Сообщение о 8 крестовом походе. Восьмой крестовый поход (1270)

Крестовые походы Нестеров Вадим

Восьмой крестовый поход (1270)

Восьмой крестовый поход

Этот поход имел еще более плачевные последствия и в итоге оказался последним. Высадившись в 1270 г. в Тунисе, Людовик Святой скоропостижно умер – началась эпидемия моровой язвы, унесшая почти все крестоносное войско во главе с королем.

Лозунги и призывы к освобождению Святой земли раздавались и далее, но поддержки они уже не встретили.

Во второй половине XIII в. последние владения крестоносцев в Палестине покоряются мусульманам: в 1268 г. была захвачена Антиохия, в 1289 г. сдался Триполи, в 1291 г. пала Акра.

Так в 90-х гг. XIII в. завершился грандиознейший проект западной цивилизации, начавшийся ровно 200 лет назад, в 90-х гг. XI в.

Завершилась эпоха Крестовых походов – и завершилась бесславно. Единственным территориальным приобретением оставался остров Кипр, который сохранялся за крестоносцами до XV в., а его правитель носил титул короля Иерусалимского; затем остров перешел к венецианцам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Желтый крестовый поход В 1253 г. на зеленеющих берегах извилистых верховьев Онона состоялся очередной курилтай монгольского народа-войска. Было принято решение завершить войну в Китае, для чего был назначен царевич Хубилай, и освободить от мусульман Иерусалим, что было

автора Жуанвиль Жан де

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Последняя любовь Людовика Святого Седьмой и Восьмой крестовые

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Первый крестовый поход К моменту, когда участники Первого крестового похода двинулись в путь, территории Восточного Средиземноморья были поделены между тремя державами:- Византийской империей, греческой и христианской, которая в результате нашествия

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

автора

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 12 Восьмой крестовый поход (1270–1271 гг.)

Из книги Крестовые походы. Том 2 автора Грановский Александр Владимирович

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Восьмой крестовый поход и третья трагедия Европы XIII в. После победы над монголами положение Египта в Палестине и Сирии очень укрепилось. Новый египетский султан Бейбарс, выдвинувшийся из среды мамлюков, решил пойти по следам Саладина и покончить с франкскими

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Четвертый крестовый поход Испытывая неимоверные трудности, Иерусалимское королевство с трудом отражало натиск мусульман; в 1187 г. христиане потеряли Иерусалим, а следом Акру и Лаодикею. Венеция не слишком рьяно откликнулась на призыв папы, организовавшего 3-й крестовый

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Из книги Крестовые походы автора Нестеров Вадим

Что такое «крестовый поход»? В конце XI в. произошло событие, ставшее одним из центральных в европейской истории: тысячи людей со всей Европы двинулись в поход за тридевять земель, освобождать Гроб Господень. Началась эпоха Крестовых походов…Слово «крестоносец»

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XXIII Восьмой крестовый поход и последнее поражение В отчаянии Папа Климент IV стал снова просить помощи у всех европейских королей. Король Людовик IX, отец одиннадцати детей, которому было уже 54 года, вновь откликнулся на призыв. Среди его потомков был и молодой внук

И отъезда Людовика IX во Францию Сирия и Палестина пришли в состояние полного хаоса. Не стало больше ни Иерусалимского королевства, ни иерусалимского короля: каждый город имел своего властителя и свое управление; венецианцы, пизанцы и генуэзцы, составлявшие значительную часть населения приморских городов, без конца боролись друг с другом; то же происходило и с духовно-рыцарскими орденами, которые вели между собой истребительную войну, не знающую конца. 7
В то же время к власти в Египте пришел новый султан. Его звали Бейбарс - бывший раб, купленный на берегах Окса, который сумел захватить трон, став командующим телохранителями предыдущего султана.
В 1260 году он стал единственным из монархов, кто смог нанести поражение непобедимым монголам.
Это был властолюбивый государь, который с тех пор приобрел такую же власть, какою некогда пользовался Саладин, и который и способен, и склонен был продолжать во всех главных пунктах политику своего великого предшественника.
Еще будучи туркменским рабом, с темным цветом кожи, он вошел в ряды египетских мамлюков и в короткое время достиг среди них большой славы своими военными способностями.

Ислам в большей мере был обязан ему победой над Людовиком IX, и хотя он с тех пор два раза направил смертоносное оружие против правителей Египта, но даже эти злодеяния только увеличивали боязливое почитание, с которым мусульманский народ смотрел на лютого героя.
Будучи султаном, он был так же неизменно вероломен и жесток к соперникам или врагам, как прежде, когда был эмиром, но во всех других отношениях он выполнял свою правительскую задачу не только с должною мудростью, но также и с большим благородством.

Как добрый магометанин, он пунктуально исполнял предписания корана, сам жил воздержанно, принуждал свои войска к такой же умеренности и при помощи религиозных возбуждений поощрял их к отваге. Справедливый к своим подданным, какого бы племени и какой бы веры они ни были, он, несмотря на самую ужасную строгость, дал народным массам чувство безопасности и самодовольства; и хотя он, как второй Саладин, считал главной задачей своей жизни борьбу с на Востоке до полного его истребления, но все-таки он был политически беспристрастен и достаточно проницателен, чтобы не пренебрегать полезными союзами с некоторыми европейскими державами.
При нем Египет стал более мощным, чем когда-либо, и почти все владения крестоносцев в Святой земле оказались захвачены. Начав с взятия Назарета и сожжения церкви Божьей Матери, затем он устремился в Кесарию, все население которой было предано смерти или рабству, и на Арсуф, который был превращен в развалины.
Совершив паломничество в Иерусалим, чтобы призвать себе на помощь Мухаммеда, Бейбарс овладел городом Сафедом на самой высокой горе Галилеи и вырезал защищавших его тамплиеров, хотя те сдались на капитуляцию.
Вскоре и Яффа, укрепленная Людовиком IX, оказалась в руках неумолимого врага христиан, перебившего ее жителей и предавшего город пламени.
Самым же великим бедствием для наследников крестоносцев было падение Антиохии – города, стоившего стольких страданий и крови товарищам Готфрида Бульонского. 7
Низвергнутый иерусалимский император Балдуин и многочисленные ходоки из Сирии и Палестины, собирая милостыню в Европе, тщетно умоляли о помощи; хотя в нескольких государствах и попробовали проповедовать новый крестовый поход в Святую землю , на этот раз никто не принял Креста. На священную войну теперь смотрели как на роковое несчастье; кафедры, с которых раньше столь активно призывали к действию, хранили унылое молчание, а иной раз можно даже было услышать или прочитать нечто, сильно смахивающее на кощунство.
Так, один поэт, описав бедствия Святой земли , закончил восклицанием:
«Безумен тот, кто пожелал бы вступить в борьбу с сарацинами, когда сам Иисус Христос оставляет их в покое, допуская торжествовать одновременно и над франками, и над татарами, и над народами Армении, и над народами Персии.
Всякий день христиане подвергаются новым унижениям, потому что Он спит, этот Бог, свойством которого было бодрствование, между тем как Магомет является во всей своей силе и ведет вперед свирепого Бейбарса». 7
Людовик IX чувствовал себя виновным в этих новых бедствиях и, помня свое позорное поражение, решился попробовать еще раз и стал помышлять о новом нападении на Египет.
Карл Анжуйский в своем новом статусе короля помышлял совершенно об ином. Карл все еще грезил Константинополем и своим главным врагом считал Византию. Он видел в Бейбарсе потенциального друга и союзника.
Карл был против нападения на Египет и утверждал, что вместо этого нужно напасть на Тунис, который был, в конце концов, также мусульманским. Тунис был намного ближе к Франции - всего лишь в девяноста милях к западу от самого западного полуострова Сицилии. Объединенная франко - сицилийская армия могла бы укрепиться в Тунисе и взять Центральное Средиземноморье под контроль Капетингов.

Но основной причиной желания Карла Анжуйского направить крестовый поход изначально на Тунис было следующее: «Тунис платил дань Сицилийскому королевству, пока там господствовали Штауфены. С тех пор, как Карл Анжуйский прибыл в Палермо для правления, эмир прекратил уплату дани, и его страна сделалась в то время убежищем для приверженцев Штауфенов, которые угрожали оттуда положению французов в южной Италии.
Поэтому король Карл, без сомнения, прежде всего старался о том, чтобы направить силу крестоносцев против Туниса, и благочестивый Людовик, когда его подкупила к этому походу ловкая игра, был только жертвою эгоистических расчетов...» 6
Тогда можно было двинуться дальше, на Восток. Карл представлял это движение на Восток в направлении Константинополя, но, по-видимому, не потрудился посвятить своего брата-романтика во все детали гениального плана. 5
В 1266 году Людовик IX обратился к папе Клименту IV с просьбой в организации нового крестового похода , который после некоторых колебаний, внушенных ему чувством ответственности, наконец одобрил намерение короля.
В 1267 году Людовику IX исполнилось пятьдесят три года, и он уже ощущал свой возраст. Он объявил о решении идти на Тунис и начал приготовления.
В марте 1267 года Людовик созвал вельмож своего государства в Париж и перед их глазами принял крест.
Его брат, граф Альфонс Пуатье, который уже несколько раньше дал обет паломничества, тотчас присоединился к нему. Сыновья Людовика - Филипп, Иоанн, Тристан и Петр - немедля последовали примеру отца.
Король Тибо Наваррский, графы Артуа, Бретанский и Фландский и многие другие французские владетели тоже заявили себя готовыми принять участие в крестовом походе на Восток. 6
Но большинство рыцарства Людовика совсем не имело желания снова жертвовать имуществом и кровью ради безнадежной войны против ислама.
Его старый друг Жуанвилль, который сопровождал короля в предыдущем Крестовом походе , категорически заявил Людовику, что это величайшая глупость, и отказался сопровождать его во второй раз.
Около трех лет было затрачено на подготовку. Деньги собрать оказалось непросто. Если духовенство, хотя и с неудовольствием, уплачивало папскую десятину, то светская знать проявляла упорство. Князья и бароны не желали по примеру прошлых лет ради химеры закладывать свои земли и замки.
Король прибегнул к поголовной подати, собиравшейся в самых экстренных случаях, но собрать удалось немного. Кончилось тем, что Людовик взял путевые издержки на себя и (случай беспрецедентный) согласился платить жалованье своим знатным вассалам. 7
Между тем король Людовик прилежно продолжал вооружаться и приобретал союзников. Его брат, король Карл Сицилийский, готов был принять участие в походе с большим войском. Английские принцы Эдуард и Эдмунд, сыновья Генриха III, вместе со многими знатными людьми своей родины приняли крест и, благодаря займу у французов, получили возможность набрать видное войско.
Наконец и среди храбрых фризов еще раз возбудилось прежнее желание к яростному бою с «язычниками», так что тысячи давали обет паломничества, и был приготовлен к отплытию могущественный флот. Когда с этим надежды на успех предприятия увеличились, Людовик решил начать поход, весной 1270 года.
Прежде чем покинуть свою страну, он по-возможности позаботился об устранении в ней всякой вражды, удовлетворял тех, кто мог иметь к нему какие-нибудь притязания, и щедрою рукою приводил в порядок имущество своих детей, как будто предчувствуя свой близкий конец...
Затем он принял в Сен-Дени орифламму, пилигримский посох, суму и отправился в Эг-Морт, сборное место своего войска.
Но посадка войска Христа на корабли на некоторое время затянулась: за флотом для переправы Людовик обратился к венецианцам и генуэзцам, но Венеция, из боязни помешать своей торговле с Египтом, не осмелилась исполнить просьбу короля, а Генуя, поставившая в конце концов значительное число кораблей с многочисленной корабельной прислугой, не доставила их вовремя в Эг-Морт. Между тем среди собравшихся пилигримов началась кровавая распря, которую Людовику удалось с трудом усмирить. 6
Однако Людовик все же покинул Францию и через несколько дней, в которые крестоносцам пришлось перенести сильную бурю, они достигли ближайшей цели, гавани Кальяри на сардинском берегу. Здесь крестоносцы держали военный совет, и было решено и объявлено, что войско двинется не прямой дорогой в Сирию, и не в Египет, а сначала в Тунис.
Эту внезапную новость объяснили воинству креста тем, что якобы эмир Тунисский имел желание принять христианство. Если бы это утверждение оказалась ошибочным, то, во всяком случае, было очень желательно отнять у правителя Египта подкрепления, которые он получает из Туниса воинами, лошадьми и оружием, кроме того, этот город так богат, что завоеванием его христиане получили бы большие вспомогательные средства для дальнейшей войны с мусульманами...
15 июля король Франции Людовик IX отбыл с пилигримами из гавани Кальяри и через несколько дней, 17 июля прибыл на тунисский рейд.

На следующий день все крестоносное войско высадилось на узкой полосе берега между морем и Тунисским озером. Мусульманские войска были близко, но не решались нападать.
19 и 20 июля произошли сражения, в которых христиане без большого труда победили неприятеля и двинулись с этой полосы берега до древнего Карфагена, где они нашли место для своего лагеря.
Тунис находился в серьезной опасности, потому что там не ожидали такого сильного нападения и в данную минуту чувствовался даже недостаток в съестных припасах. Между тем эмир собрал как можно скорее свои военные силы, заключил множество христиан, находившихся в его власти, в заложники и угрожал им смертью, если французы двинутся против его столицы. Кроме того, Бейбарс в письме подбодрял его к защите, обещал ему помощь и действительно принял меры к тому, чтобы дойти из Египта до Туниса с сухопутным войском.
Лучшим спасением для тунисцев оказались, однако, ошибочные действия короля Людовика, который, как прежде на Ниле, так и теперь в Карфагене, не сумел закрепить полученный успех. Может быть, король Людовик все еще думал, что кровопролитные сражения не нужны, потому что мусульманский враг в самом скором времени> превратится в христианского друга, но во всяком случае король решил не начинать более крупных предприятий, пока в лагерь не прибудет король Карл с сицилийским войском. Он совершенно отказывался разбить противника быстрыми ударами, а напротив, довольствовался укреплением своего лагеря, чем дал возможность тунисскому эмиру подготовить самое сильное сопротивление. 6
Но Карл Анжуйский заставил себя ждать несколько недель, а тунисский властитель, вместо того чтобы обратиться в христианство, собрался с силами, и посланец его объявил, что князь явится «принять крещение на поле боя».
Единственный успех, которого крестоносцы достигли при этих обстоятельствах, было завоевание так называемого карфагенского замка. Генуэзцы, требовавшие этого захвата и получившие на него позволение, 23 июля взяли приступом это сильное укрепление, но после этого христиане ограничились тем, что только отражали от своего лагеря нападения мусульман, которые вскоре начались и с каждым днем становились все смелее.
Мало того, благодаря предубеждениям, с которыми начал поход король и, по крайней мере, часть его соратников, неприятелю удалось обмануть их глупейшим образом. Однажды три знатные мусульманина пришли к форпостам и выразили желание перейти в христианство; хотя они и были захвачены в плен, но их словам поверили. Тотчас после того явилось около сотни мусульман, которые также просили крещения, и, пока с ними велись переговоры, пришла большая толпа неприятелей, бросилась с оружием на христиан, и, раньше чем ее удалось прогнать, было убито шестьдесят христиан...
Те трое пленных, которых привлекли к допросу об этом нападении, заявили, что оно, очевидно, было сделано их врагами, и что если их отпустят на волю, то они на другой же день возвратятся более чем с двумя тысячами единоверцев и с большим количеством съестных припасов. Их действительно отпустили, но, конечно, они больше не появились... 6
В августе 1270 года, в период самой сильной жары, среди крестоносцев началась дизентерия. Первыми жертвами стали графы Вандомский и де ла Марш, затем Монморанси, де Бриссак и другие. Наконец стало умирать столько народа, что пришлось сваливать трупы в общие ямы.
Людовик старался поддержать бодрость рыцарей креста , но вскоре и сам захворал. Болезнь быстро прогрессировала. Людовик был уже очень слаб и потому можно было предвидеть дурной исход его болезни и действительно, Людовик вскоре почувствовал приближение своей смерти.
Однако, верный своему долгу и благочестивый, он, пока мог, заботился о крестоносцах , дрожащей рукой написал знаменитое, мудрое и теплое поучение своему сыну и наследнику престола Филиппу, потом погрузился в усердную молитву и скончался спокойно и мирно 25 августа 1270 г.
Сын Людовика Филипп, сам больной, среди общей скорби принял присягу от вождей и воинов, после чего стал новым королем Франции, Филиппом III.


Трем прелатам, бывшим при кончине Людовика, было поручено отправиться с печальным известием на Запад. В своем послании французам новый король просил молиться об упокоении души отца и обещал во всем следовать его примеру.
Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени.
Немедленно после кончины Людовика вопрос о канонизации его был поднят сыном его, Францией и Европой, единодушно прославлявшими святость благочестивого короля.
11 августа 1287 года папа Бонифаций VIII причислил благородного покойника к лику святых...
Смерти одного этого человека было достаточно, чтобы совершенно изменить характер крестового похода .
Наследник и нынешний король Филипп III Смелый не обладал мечтательным паломническим настроением своего отца. К тому же, в самый час смерти святого Людовика, в лагерь пилигримов прибыл король Карл Сицилийский со своими войсками и кораблями и потому крестовый поход мог преследовать только ясно определенные политические и военные цели.
Мусульмане после смерти Людовика становились все смелее в своих нападениях на лагерь крестоносцев , поэтому короли Карл Сицилийский, Филипп Французский и Тибо Наваррский принимали бой везде, где могли: сначала в ходе нескольких сражений оттеснили неприятеля от своего лагеря, затем частью своего флота заняли тунисские воды и наконец еще раз обратили войско мусульман в бегство, неподалеку от их столицы. Этим было достигнуто основание к заключению мира.
Основная масса христианского войска требовала штурма и разграбления богатого Туниса. Но ни у Карла, ни у Филиппа не было желания осаждать Тунис, завоевать его и удерживать силами дорогостоящего гарнизона.
30 октября был заключен мирный договор, пункты которого определили дальнейшее мирное сосуществование христиан и мусульман в Тунисе, в частности:
подданые государств, заключивших договор, могут беспрепятственно и свободно жить в землях обеих сторон;
в областях Туниса не должны мешать христианскому духовенству строить церкви, учреждать кладбища и там громко молиться и проповедовать как на родине;
никто из государей, состоящих в договоре, не потерпит в своей земле мятежных подданных другого;
пленные будут выданы обеими сторонами без выкупа;
христианские короли немедленно очистят область Туниса;
эмир заплатил им в три срока военные издержки в 210000 унций золота (около восьми с половиной миллионов марок немецкими деньгами), кроме того будет вносить вдвойне прежнюю дань Сицилийскому престолу и отдаст всю невыплаченную дань за пять лет... 6
В течение ноября французы и итальянцы покинули африканский берег и прибыли вскоре на Сицилию. Из Сицилии должен был продолжиться крестовый поход , но так как король Филипп желал вернуться в свое королевство, а большинство пилигримов было сильно истощено болезнями и лишениями (теперь еще один за другим умерли Тибо Наваррский и граф Альфонс Пуатье, брат Людовика IX), было решено на время отложить предприятие и собраться для окончания его только через три года...
Так закончился второй крестовый поход Людовика Святого.
С тех пор в Европе уже не нашлось силы, способной сплотить христиан на борьбу против мусульман и изгнать «неверных» из Святой земли ...
В начале XIII века монгольские кочевники из Центральной Азии под предводительством Чингисхана создали могущественную империю. Она простиралась от Северного Китая до Каспийского моря.
После смерти Чингисхана монголы повели войну со своими соседями на востоке и на западе. Между 1230 и 1233 гг. они завоевали Персию, в 1237 - 1238 гг. вторглись в Северо-Восточную Русь, а в 1240-м завоевали Южную Русь.
Весной 1241 г. они взяли Краков и вскоре уже были в Силезии, где против них выступило целое войско, но, как и все предыдущие, оно тоже было ими разбито. Вслед за этим они неожиданно появились и на Ближнем Востоке.
Весть о татаро-монгольском нашествии дошла до Италии и Франции. В 1245 г. папа Иннокентий IV послал в резиденцию монгольского хана францисканца Джованни дель Карпине, который должен был вступить с ним в переговоры и попытаться обратить его в христианство. В сущности, монголы уже были знакомы с идеями христианства, так как на Востоке давно существовали разрозненные христианские общины.
Когда в середине XIII века монголы вторглись в Палестину, их даже поддержало маленькое христианское государство армян. Армяне принимали участие и в захвате монголами сирийского города Алеппо.
В сентябре 1260 г. монголы потерпели первое поражение на Ближнем Востоке. Их победили египтяне в битве при Айн-Джалуте. Это поражение закрыло монголам путь в Северную Африку, а Египет стал самой могущественной державой всего этого региона.
Одержав эту победу, египтяне вступили в войну с соседними христианскими государствами и сумели изгнать крестоносцев из Палестины. 18 мая 1291 г. после долгой осады пал Аккон, а 19 мая - Тир. Падение Сидона произошло в июне, Бейрута - 31 июля. 4
Правда, рассеянные остатки христиан осели в Малой Азии. В Сирии, в Турции и в Ливане они сохранились и по сей день.
Но с господством крестоносцев было покончено раз и навсегда...

Источники информации:
1. «
» (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Успенский Ф. «История крестовых походов
3. сайт Википедия
4. Вазольд М. «Крестоносцы »
5. Азимов А. «История Франции: от Карла Великого до Жанны д"Арк»
6. Куглер Б. «История крестовых походов »
7. Мишо Ж. «История

Седьмой Крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 г. крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 г. сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 г. король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254 г.

В 1270 г. тот же Людовик предпринял последний, восьмой Крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 г. высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 г. пала Акра – последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала Крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147 г.), еретиков (см. Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в XIV-XVI вв., но они не включаются в общее число Крестовых походов.

Историки по-разному оценивают итоги Крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей и Крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Крестовым походам современная история придает чрезвычайно большое значение. В реконструкции новой хронологии их роль вырастает еще больше. Они определили дальнейшие события в Европе и Азии на несколько столетий.

В традиционной истории крестоносцы стремятся освободить Гроб Господень, который находится якобы в Палестине, в Иерусалиме. Но дело в том, что во времена Крестовых походов в Палестине города Иерусалима не было. На месте современного израильского Иерусалима тогда был маленький городок Эль-Кудс. Иерусалимом в те годы называли Царьград на Босфоре. Потом его стали называть Константинополь, сейчас Стамбул. Помните, дорогой читатель, мы с вами в начале книге говорили о перенесении географических названий. Так вот, Иерусалимом был назван палестинский городок Эль-Кудс только в XVII в. Поэтому позднейшие историки отнесли события Крестовых походов в Палестину.

На самом деле Крестовые походы были направлены не в Палестину, а на столицу Византии Царьград. Именно там и находился Гроб Господень. В летописи прямо записано: "Пришел Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собою дерево от Гроба Господня, а сам постригся на Хутине у святого Спаса".

Реальная цель Крестовых походов – перехватить власть в Византии. Для идеологического обоснования военных походов на Восток – в Новый Рим выдвинута идея "освобождения Гроба Господня от неверных". Этот лозунг хорошо известен по документам средних веков. Сторонники новой хронологии лишь предлагают взглянуть на него по-новому. По их мнению, на Западе, в частности в фемах-провинциях Франции, Германии, Италии, первичное христианство приобретает черты культа, хорошо знакомого по описанию "античных" авторов. Это вакхический оргиастический культ, вакхические праздники и т. п. На Востоке, в частности на Руси, удерживается форма первичного христианства – более строгая, сдержанная, даже отчасти аскетичная.

С годами назревают противоречия между "восточным христианством" и "западным христианством". Восточные христиане объявляются "неверными". Запад объявил "неверными" своих недавних собратьев по вере – восточные фемы. А поскольку восточные фемы теперь контролировали Царьград (Константинополь), в пригороде которого находилась гора Бейное, а на вершине этой горы была могила Иисуса Христа ("Гроб Господень"). На Западе, естественно, зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга – пойти войной на "неверных" и освободить Гроб Господень.

Именно поэтому Крестовые походы направлялись в основном на Царьград, т. е. на столицу империи.

Таким образом, Запад ответил на усиление Востока Крестовыми походами – военно-идеологическими мероприятиями. Это была борьба за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Грубо говоря, на "восточные" и "западные" религии.

Накопившиеся противоречия между Западом и Востоком выливаются в кровопролитную и затяжную войну с далеко идущими последствиями для всей истории Европы и Азии.

История Крестовых походов сегодня представлена в виде различных войн, которые мы часто относим в глубокую древность. Так, Крестовые походы отражены в традиционной истории как легендарная древняя Троянская война. Во многих документах она известна также как Тарквинийская война, Готская война и т. д.

В изложении, например, Гомера, под именем "греки" в ней выступал Запад, а под именем "троянцы", ТРК, или ТРНК, – Восток, т. е. готы, "монголы", турки, татары.

Эта война XIII в. н. э. разбивается на целую серию отдельных кровопролитных войн, что и описано, например, якобы "античным" Гомером, средневековым Прокопием.

В XIII в. исход Троянской войны (Крестовых походов) еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.

Но в целом победа склоняется в пользу Востока. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и жестоко разграблен западными армиями крестоносцев, но в 1261 г. под ударами восточных войск Константинополь переходит в руки армий Востока. На престол сажают никейского императора. В дальнейшем Никейская династия стала склоняться в сторону Запада. Восточным армиям снова пришлось брать Константинополь.

Восточные фемы Византийской империи стали объединяться вокруг Руси, получившей позднее на Западе название Ордынская Монгольская империя, или Монголия. Название "Монголия" в переводе с греческого означает "Великая". Монгольская империя означает "Великая империя".

Помимо русских в состав империи входили народы других национальностей. Формировалось многонациональное государство, превосходившее по своим размерам Российскую империю XX в.

Эта "битва народов" закончится в 1453 г. полным падением агонизирующей старой Византийской империи, захватом восточными войсками Константинополя. Таким образом, в итоге все-таки победил Восток.


| |

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности около 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

1 крестовый поход

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Крестовые походы, продолжавшиеся с 1096 по 1272 год, важная часть средних веков, изучаемых в курсе истории 6 класса. Это были военно-колонизаторские войны в странах Ближнего Востока под религиозными лозунгами борьбы христиан против «неверных», то есть мусульман. Кратко о крестовых походах говорить непросто, поскольку лишь важнейших выделяют восемь.

Причины и повод крестовых походов

Палестину, принадлежавшую Византии, в 637 году завоевали арабы. Она стала местом паломничества и христиан, и мусульман. Ситуация изменилась с приходом турок-сельджуков. В 1071 они прервали паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 обратился за помощью к Западу. Это стало поводом к организации похода.

Причинами, побудившими людей участвовать в опасном мероприятии, были:

  • стремление католической церкви распространить влияние на Восток и увеличить богатства;
  • желание монархов и знати расширить территории;
  • надежды крестьян на землю и свободу;
  • стремление купцов установить новые торговые связи со странами Востока;
  • религиозный подъем.

В 1095 году на Клермонском соборе Папа Римский Урбан II призвал освобождать святые земли из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Многие рыцари сразу приняли крест и провозгласили себя воинственными пилигримами. Позже определились и руководители похода.

Рис. 1. Призыв Папы Урбана II к крестоносцам.

Участники крестовых походов

В крестовых походах можно выделить группу основных участников:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • крупные феодалы;
  • мелкие европейские рыцари;
  • купцы;
  • ремесленники-мещане;
  • крестьяне.

Название «крестовые походы» произошло от нашитых на одежду участников изображений креста.

Первый эшелон крестоносцев составила беднота во главе с проповедником Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, переправились в Малую Азию. Последствия были печальны. Плохо вооруженное и необученное крестьянское ополчение турки разбили без труда.

Начало крестовых походов

Нацеленных на мусульманские страны крестовых походов было несколько. В первый крестоносцы выступили летом 1096 года. Весной 1097 они переправились в Малую Азию и захватили Никею, Антиохию, Эдессу. В июле 1099 года крестоносцы вступили в Иерусалим, устроив здесь жестокую резню мусульман.

На захваченных землях европейцы создали свои государства. К 30-м гг. XII в. крестоносцы потеряли несколько городов и территорий. Иерусалимский король обратился за помощью к Папе, а тот призвал европейских монархов к новому крестовому походу.

Основные походы

В систематизации информации поможет таблица “Крестовые походы”

Поход

Участники и организаторы

Основные цели и результаты

1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии

Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства

2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III

Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев

3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце

Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами. потерпели неудачу.

4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы

Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю

Детский (1212 г.)

Тысячи детей погибли или были проданы в рабство

5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие

Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.

6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен

18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.

7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

Французкий король Людовик IX Святой.

Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.

8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

Монгольские войска

Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья

Рис. 2. Крестоносцы.

Второй поход состоялся в 1147—1149 гг. Им руководили немецкий император Конрад III Штауфен и французский король Людовик VII. В 1187 султан Саладин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, отбивать который отправились в третий поход король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

Четвертый организовали против православной Византии. В 1204 крестоносцы беспощадно ограбили Константинополь, устроив резню христиан. В 1212 году в Палестину из Франции и Германии отправили 50 тыс. детей. Большинство из них стали рабами или погибли. В истории авантюра известна как «Детский крестовый поход».

После доклада Папе Римскому о борьбе с ересью катаров в области Лангедок с 1209 по 1229 год прошла серия военных кампаний. Это Альбигойский или Катарский крестовый поход.

Пятый (1217-1221 гг.) стал великой неудачей венгерского короля Эндре II. В шестом (1228-1229 гг.) крестоносцам передали города Палестины, но уже в 1244 они во второй раз и окончательно потеряли Иерусалим. Для спасения оставшихся там провозгласили седьмой поход. Крестоносцев разбили, а французский король Людовика IX попал в плен, где пробыл до 1254 года В 1270 он возглавил восьмой - последний и крайне неудачный крестовый поход, этап которого с 1271 по 1272 год называют девятым.

Крестовые походы Руси

Идеи крестовых походов проникли и на территорию Руси. Одно из направлений внешней политики её князей - войны с некрещёнными соседями. Поход Владимира Мономаха 1111 года на половцев, часто нападавших на Русь, называли крестовым. В XIII веке князья воевали с прибалтийскими племенами, монголами.

Последствия походов

Завоеванные земли крестоносцы разделили на несколько государств:

  • Иерусалимское королевство;
  • королевство Антиохия;
  • графство Эдесса;
  • графство Триполи.

В государствах крестоносцы установили феодальные порядки по образцу Европы. Для защиты своих владений на востоке строили замки и основали духовно-рыцарские ордена:

  • госпитальеры;
  • тамплиеры;
  • тевтонцы.

Рис. 3. Духовные рыцарские ордена.

Ордена имели важное значение в защите Святой Земли.

Что мы узнали?

Из статьи по истории мы узнали хронологические рамки походов, причины и повод к началу, основной состав их участников. Выяснили чем закончились основные военные кампании, каковы их последствия. По степени влияния на дальнейшую судьбу европейских держав походы крестоносцев можно сравнить с развернувшейся позже Столетней войной.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 880.