . Птолемей I Сотер и его сын – преследуя свои политические цели – похоронили выдающегося полководца именно в Александрии (хотя покойный хотел быть похороненным в святилище египетского бога Амона в оазисе Сива).

«Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона .
Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот.
Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и учёных того времени.
Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.
Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем.
При нём была обсерватория, оборудованная астролябиями, глобусами, телескопами.
Быстрому развитию научных исследований способствовало щедрое финансирование.
Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз.
У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.
Потомки основателя Мусейона поддерживали созданные им традиции. Царская казна продолжала снабжать учёных средствами на конструирование научных приборов, организацию экспедиций, покупку необходимых материалов и создание библиотеки.
Александрийская библиотека стала крупнейшим книгохранилищем Древнего мира.
Здесь было собрано около 500 тысяч свитков.
Библиотека сильно выросла и получила широкую известность при Птолемее II, обманным путём, хотя и за большие деньги, получившем самые ценные рукописи афинского собрания.
В числе знаменитых учёных, возглавлявших библиотеку, хочется упомянуть замечательного географа и
математика Эратосфена , сумевшего вычислить диаметр Земли с невиданной по тем временам точностью - до
75 километров».

Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 21-23.

«Просвещённая династия Птоломеев всеми силами содействовала упрочению за своею столицей значения духовного центра человечества. Её усилиями было создано в Александрии небывалое по богатству собрание книг, привлекавшее искателей познания со всего мира и служившее ярким доказательством потребности в систематизации и сличении всех документов человеческого мышления, всех проявлений человеческого искания истины.
Птоломей I Сотер всюду обращался с заказами и просьбами о присылке рукописей для основанной им библиотеки; есть предание, что книги взимались в виде особой дани с судовладельцев и торговцев, отовсюду стекавшихся в Александрию как в центр мировой торговли.
По-видимому, с особенной тщательностью собирались трактаты по философии и религии, и если бы эта бесценная библиотека сохранилась до наших дней, то мы могли бы восстановить и изучить многие религиозные системы античного мира, о которых ныне имеем лишь самое смутное представление.
Предание гласит, что когда эта сокровищница человеческой мысли была предана огню фанатиками-мусульманами при взятии города Омаром в 641 г., то книг и рукописных свитков будто бы хватило на топку 4000 бань в течение шести месяцев!
Следует помнить, что и до этого горестного события Александрийскую библиотеку неоднократно постигали бедствия - и от злобного людского невежества, и от стихий.
Так, бесценное книгохранилище было однажды почти уничтожено пожаром в 47 г. до P. X. , во время похода Юлия Цезаря на Египет; современники уверяли, будто зарево было видно из самого Рима.
Если даже отбросить эти преувеличения, приходится отметить указание древних писателей, будто уже в царствование первых трех Птоломеев количество собранных книг достигало громадного числа - 400 000 .
Эти цифры, конечно, недоступны никакой проверке и лишь дают представление о том, какой невозвратимой потерей для человечества является утрата великолепной библиотеки, имевшей такое громадное значение в истории умственного движения, названного нами великим духовным брожением перед зарею христианства.
Главным образом именно в Александрии происходило сличение религиозных систем Востока и Запада, здесь впервые были выработаны синтезы, лёгшие в основу позднейших религиозных определений.
Здесь воспитывались великие мыслители, нашедшие догматические формулы для мистических порывов человечества.
Здесь же впервые произошло слияние одухотворённого Востоком эллинизма с иудейством, освободившимся из рамок своего узкого национализма, - и это обстоятельство было впоследствии одной из причин быстрого распространения христианской проповеди в среде эллинизированного иудейства и вошедшего с ним в соприкосновение эллино-римского мира.
История этого сближения иудейства с эллинизмом тесно связана с историей перевода еврейской Библии на греческий язык для Александрийской библиотеки - перевода, имевшего, как мы увидим впоследствии, громадное значение для истории христианской догматики».

Николаев Юрий, В поисках Божества. Очерки из истории гностицизма, Киев, «София», 1995 г., с. 15-16.

Позже Птолемеи утратили своё влияние и Египет превратился в одну из провинций Римской империи.

Вклад в науку Клавдия Птолемея переоценить невозможно. Труды ученого в области астрономии, физики, математики, географии и даже музыки стали если не фундаментальными, то, как минимум, дали толчок в развитии этих наук. До наших дней дошла масса литературы о достижениях ученого, но отсутствуют биографические сведения.

Птолемей разработал подробнейший справочник по античной астрономии, который вышел в свет под названием «Альмагест». Этот труд древнего ученого стал «библией астрономии» вплоть до теории , которая положила начало науке о небесных телах.

Широта научных интересов и глубина анализа позволили Птолемею стать основоположником научной литературы в области географии, физики (оптики), теории музыки и т.д. Клавдием также разработана теория, согласно которой небесные тела постоянно движутся и функционируют как один механизм.

Учение о звездах и их влиянии на судьбу человека, именуемое астрологией, также разработал Птолемей. Он же создал астрономический атлас, в котором указал видимые с территории Египта созвездия.

Детство и юность

Сведений о биографии древнего ученого не сохранилось. Связано это с тем, что современники избегали упоминаний о Птолемее в своих трудах. Все имеющиеся сведения черпаются из книг ученого-физика Филипа Болла, а также из собственных научных трудов античного ученого. Известно, что жил Клавдий на территории современного Египта, в городе Александрия. Информации о внешности ученого также не сохранилось, фото представляют собой некий усредненный образ из работ древних скульпторов.


В книге «Альмагест» Птолемей указывает периоды проведения астрономических наблюдений, которые помогают косвенно установить даты жизни ученого: 127-151 годы. Однако, после окончания работы над «Альмагестом», вышли еще как минимум две книги, представляющие собой энциклопедии, работа над которыми длилась еще 10 лет. А согласно записям философа Олимпиодора, Клавдий работал неподалеку от Александрии в городе Канопе – пригороде Александрии Абукир.

Хотя имя ученого (Птолемей) говорит о египетском происхождении, а биографические сведения - о принадлежности к выходцам из Греции, первое имя (Клавдий) указывает на римские корни его обладателя. Ввиду отсутствия достоверной информации установить национальность ученого не представляется возможным.

Наука и открытия

Научная деятельность Птолемея началась с работы под названием «Канопская надпись», которая представляет собой высеченные на каменной стеле в городе Канопе (пригород Александрии в Египте) астрономические параметры. Позднее стела подверглась разрушению, но нанесенная на нее информация сохранилась благодаря древнегреческим рукописям.

Уточнив ряд сведений, Клавдий разработал «Подручные таблицы» – нечто вроде астрономического справочника. В теории геоцентризма эти сведения выступали доказательством неподвижности Земли и движения вокруг нее других небесных тел.


До всемирно известного «Альмагеста» Птолемей работал еще над рядом научных книг, в том числе - "Планетными гипотезами". Отличие этого труда от других заключается в иной системе параметров, использованных для описания расположения астрономических объектов. В этом трактате появляется термин «эфир», который плотно вплетен в теорию Птолемея.

В «Альмагесте» Птолемей с удивительной для тех времен точностью вычислил расстояние от Солнца и Луны до Земли. Единицей измерения в исследованиях послужил радиус Земли. Однако в тех же «Планетных гипотезах» автор указывал расстояние между Солнцем и другими планетами, не имея их радиуса (вместо него ученый использовал следующее умозаключение: радиус планеты минимально равен расстоянию от нее до следующего объекта видимой Вселенной), что может указывать на несоответствие периодов написания научных работ.


Следующей книгой, по мнению исследователей, стала работа "Фазы неподвижных звезд". Этот труд представляет собой первые попытки составления метеорологических прогнозов погоды, основываясь на положении небесных тел и физических явлений на поверхности планеты. В этой же работе были сведены в единую систему знания о климатических зонах и географических поясах Земли, а также взаимном расположении географических объектов.

Для создания астрономических теорий Птолемею были необходимы геометрические знания о нашей планете. Теореме вычисления радиусов, дуг и окружностей посвящена работа Клавдия под названием «Аналемма». Прикладное значение этих знаний заключается в конструировании солнечных часов, которые были построены задолго до Птолемеевых исследований. Работа «Планисферий» посвящена стереографической проекции и ее применению в астрономических расчетах.


«Квадрипартитум» стал наиболее неоднозначным произведением Клавдия, поскольку он посвящен основам астрологии, или влияния небесных тел на жизнь человека. А вот восьмитомник «География» по популярности не уступает «Альмагесту». Она представляет собой не столько описательную географию, сколько математическую с основами картографии. В первом томе ученый предложил вести точку отсчета от нулевого меридиана, которым тогда служили Канарские острова.

Споры и дискуссии относительно вклада Птолемея в науку ведутся до сих пор, на основании того, что Гиппарх задолго до Клавдия описал положения небесных светил на небосклоне. Первым фальсификацию данных обнаружил поэт . А с появлением на международной научной арене Коперника астрономическое учение Птолемея и вовсе стало неактуальным. И только еще некоторое время развивал теорию геоцентризма, поддерживая в своих убеждениях древнего ученого. Однако вскоре геоцентрическая система мироздания была опровергнута другими учеными.

Личная жизнь

О семейном положении, а также наличии либо отсутствии детей у Клавдия достоверных сведений не сохранилось. Но точно известно, что у ученого были последователи и ассистенты, которые помогали ему совершать великие открытия в науке. Астрономическую книгу «Альмагест» Птолемей посвятил Сиру, но личность его не установлена, кем он приходился ученому и имеет ли отношение к его исследованиям или астрономии, вообще неизвестно.

В том же трактате упоминается математик Теон, данные которого использовал Клавдий при астрономических вычислениях, но был ли Теон учителем Птолемея или же коллегой - также неизвестно.


Ряд исследователей предполагают, что речь идет о Теоне Смирнском – философе, последователе , который тоже изучал звездное небо и составил примитивную карту ночного небосклона.

Определенные личные взаимоотношения были у Клавдия и с сотрудниками научной библиотеки в Александрии Египетской, поскольку доступ к необходимой литературе он получал беспрепятственно. В исторических источниках начала нашей эры Клавдия связывали с египетской династией Птолемеев, однако современные исследователи склонны считать это совпадением.

Смерть Птолемея

Обстоятельства и дата смерти ученого, как и все факты его биографии, остаются загадкой до сих пор. Мнение большинства исследователей сводится к тому, что датой смерти Клавдия следует считать 165 год нашей эры.


Согласно архивным сведениям, в этот период на территории стран Африки и Евразии свирепствовала эпидемия чумы, жертвой которой, возможно, стал и Птолемей. Но даже спустя три тысячи лет после смерти ученый продолжает жить в своих трудах и приносить пользу потомкам.

Библиография

  • "Канопская надпись"
  • "Подручные таблицы"
  • "Планетные гипотезы"
  • "Фазы неподвижных звезд"
  • "Аналемма"
  • "Планисферий"
  • "Четверокнижие"
  • "География"
  • "Оптика"
  • "Гармоники"
  • "О способности суждения и принятии решения"
  • "Плод"
  • "Тяжести" и "Элементы"

Птолемей I. Царь Египта

В мирном договоре 311 г., заключенном между Антигоном, с одной стороны, и его противниками Кассандром и Лисимахом - с другой, первоначально не упоминались ни Птолемей, ни Селевк , однако позднее Птолемей присоединился к этому договору. Последовавшие затем годы Птолемей использовал, чтобы создать для себя опорные пункты на южном и западном побережьях Малой Азии, равно как и в Греции. При этом птолемеевский флот вел операции, базируясь на острове Кос. Здесь в 308 г. у Птолемея родился сын - впоследствии Птолемей II , прозванный потомками Филадельфом. Между тем Птолемей предпринял попытку установить связь с Клеопатрой, сестрой Александра Великого , находившейся тогда в Сардах, однако Антигон сорвал планы Птолемея, распорядившись, не мешкая, убить Клеопатру. Брачные узы между Птолемеем и Клеопатрой, вне всякого сомнения, содействовали бы значительному росту престижа Лагида, так как он таким путем был бы принят в семью Александра . Образ покойного царя все еще не утратил тогда своей магической силы. Правда, Клеопатре в то время было уже около 47 лет (она родилась примерно в 355 г.), но это не имело значения - имя великого брата придавало ценность ее личности.

Когда Птолемей в 308 г. снова покинул Грецию, он добился не слишком многого. Но он всё же смог закрепить за собой, заняв гарнизонами, города Коринф, Сикион и Мегары. Они были поставлены под начало стратега Леонида. Впрочем, эти города были единственными владениями, которые Птолемей приобрел тогда в Греции, но и они находились под его властью лишь непродолжительное время, во всяком случае не позднее 302 г., когда Антигон и Деметрий, основав Панэллинский союз в Коринфе, создали в Греции новую систему отношений. Однако эта перемена, как известно, была весьма кратковременной.

Спрашивается, преследовала ли внешняя политика Птолемея в Греции какие-либо далеко идущие планы, или же он, как и другие диадохи, просто хотел заставить считаться с собою? Греческие владения можно было удержать из Египта лишь с большим трудом, и потому спустя немного лет от них пришлось отказаться. В любом случае греческая политика Лагида осталась всего лишь эпизодом. Она, впрочем, показывает, что Птолемей без церемоний отказывался от начатых предприятий, если сознавал, что они в целом неосуществимы. Для господства над большей частью Греции его сил всё равно не хватало, поскольку они были необходимы в других местах.

Важным переломным моментом в жизни и политике Птолемея I стало морское сражение при Саламине на Кипре в 306 г., в котором он потерпел страшное поражение от сына Антигона Деметрия Полиоркета. Лишь с жалкими остатками своего флота Птолемей сумел уйти из-под Саламина в Китий; от Кипра он вынужден был теперь отказаться. Морская мощь Птолемея I была на долгие годы сильно подорвана, и господство на море перешло к Деметрию. Антигон и Деметрий использовали эту победу, чтобы обосновать принятие ими царских титулов. Птолемей, хотя и побежденный, последовал примеру обоих правителей, стремясь, вне всяких сомнений, показать, что во всем равен им. Он провозгласил себя царем, вероятно, в 305 г. Непосредственным поводом к этому, послужила, по-видимому, победа над Антигоном у восточной границы Египта. Когда в 304 г. островной город Родос был осажден Деметрием и с моря, и с суши, Птолемей своей помощью сильно содействовал стойкой обороне родосцев. Граждане Родоса не забыли этой услуги: они воздали Птолемею I божественные почести.

Когда в 302 г. была создана новая большая коалиция против Антигона, Птолемей, как и следовало ожидать, снова оказался в противном ему лагере.

Здесь теперь собрались почти все влиятельные диадохи: Кассандр, Лисимах, Селевк и Птолемей. Военная удача изменила Антигону. В битве при Ипсе (301 г.), недалеко от Синнады, в Малой Азии, он потерпел сокрушительное поражение. Птолемей к тому времени снова завладел Сирией, но затем на время должен был ее оставить, поскольку в его тылу, в Киренаике, вспыхнуло восстание. В битве при Ипсе он не принимал участия, но от Южной Сирии отказываться не желал и снова сумел подчинить ее своей власти. Эта ситуация породила в последующее время не менее шести сирийских войн, в которых противостояли друг другу Птолемей и Селевкиды.

Птолемеям вплоть до 200 г. до н.э. удавалось удерживать в своих руках Келесирию и финикийское побережье. В прибрежной зоне граница проходила между Каламом и Триполем, так что город Арад находился за пределами владений Птолемея. В отдалении от моря граница, впрочем, резко поворачивала к югу; она проходила примерно в направлении с севера на юг между горами Ливана и Антиливана, причем Дамаск остался за Селевкидами. В любом случае, однако, обладание Южной Сирией (Келесирией) означало для Птолемея важное расширение его державы. Эта область служила как бы предпольем (гласисом) при защите Египта, в случае нужды ее легко можно было очистить. Южная Сирия представляла большую ценность и в экономическом отношении, прежде всего из-за ливанского кедра, поскольку сам Египет - страна, чрезвычайно бедная лесом.

Этому успеху на Востоке соответствовало важное приобретение на западной границе Египта: пасынок Птолемея I Магас занял в 298 г. Киренаику, которая на протяжении четырех лет сохраняла независимость от Птолемея. Магас получил в Кирене пост наместника и во всех отношениях зависел от своего отчима.

Большое значение имело также то, что с 287/286 г. Птолемей I выступал в качестве протектора Союза островитян. Союз этот был объединением многочисленных Кикладских островов, которые до тех пор находились под властью Деметрия Полиоркета. Еще раньше, в 294 г., Лагид сумел отвоевать остров Кипр. Конечный результат выразился в создании в восточной части Средиземноморского бассейна морской державы, главными опорными пунктами которой были большие приморские города Финикии, Кипр и многочисленные Кикладские острова. Царь Сидона Филокл был ревностным приверженцем обоих первых Птолемеев.

Во внутренней политике правление Птолемея I означало новый этап. Это верно в отношении не только местного населения Египта, но и других народов, населявших Птолемеевскую державу. Вообще вполне вероятно, что Птолемей развил далее некоторые принципы политики Александра Великого . Особая задача заключалась для него в том, чтобы установить некоторый modus vivendi между греко-македонским правящим слоем и коренными жителями. Было бы большим заблуждением считать, что египтяне являлись просто объектом беспощадной эксплуатации. Птолемей хорошо знал, что они значат для него: они были неоценимой рабочей силой. Поступление податей в Египте зависело в конечном счете от доходов сельского хозяйства, которое давало средства к существованию большей части коренного населения.

Птолемей был неутомим в том, что касалось развития и демонстрации главных черт эллинистического идеала царской власти: царь был благодетелем, спасителем и защитником своих подданных. При этом, в принципе, не делалось никакого различия между греками и негреками. В основном это представление восходит к чисто греческим идеям. Однако мир фараонов не мог не коснуться Птолемея I. Поэтому в изображениях царя на древних памятниках тесно переплетаются греческие и древнеегипетские черты, причем последние проступают при его преемниках тем явственнее, чем больше времени продолжалось правление династии Птолемеев.

С местными крупными землевладельцами Птолемей поладил, но решающего влияния на управление страной они не имели. В этом отношении он заметно отличался от своего кумира - Александра, который привлекал персидскую аристократию к делам управления. В том, что Птолемей перенес резиденцию правительства из Мемфиса в Александрию, определяющую роль сыграли внешние причины: Александрия имела ни с чем не сравнимое местоположение для осуществления связей с Сирией и бассейном Эгейского моря и была одной из лучших морских гаваней древнего мира, уступая, пожалуй, только Карфагену. Основав в Верхнем Египте город Птолемаиду, Птолемей создал особый центр, принявший на себя функции главного города провинции. В отличие от Селевкидов египетский правитель придерживался мудрого ограничения при основании новых городов: он не был заинтересован в том, чтобы создавать автономные или хотя бы полуавтономные городские центры, поскольку это способствовало бы возникновению новых проблем в управлении страной.

Когда после битвы при Газе (312 г.) Птолемей поселил на равнинных землях Египта 8 тыс. военнопленных, это было связано с определенной милитаризацией страны. Эти пленные были зачислены в войско Птолемея и служили ему весьма надежной поддержкой среди огромной массы египтян, более чем в десять раз превосходивших числом греков и македонян. Египет был страной, где власть принадлежала меньшинству чужеземцев, а коренные египтяне были исполнителями повинностей в пользу иноземной династии, - состояние, к которому они, правда, издавна привыкли. Опорою власти Птолемея I были войско и налоги. С их помощью он мог осуществлять весьма удачную внешнюю политику, которая вполне отвечала интересам страны и династии. К советникам Птолемея I принадлежал прежде всего Деметрий Фалерский, подавший идею основания в Александрии Музея, а также египетский жрец Манефон из Себеннита. Ему мы обязаны историей фараонов, написанной на греческом языке. К сожалению, она дошла до нас лишь в немногих фрагментах.

Основание Музея в Александрии имело огромное значение. Благодаря созданию этого очага научной и исследовательской деятельности, Александрия стала центром эллинистической науки, образцом для других подобных учреждений. Первые годы своего правления Птолемей, разумеется, должен был употребить на строительство и расширение новой столицы. Архитектор Сострат Книдский соорудил маяк на острове Фаросе, который позднее причислили к семи чудесам света. План города был создан Динокритом Родосским. Александрия имела форму хламиды, т.е. параллелограмма, обрезанного по всем четырем углам. От зданий почти ничего не сохранилось, поскольку город многократно перестраивался.

Деметрия Фалерского занесла в Египет из Афин судьба, полная превратностей. В качестве наместника македонского правителя Кассандра он за десятилетие - с 317 до 307 г.- еще раз превратил Афины в цветущий город, однако затем, когда тот оказался под властью Антигона и Деметрия Полиоркета, должен был покинуть их. В Египет он прибыл, по-видимому, только после смерти Кассандра (вероятно, в 298 г.). К Деметрию Фалерскому и восходит идея создания ученой академии в Александрии. По греческой традиции она называлась Музеем. Это означало, что труд ученых находился под покровительством муз. Уже пифагорейцы воздвигали алтари музам, но истинным образцом послужила школа перипатетиков под руководством Аристотеля и Феофраста в Афинах, из которой и вышел и сам Деметрий Фалерский.

Вряд ли было случайностью, что среди первых ученых в Александрии находились два врача - Эрасистрат и Герофил, первый из которых был учеником Феофраста. С этими двумя именами связано блестящее начало медицинской науки в Александрии. Рассказывали, что Герофил занимался даже вивисекциями, производимыми на преступниках, которые специально для этой цели предоставлялись в его распоряжение. Знаменит также математик Эвклид, который якобы сказал старшему Птолемею: «Для царя не может быть особого пути к математическому знанию». Это, правда, весьма сомнительно, но тем не менее анекдот точно характеризует как смелую откровенность Эвклида, так и любознательность царя, качества, несомненно, исторически вполне достоверные. Филолог Филит, назначенный воспитателем наследника престола, впоследствии Птолемея II , был уроженцем острова Коса. Он в одном лице объединял ученого и поэта. К его ученикам принадлежал Зенодот, вошедший в историю филологии как строгий критик Гомера. Современники, правда, отпускали язвительные шутки на счет этих «откормленных в Музее бумагомарателей», но это не помешало позднейшим Птолемеям всё более расширять и оснащать инвентарем это научное учреждение, с которым была объединена большая библиотека.

Александрийский Музей стоит у колыбели всех ученых академий, ему подражали в Риме и Византии, и даже средневековые университеты связаны преемственной нитью с этим, выражаясь современным языком, исследовательским центром. Велико было значение огромной библиотеки: она содержала несколько сотен тысяч папирусных свитков, которые находились в распоряжении ученых для их занятий. Только благодаря многочисленным рукописям александрийской филологии удалось, например, углубиться в проблему текста гомеровских поэм и, взяв за основу лучшие манускрипты, установить текст, который был принят всеми последующими поколениями.

Птолемей, несомненно, находил удовольствие в развитии этих занятий, так как сам проявлял большой интерес к литературному труду, если не к поэзии, то во всяком случае к историографии. В нем жило воспоминание о великом царе Александре , сподвижником которого он был в Азиатском походе. После того как Птолемей распорядился перевезти тело Александра в Египет, он принял твердое решение поведать о делах царя последующим поколениям в специальном историческом труде и с этой целью делал для себя записи. Очевидно, ему были доступны также «Эфемериды» Александра . Но лишь в пожилом возрасте Птолемею удалось приступить к осуществлению своего замысла. Сомнительно, однако, чтобы это случилось лишь в самые последние годы его жизни, как утверждается в ряде новейших исследований, ибо следует считаться с тем, что после битвы при Ипсе (301 г.), когда царю было за шестьдесят, он, видимо, уже располагал необходимым досугом для этого. Потомкам сложно оценить этот труд по достоинству, так как, за исключением очень немногих сохранившихся под именем Птолемея фрагментов, это произведение приходится воссоздавать по «Анабасису Александра» Арриана, причем взгляды современных исследователей на эту проблему существенно расходятся. В то время как Эрнст Корнеманн, например, отводит заимствованиям из Птолемея в труде Арриана весьма большое место, другие, подобно Г.Штрасбургеру, убеждены в противоположном. И тот, и другой взгляд имеют свои преимущества, однако вторая гипотеза, кажется, ближе к истине.

Соразмерную с достоинством Александра оценку его деяний и его личности - вот что хотел дать Птолемей. При этом, естественно, автор не отодвигал себя на задний план. Конечно, надо критически взвешивать сообщения Птолемея, как это, скажем, сделано в книге Якоба Зейберта, однако в целом остается верным общепринятое мнение о том, что изложение Птолемея вполне может служить основой для воссоздания образа Александра . Насколько автору удалось воздать должное феноменальным качествам юного царя-победителя - это уже другой вопрос. Возможно, на него не смогут ответить даже в будущем, поскольку для этого отсутствуют необходимые предпосылки. Нельзя не учитывать далее, что труду Птолемея, когда тот приступил к его написанию, предшествовало романтическое изображение Александра , связанное с именем Клитарха из Александрии.

Легенда об Александре начала складываться уже при жизни царя, а после его смерти и вовсе разрослась невероятно. Труд царя Птолемея следует рассматривать как реакцию на эти романтические истории об Александре . Это не означает, что Птолемей полностью исключил из своего сочинения романтические элементы. Подтверждением обратному могут служить рассказы о походе Александра в оазис Сива, во время которого ему - именно по свидетельству Птолемея - будто бы служили проводниками две змеи. И всё же, в общем и целом, в труде Птолемея господствовала объективность, можно даже сказать - трезвость, какая была к лицу именно сочинителю-солдату. О демонической сущности Александра в этом труде не говорилось ни слова. Равным образом и проблема народонаселения и, в частности, принципиально важный вопрос, как мыслил себе Александр отношения с различными этническими компонентами своей империи, в особенности с персами, - всё это, если только здесь вообще позволено иметь суждение ввиду фрагментарного состояния традиции, было оставлено Птолемеем в стороне. И всё же, как хотелось бы узнать мнение Птолемея по этому поводу! Ведь он стоял в Египте перед лицом совершенно схожей проблемы национальных отношений.

Однако эти вопросы были еще весьма злободневными ко времени написания труда об Александре - нельзя было ожидать от правителя, чтобы он в литературном труде принципиально высказался по этому поводу. Впрочем, никто не упрекнет Птолемея в нежелании в этой работе увенчать славой других диадохов, своих конкурентов и противников. Наоборот, неудивительно, что своего соперника Пердикку он посмертно укоряет в том, что тот слишком мало беспокоился о дисциплине своих солдат, а заклятый враг Птолемея - Антигон Одноглазый, насколько мы можем судить, и вовсе был обойден молчанием в птолемеевской истории Александра . Можно счесть это поведение царя мелочным, но и царь - всего лишь человек, его симпатии и антипатии, естественно, отразились и в его историческом труде. Кстати, этому можно найти много параллелей и в древности, и в новое время, так что в поведении Птолемея нет ничего странного.

Арриан, грек из Никомедии, живший четыре столетия после Птолемея (приблизительно 95-175 гг. н.э.), очевидно, хорошо понимал, почему он взял труд Птолемея за основу для своей собственной книги об Александре . В своем сочинении Птолемей выступает как полководец и политик, опыт, приобретенный за долгую жизнь, научил его тому, как выявить существенное в биографии Александра и оставить в стороне всё незначительное.

Птолемей I был женат трижды, первый раз - на Артакаме, дочери Артабаза, с которой он вступил в брак во время массовой свадьбы в Сузах. Его второй женой была Эвридика, дочь Антипатра, которому несколько диадохов приходились зятьями, ибо он мог похвалиться солидным числом дочерей. От второго брака Птолемея происходил Птолемей Керавн («Перун»), вошедший в историю диадохов как страшный злодей, потому что после битвы при Курупедионе (281 г.) убил своего друга и покровителя Селевка I .

Сыном второй жены Птолемея был также Мелеагр. Кроме того, было еще два сына и несколько дочерей: Лисандра, Птолемаида и Феоксена. Им всем суждено было сыграть видную роль в брачных связях диадохов. Так, Лисандра первым браком была замужем за Александром, сыном македонского правителя Кассандра, вторым браком - за Агафоклом, сыном Лисимаха Фракийского. Оба властителя - Кассандр и Лисимах - были убежденными партикуляристами, и это, несомненно, следует принять во внимание при оценке брачных связей их сыновей с дочерьми Птолемея. Вторая дочь, Птолемаида, вышла замуж за Деметрия Полиоркета, а третья, по имени Феоксена, - за сиракузского тирана Агафокла. Заключение последних двух браков было обусловлено стремлением Птолемея I к господству на море.

Но в конечном счете брак Птолемея с Эвридикой оказался расторгнутым, поскольку Лагид исключил из престолонаследия своего старшего сына Птолемея Керавна и назначил преемником сына Береники - Птолемея , прозванного позднее Филадельфом. К тому времени Птолемей уже давно был близок с македонянкой Береникой, и от этой связи у него было четверо детей: родившийся в 308 г. на Косе Птолемей (позднее унаследовавший трон), затем Лисимах, бывший много моложе своего брата, и две дочери - Арсиноя (позднее вышедшая замуж за фракийского царя Лисимаха) и Филотера. Тем не менее Беренике пришлось ждать довольно долго, пока она наконец стала законной супругой Птолемея (вероятно, лишь к 290 г. до н.э., когда Птолемею давно уже было за шестьдесят). Кстати, Береника совершенно подчинила своему влиянию престарелого супруга. Она была повинна в том, что Птолемей Керавн был отстранен от престолонаследия и на его место поставлен ее собственный сын, Птолемей . Помимо этого у Птолемея I было еще трое детей, которых ему родила Таис. В отношении престолонаследия они, естественно, в расчет не шли.

Семейная жизнь Птолемея I укладывается в обычные рамки частного быта диадохов, придерживавшихся, как правило, моногамии. Разумеется, из-за большого числа детей от разных браков возникали трудности, распространявшиеся и на область политики, но в общем Птолемей вполне справлялся с ними. Последствия отстранения Птолемея Керавна от престолонаследия должен был испытать на себе Селевк I .

Так или иначе, в сыне Береники, позднейшем Филадельфе, Птолемей I нашел достойного преемника.

Птолемей умер в конце 283 г. (возможно, лишь в начале следующего года). За два года до этого он назначил своего сына Птолемея соправителем, и таким образом смена правления в империи Лагидов могла совершиться без всяких трудностей.

Потомство не откажет Птолемею I в признании его заслуг в качестве правителя Египта. Он осознал, что эта страна способна составить надежную основу его господству, если он возьмет под свой контроль земли к востоку и западу от Египта и укрепит общее державное положение страны созданием в Восточном Средиземноморье морской империи. Это удалось Птолемею I во всех отношениях. Не следует, однако, упускать из виду, что время работало на него. Центробежные тенденции времени диадохов, вполне осознанно подхваченные Птолемеем, определенно брали верх над идеей единства империи, которую отстаивали в первую очередь Пердикка и Антигон Одноглазый. После смерти Александра было лишь вопросом времени, когда созданная им великая всемирная империя распадется на ряд отдельных держав. Птолемей мог не спешить, но битва при Ипсе (301 г.) окончательно доказала его правоту, хотя он сам и не принадлежал в данном случае к числу непосредственных участников борьбы. Его особой заботой было осуществление с помощью своих дочерей умной и дальновидной брачной политики, и если присмотреться к внушительному числу его зятьев, то надо будет отдать должное Лагиду - его брачная политика была успешной. В ней, как и в других политических областях, проявляется мудрая расчетливость Птолемея I.

Великими, наконец, были его свершения в качестве правителя основанной им Птолемеевской державы. Окруженный чужим, безразличным ко всему населением, язык которого он не понимал, царь с помощью своих солдат, чиновников и инженеров добился больших успехов, в частности, и в развитии науки, для которой он, создав Музей, подготовил внушительную учебную и исследовательскую базу. В то время как персам в течение их почти двухсотлетнего господства так и не удалось связать накрепко Египет с остальной империей, Птолемей вступил на другой путь, который в конце концов привел к успеху: он призвал египтян к сотрудничеству - в первую очередь их влиятельное жречество, а также огромные массы феллахов, чувствовавших себя не так уж плохо под его патриархальным управлением.

Так как Нильская долина во времена Птолемея I оставалась не затронутой войнами, сорок лет его правления знаменовали собой период бурного расцвета. Как бы ни было неоспоримо превосходство военной силы, Птолемей всегда был убежден в том, что народом нельзя управлять, применяя лишь насилие. Разумеется, между коренными египтянами и пришедшими в страну македонянами и греками существовала своего рода стена. В этом отношении политика Птолемея I была шагом назад по сравнению с Александром , которого он так высоко почитал, учредив в его честь различные культы, в особенности в Александрии. Однако проводившаяся Лагидом политика отвечала необходимости, она была навязана ему внешними обстоятельствами.

Войско и управление, а также финансы являются во все времена становым хребтом любого цивилизованного государства, но здесь была еще нужда в надежном правящем слое, какой могли составить только македоняне и эллины.

Птолемей это сознавал и действовал, придерживаясь этого принципа. Когда он почти в восьмидесятилетнем возрасте ушел из жизни, Египет вместе с сопредельными областями - Киренаикой, Кипром и Келесирией - бесспорно был наиболее хорошо управляемым государством среди тех монархий, которые возникли из мировой империи Александра . Курс его валюты был высок, с многочисленными правителями и городскими общинами им были установлены прочные узы дружбы, существенные экономические и административные проблемы были Птолемеем I либо уже разрешены, либо же, по меньшей мере, подведены к решению. Наконец, от деятельности александрийской ученой академии можно было ожидать новых научных достижений. Обязанности, возложенные на него властью, были исполнены Лагидом добросовестно. Кроме того, он основал династию, названную по его имени династией Птолемеев, которая правила Египтом по 30 г. до н.э. Среди позднейших царей из дома Птолемеев были правители (и правительницы) более или менее значительные, но для всех них основатель династии оставался образцом, преклонение перед которым было возведено в культ, а память чтилась во все времена.