Смутное время (Смута). Основные события

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ

Доклад

Самозванцы периода Смутного времени

Выполнил студент 211 группы

факультета менеджмента

Леонидович

Г. Гатчина

Введение…………………………………………………………………2

    Лжедмитрий I……………………………………………….………..3

    Царевич Петр Федорович………………………………….………..7

    Лжедмитрий II……………………………………………………….9

    Лжедмитрий III………………………………………………..…….14

Заключение………………………………………………………….…..16

Список литературы………………………………………………….….17

Введение

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь половина правды, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество.

Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Самозванство в указанный период приобрело прямо-таки массовые масштабы. Помимо известных всем Лжедмитриев и «царевича Петра», до нас дошли сведения о существовании «чудом спасшегося» сына Бориса Годунова, Фёдора, а также целой плеяды «сыновей» Ивана Грозного: царевичей Осиновика, Августа, Лавра и др.

Цель данного реферата – рассказать о самозванцах, оставивших наиболее яркий след в истории Смутного времени.

1. Лжедмитрий I

15 мая 1591 года в Угличе погиб единственный законный наследник престола, сын Ивана Грозного, Дмитрий. Обстоятельства и истинная причина смерти царевича до сих пор являются объектом споров и исследований не только русских, но и зарубежных историков. Существуют две версии происшедшего: первая состоит в том, что Дмитрий погиб в результате несчастного случая, в припадке эпилепсии наткнувшись на нож, вторая же гласит, что было совершено намеренное убийство. В списке подозреваемых организаторов убийства находятся такие известные в то время фамилии, как Годуновы, Шуйские и Романовы. Р.Г. Скрынников пишет: «У московской знати были все основания желать смены династии на троне. Всё будущее династии Грозного сосредоточилось на младенце Дмитрии. Но среди бояр мало кого заботил вопрос о спасении этой династии… Не только Годуновы, но и Романовы и Шуйские одинаково отвергали возможность передачи трона младшему сыну Грозного». Однако для нас большее значение имеет не столько имя организатора убийства, сколько сам факт гибели Дмитрия, который повлёк за собой конец династии Рюриковичей и появление «боярских» царей, выбранных из среды высших бояр: Бориса Годуновы, Василия Шуйского. По народному убеждению, это все были «неприродные» цари. А настоящего царевича извели бояре. Немало способствовали рождению мифа и антикрестьянские меры, принятые Борисом Годуновым: отмена права свободного перехода крестьян от владельца к владельцу в Юрьев день и указ о пятилетнем сыске беглых – эта мера была особенно неприятна казачеству.

Слухи о том, что царевич жив, появились сразу же после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. Говорили, что в Смоленске видели какие-то письма от Дмитрия. Эти слухи и толки были на редкость противоречивыми. Одни говорили, будто в Смоленске были подобраны письма от Дмитрия, известившие жителей, что «он уже сделался великим князем» на Москве. Другие говорили, что появился не царевич, а самозванец, «во всём очень похожий на покойного князя Дмитрия». Борис Годунов будто бы хотел выдать самозванца за истинного царевича, чтобы добиться его избрания на трон, если не захотят избрать его самого.

После избрания Бориса на трон молва о самозванном царевиче смолкла. Зато слух о спасении истинного Дмитрия – «доброго царя» - в народе получил самое широкое распространение.

О том, что самозванец был подготовлен русскими боярами, а польская шляхта и иезуиты только воспользовались им в своих интересах, русские историки заговорили еще в XVIII-XIX вв. Князь М.М. Щербатов, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов считали самозванца орудием в борьбе боярских кланов с Борисом Годуновым и между собой.

«Роль Романовых в истории «смуты» весьма двусмысленна, - считает К.В. Чистов. – Фёдор Никитич – Филарет – был произведен Лжедмитрием I в митрополиты; он был виднейшим лицом в Тушинском лагере, возглавлял посольство в Польшу, целью которого было ускорить коронацию королевича Владислава – одного из претендентов на московский престол и т.п. С.Ф. Платонов указывает, что Лжедмитрий в числе своих благодетелей, помогавших ему скрываться от Годунова, назвал Б. Бельского и Щелкановых, и действительно отличил их, так же как и Романовых, когда пришёл к власти.

Именно при дворе Романовых начал свою карьеру безвестный «боярский холоп» Юшко Отрепьев. Р.Г. Скрынников пишет: «В царствование Романовых было небезопасно или, во всяком случае, неприлично вспоминать этот факт из биографии «вора» и богоотступника, вследствие этого история пострижения Юрия Отрепьева получила совершенно превратное истолкование в летописных сочинениях». А уйти в монастырь Отрепьева заставили гонения на Романовых, начатые Борисом Годуновым в 1600 году, - боярский слуга испугался виселицы.

Бежавшего за границу самозванца в Польше восприняли как дар, свалившийся с небес: в руки панов попал козырной туз, который можно было разыграть.

16 октября 1604 года в южные окраины Московского государства вступил небольшой отряд наемного войска во главе с человеком, называвшим себя законным наследником русского престола царевичем Дмитрием Ивановичем, чудом спасшимся от смерти. На сторону самозванца перешёл ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, а также местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами «царевича» собралось около 20 тыс. человек. Перепуганные власти опубликовали сразу два разительно отличающиеся друг от друга версии о том, что мнимый Дмитрий есть некий Григорий Отрепьев, беглый монах – расстрига.

21 января 1605 г. в окрестностях села Добрыничи Камаринской волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском во главе с князем Ф.И. Мстиславским. Разгром был полный: Лжедмитрий чудом спасся бегством в Путивль.

В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Фёдор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 г. организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Фёдор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью.

Москва встречала Лжедмитрия как истинного государя. Ни один самозванец во всемирной истории не пользовался такой поддержкой. Иноземец Исаак Масс отмечал, что, видя, как боярские слуги глумятся над мертвым телом свергнутого Дмитрия, многие москвичи, находившиеся в толпе, плакали.

Как замечал Н.М. Карамзин, «расстрига» действовал свободно, решительно, «как бы человек, рожденный на престоле и с навыком власти». Эти и другие черты самозванца заставляли многих современников считать, что перед ними – настоящий сын Ивана Грозного.

Составить сколько-нибудь точное представление о правлении Лжедмитрия весьма трудно, так как после его смерти власти приказали сжечь все его грамоты и прочие документы. Тем большую ценность составляют те немногие экземпляры, которые случайно сохранились в глухих сибирских архивах.

Известно, что экономическое положение страны при Дмитрии значительно улучшилось, благодаря свободе обращения и торговли. Готовился единый кодекс законов, в основу которого был положен судебник Ивана IV, был утвержден новый закон о холопах, который категорически запрещал писать кабалы на имя двух владельцев сразу. В области внешней политики готовилась война со Швецией, поход на Азов и изгнание из устья Дона татар и турок.

Его короткое царствование сопровождалось непрерывной борьбой за право на самостоятельные действия. Это право активно ограничивали поляки, приведшие его на трон и считавшие его своей марионеткой, это право ограничивали боярские группировки, каждая из которых стремилась использовать царя в своих целях. Он пытался лавировать между народом и боярскими кланами, он лихорадочно искал почву под ногами, пытался опереться на народные массы, на мелкое служилое дворянство, на купцов. В итоге он не смог получить поддержки ни от кого, в результате чего так трагично закончилось его правление.

2. Царевич Пётр Федорович

В 1606 году, в последние месяцы царствования царя Дмитрия Иванович, терские и волжские казаки, собравшись в круг, вполне цинично решили выдвинуть из своей среды «царевича», используя имя которого они могли бы придать «легитимность» своему давно задуманному походу на Волгу за добычей. На «должность» царевича Петра, никогда не существовавшего на самом деле сына царя Федора Ивановича, отыскалось два кандидата, подходивших по возрасту. Одним из них был молодой казак Илейка, который заявил, что в свое время был в Москве, поэтому знает тамошние дела и царские обычаи. Илейка происходил родом из Мурома, поэтому в некоторых источниках можно встретить его прозвище – Муромец. Свою биографию Илейка впоследствии подробно изложил на расспросе, вися на дыбе.

Слух о том, что на Тереке явился царевич Пётр Фёдорович, привлёк под знамена Илейки около четырех тысяч казаков. Казаки послали грамоту царю Дмитрию Ивановичу о том, что идут к нему на помощь. В ответ самозванец в конце апреля 1606 года прислал казакам грамоту, в которой писал, что если называющий себя Петром и в самом деле царевич, то он ждёт его у себя на Москве. Встретив в Самаре грамоту от Дмитрия, «царевич Пётр» двинулся дальше, сообщая всем, что едет к своему дяде-царю..

Добравшись до Свияжска, «царевич Пётр» узнал, что «расстрига» убит, и казаки повернули назад. Хитростью проскользнув мимо Казани, они поплыли далее, грабя встречные суда и прибрежные городки. Затем они переволоклись на Дон, где услышали о появлении нового Дмитрия…

В это время в Путивле князь Шаховский объявил жителям, что царь Дмитрий жив и находится в Польше. На эту роль ему нужен был любой самозванец. Он активно сносился с Польшей, где также искали кандидата на роль самозванца.

Между тем убийство царя в народе было однозначно воспринято как «боярская измена», а раз царя свергли бояре, значит, царь пострадал за народ. Эта легенда объединила самые различные социальные слои, и началось массовое восстание.

Войдя в Путивль, царевич и казаки узнали, что царь Дмитрий еще не явился, а всем заправляет его «воевода», некто Иван Болотников – персонаж более чем странный. В юности Болотников попал в плен к татарам, которые продали его туркам на галеры, был освобожден из плена венецианцами, какое-то время жил в Венеции, а затем неожиданно решил вернуться в отечество через Польшу. В Польше, в Самборе, он сошелся с Михаилом Молчановым – кандидатом на роль Лжедмитрия II, которого готовило семейство Мнишек. Молчанов предложил ему послужить против изменников – бояр и дал Болотникову денег, письмо и отправил к своему воеводе князю Шаховскому. Появление «царевича Петра» оказало большую услугу «царским воеводам» Ивану Болотникову и князю Шаховскому. Долгожданный «царь» не являлся, и народ уже недоумевал. А тут является какое-никакое, а «лицо царской крови»…

Весной 1607 года князь Шаховский отправил «царевича Петра» с 10-тысячным войском, состоявшим из терских, донских и запорожских казаков, под Тулу, а затем сам отправился туда. На пути к Туле «царевич» взял и разграбил несколько городов, причем с крайним зверством казнил попадавших в его руки московских служилых людей и воевод. Собравшиеся в Туле войска Болотникова, князя Шаховского и «царевича Петра» двинулись на Москву. Царь Василий Шуйский ждал их в Серпухове. Передовой отряд князя Телятевского был разбит москвичами и отброшен. Болотников не рискнул вступать в открытый бой и заперся за стенами Тулы.

Осада Тулы продолжалась три месяца. После того как осажденные сдались, Болотникову выкололи глаза и утопили. А «царевича Петра» с приставами доставили в Москву, где подробно в деталях, допросили, после чего «царевич Пётр», он же Илейка Коровин Муромец, был повешен в Москве, у Серпуховской заставы, близ Данилова монастыря.

Смута ознаменовала начало эпохи самозванства. Что же понимать под смутным временем? Кто такой Лжедмитрий I и откуда он объявился? Найдём ответы на эти и другие вопросы в исторических источниках.

С 1598 по 1613 гг. - период смуты. Во многих исторических источниках он начинается с правления Бориса Годунова. Выделяют следующие основные причины смуты:

Политическая: прекращение династии Рюриковичей. В 1598 году умирает её последний представитель, сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович Годунов. К власти приходит человек, который не имеет к династии никакого отношения.

Экономическая: неурожайные годы (1601, 1602, 1603). Наблюдались случаи людоедства, люди ели жёлуди и кору деревьев. Также была эпидемия холеры. Население страны сокращалось.

Этим тяжёлым временем решили воспользоваться поляки. Они хотели захватить русские земли и ввести в России вместо православия католичество. Их орудием были самозванцы, которых спонсировали богатые польские магнаты. В частности, Мнишек.

В России в это время правил Борис Годунов. Его ненавидели за несколько вещей:

Во-первых, он преследовал знатные боярские рода, в частности, сильный род Романовых. Отца рода - Фёдора, отправил в монастырь.

Во-вторых, его обвиняли в смерти царевича Дмитрия Ивановича, который погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 году. Дмитрий болел эпилепсией и был найден нянькой с перерезанным горлом. Исторические источники по-разному относятся к этому событию. В некоторых утверждается, что Годунов был причастен к убийству, в других говорится о том, что комиссия по расследованию убийства работала непредвзято, и царевич погиб сам.

В-третьих, Годунова не любили за то, что он не принадлежал к царскому роду.

Однако в русском народе всегда жила идея веры в доброго царя и справедливого правителя. И народ России поверил и увидел этих царей в лице самозванцев. Сказать о том, что Борис Годунов был плохим правителем, нельзя.

Когда в России начался голод, Борис открыл царские житницы и стал раздавать голодающим хлеб. Множество крестьян хлынуло в столицу, надеясь на царскую милостыню. Столичные запасы были быстро израсходованы, и тогда Годунов велел разыскивать запасы хлеба по всей стране и везти их в Москву...

Во время голода Годунов дважды, в 1601 и 1602 гг., издавал указы о временном возобновлении выхода крестьян в Юрьев день. Таким путем он желал разрядить недовольство народа. Однако действие указа не распространялось на владения бояр и церкви, а также на столичный уезд. Указ Годунова вызвал негодование провинциальных помещиков, не желавших подчиниться воле царя и силой удерживавших своих крестьян. Считаясь с волей землевладельцев, Борис в 1603 г. отказался возобновить Юрьев день.

Из всех царствовавших царей Борис Годунов первым начал отправлять дворянских детей учиться за границу, был сторонником просвещения и поощрял строительство в Москве. Мечтал об открытии университета, школ, содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий. Боролся со взятками. Устроил раздачу жалованья дворянам, задержанного прежде, облегчил налоговое бремя, отменил все недоимки по налогам.

Первым самозванцем в России стал Гришка Отрепьев - монах Чудова монастыря.

В 1602 г. в Литве появился человек, назвавшийся именем погибшего царевича Дмитрия. Два года спустя самозванец вторгся в Россию, положив начало гражданской войне.

В России объявили, что под именем Дмитрия скрывается беглый чернец Чудова монастыря Гришка Отрепьев. В юности он вел беспутную жизнь, бражничал, бегал от отца, потом стал служить в холопах у бояр Романовых и князей Черкасских. За «воровство» (так на Руси называли политические преступления) его едва не повесили. Тогда он от «смертные казни сбежал, постригся в дальних монастырех, а назвали его в чернецах Григорием».

Отрепьев поступил на службу к Романовым совсем молодым человеком. Суд над Федором Никитичем с братьями положил конец его мирской карьере. Приняв постриг, чернец Григорий Отрепьев укрылся в провинции. Однако вскоре юноша вернулся в Москву и определился в кремлевский Чудов монастырь.

Потерпев катастрофу на службе у знатных бояр, инок Григорий преуспел на службе у патриарха Иова. Юному честолюбцу помогло выдвинуться не благочестие, а необыкновенная восприимчивость натуры. В течение месяца Григорий усваивал то, на что другие тратили жизнь.

Страшный голод побудил Отрепьева покинуть столицу. Вместе с двумя монахами -- Варлаамом и Мисаилом -- он перебрался в Северскую Украину, а оттуда в Литву. Находясь в имении Адама Вишневецкого, Григорий рассказал ему наивную сказку о своем чудесном спасении. «Признания» царевича доказывают, что он явился в Литву, не имея обдуманной и правдоподобной легенды, а значит, бояре Романовы непосредственного участия в подготовке самозванца не принимали.

Описывая свои литовские скитания, «царевич» в 1603 г. упомянул о пунктах, которые назвал также и его спутник Варлаам в своем «Извете» московским властям в 1606 г. Совпадение данных о странствиях Варлаама с Гришкой с показаниями самого «царевича» о скитаниях в Литве полностью изобличают его как самозванца. След реального Отрепьева теряется на пути от литовского кордона до Острога -- Гощи -- Брачина. И на том же самом пути в то же самое время обнаруживаются первые следы Лжедмитрия I.

На этом строго очерченном отрезке пути и произошла метаморфоза -- превращение бродячего монаха в «царевича».

По образному выражению В.О. Ключевского, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

В 1604 году Лжедмитрий I вторгся в Россию, о чём в исторических источниках написано так:

13 октября 1604 г. войско Лжедмитрия перешло русскую границу. «Царевич» приказал казакам двигаться к Монастыревскому острогу. Казаки подъехали к стенам крепости и отдали жителям письмо «царевича». Застигнутые врасплох, воеводы пытались организовать сопротивление, но в городке началось восстание. Мнимый сын Грозного был встречен ликующими возгласами: «Встает наше красное солнышко, ворочается к нам Дмитрий Иванович!».

Известие о сдаче Монастыревского острога вызвало волнения в Чернигове. Местный воевода заперся со стрельцами в замке и приготовился к отражению неприятеля. Тогда восставшие черниговцы призвали на помощь казаков Лжедмитрия. Воевода был арестован.

Из Чернигова Лжедмитрий двинулся к Новгороду-Северскому. Обороной крепости руководил Петр Басманов.

Дважды казаки и наемные солдаты штурмовали город, но оба раза были отбиты и понесли потери. Поражение посеяло в лагере «царевича» страх и неуверенность. В войске назревал мятеж. Не получив денег за труды, наемники решили немедленно отступить от города и вернуться на родину. Но они не успели осуществить свое намерение, так как получили известие о сдаче Путивля.

21 января 1605 г. произошло сражение. Польские командиры решили повторить маневр, принесший им победу под Новгородом-Северским. Они собрали воедино всю конницу и атаковали правый фланг русской армии. Полк Дмитрия Шуйского дрогнул и стал отступать.

Не желая углубляться в расположение главных сил противника, они повернули к селу, где располагалась русская пехота с пушками. Тут их встретили мощные залпы. Участники атаки единодушно утверждали, что пальба причинила не много вреда нападавшим: было убито менее десятка всадников. На помощь полякам спешили запорожцы, но шляхта им не очень доверяла.

Лжедмитрий I лично возглавил конницу. Первая и последняя в его жизни атака кончилась позорным бегством. Во время отступления под ним была ранена лошадь, и он чудом избежал плена.

В руки к воеводам попало много детей боярских, стрельцов и казаков. Все они были повешены. Комарицкая волость подверглась погрому, напомнившему времена опричнины. Не щадили женщин и детей, секли крестьянский скот.

Дворянство в массе своей настороженно отнеслось к самозваному «царьку». Лишь несколько воевод невысокого ранга перешли на его сторону.

После сокрушительного поражения остатки польских рот покинули Россию. Вторжение потерпело провал, но вооруженная помощь извне позволила Лжедмитрию продержаться на территории Русского государства первые, наиболее трудные месяцы, пока мятеж не охватил всю южную окраину государства.

13 апреля 1605 г. царь Борис умер от апоплексического удара. Его смерть дата толчок дальнейшему развитию Смуты. Перед самой кончиной царь отозвал из лагеря под Кромами главных бояр -- Мстиславского и Шуйских. Их место заняли воеводы большого полка боярин князь Михаил Катырев-Ростовский и Петр Басманов.

Явившись под Кромы, Басманов убедился в том, что в армии назрел мятеж. Ему предстояло либо подавить мятежников, либо примкнуть к заговору. Душой заговора были бояре Голицыны и рязанцы Ляпуновы. После недолгих колебаний Басманов возглавил мятеж.

Армия присягнула царю Федору Годунову. Но многие дворяне уклонились от присяги. Заговорщики вступили в сговор с атаманом Корелой. По сигналу донские казаки произвели вылазку из Кром и ударили по царскому лагерю. Тем временем мятежники проникли в воеводский шатер посреди лагеря и связали воеводу Ивана Годунова. Из-за начавшейся паники верные воеводы не сумели организовать отпор кучке мятежников и бежали из лагеря. В течение трех дней остатки армии шли через Москву на север. Лишившись поддержки дворянского ополчения, Годуновы утратили контроль над положением в столице.

Во-первых, ослабление доверия к правительству России, нестабильность обстановки в стране, кризис, начавшийся в ней, побудили Польшу использовать к месту «воскресшего» мнимого Дмитрия Ивановича для захвата России.

Во-вторых, Лжедмитрий I был лишь пешкой в стремлениях Польши овладеть Россией. Недальновидный и наивный, самозванец не мог продержаться у власти долгое время.

В-третьих, группа знатных бояр хотела захватить власть в России. Она принесла раскол во все слои населения, погубила Годунова, позволила польским захватчикам оккупировать российскую территорию и разграбить захваченные города.

Вот как описываются дальнейшие события в исторических источниках:

В Москве знать не скрывала своего презрения к павшей династии. Царь Федор Годунов и его родня были взяты под домашний арест. По настоянию вельмож свежая могила Бориса в Архангельском соборе была раскопана, труп предан поруганию. Действия бояр развязали руки «вору».

Отрепьев потребовал, чтобы к нему в Серпухов явилось все руководство думы. Не по своей воле к нему отправились Дмитрий Шуйский, Федор Мстиславский и другие бояре. Князь Василий Шуйский уклонился от этой сомнительной чести и остался в столице.

Узнав о разорении могилы Бориса, самозванец потребовал от главных бояр истребления «этих чудовищ, кровопийц и изменников», то есть царя Федора Борисовича и его семьи. Осуществить его приказ взялись князь Василий Голицын, Мосальский и Сутупов.

Палачами царской семьи стали дворянин Михалка Молчанов и Андрей Шерефединов, выходцы из опричной среды. Они явились на старое подворье Бориса Годунова в сопровождении отряда стрельцов, захватили царицу и ее детей и развели «по храминам порознь».

Царица Мария Годунова-Скуратова была задушена. Федор Годунов отчаянно боролся за жизнь, стрельцы долго не могли с ним справиться.

После казни боярин Василий Васильевич Голицын велел созвать перед домом народ и, выйдя на крыльцо, объявил «миру», что «царица и царевич со страстей» отравили себя ядом.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно вступил в столицу и водворился в царском дворце. Низложив Иова, он поставил во главе церкви своего «угодника» -- грека Игнатия.

Вслед затем Лжедмитрий произвел перемены в высшем боярском руководстве. Наибольшим влиянием в думе пользовались князь Василий Шуйский и его братья. На их головы и обрушился удар. «Вор» использовал доносы на Шуйских, поступившие от П. Ф. Басманова, польских секретарей и телохранителей.

Василий Шуйский некогда расследовал обстоятельства смерти царевича Дмитрия. Поэтому к нему постоянно обращались с тех пор, как в Литве объявился самозванец. В кругу доверенных лиц князь Василий допускал откровенность даже после того, как Лжедмитрий занял Москву.

Однажды на двор к князю Василию явились некоторые из московских купцов и горожан, чтобы поздравить его с царской милостью. Шуйский будто бы проехал по улицам столицы с «царем» в его экипаже. В ответ на поздравление одного купца, пользовавшегося полным доверием хозяина, Шуйский в сердцах сказал про нового государя: «Черт это, а не настоящий царевич… Не царевич это, а расстрига и изменник наш». Стоявший поодаль купец подслушал разговор и поспешил донести о нем. Русские источники называют имена купцов и посадских людей, с которыми Шуйский вел неосторожные разговоры. Самым влиятельным из них был Федор Савельевич Конь -- крупнейший архитектор и строитель своего времени. В поздних русских «Сказаниях» дело представлено так, будто великий поборник православия князь Василий призвал к себе Федора Коня и другого известного в Москве человека, Костю Лекаря, и сказал им, что государь -- злой враг, богоотступник и еретик Гришка Отрепьев. Шуйский якобы сам наказал Коню: «Поведайте тайно в мире с разсуждением, чтобы християне… еретика познали». Федор Конь и Костя Лекарь поведали «про еретика без рассуду многим людям», после чего о крамоле узнал Петр Басманов.

Получив донос, Лжедмитрий приказал без промедления арестовать трех братьев Шуйских. Шуйским было предъявлено обвинение в государственной измене. В массе своей московское население приветствовало нового царя. На его стороне была военная сила. Лжедмитрий был на вершине успеха. Планировать в таких условиях переворот было безумием. Шуйский же всегда был трезвым и осторожным политиком. Спешили не столько Шуйские, сколько Лжедмитрий. Даже если заговора не было и в помине, самозванцу надо было выдумать таковой. <…>.

Чтобы устрашить столичное население, Отрепьев велел предать «изменников» публичной казни. Дворянина Петра Тургенева вывели на пустырь (Пожар) и там обезглавили. Сохранилось предание, что торговый человек Федор Калачник, идя на казнь, во все горло кричал, что новый царь -- антихрист и все, кто поклоняется этому посланцу сатаны, «от него же погибнут».

Самозванец шел по стопам Годунова. На золотой монете, отчеканенной в Москве, Лжедмитрий I изображен в высокой шапке наподобие императорской короны Габсбургов, не похожей на шапку Мономаха. В «высокой короне» Отрепьев сидел также и при коронации Марины Мнишек. Завладев императорской короной, Отрепьев присвоил титул императора.

На коронации Отрепьев допустил отступление от ритуала. Он повторил затверженную речь о своем чудесном спасении.

Итак, с появлением Лжедмитрия I в Москве сразу же появились случаи протеста. Взошедши к верхушке власти на волне народных восстаний, он думал, что народ - его союзник. Нам предстоит выяснить, так ли это на самом деле? Для этого вновь обратимся к текстам исторических источников.

Самозванец тщетно пытался порвать нити, связывавшие его с прошлым. Слишком многим в Москве была известна его характерная внешность. Слишком могущественные силы были заинтересованы в его разоблачении. За время недолгого правления Отрепьева его недруги многократно пытались убить его. Самозванец страшился измены. Но страшнее боярской крамолы была народная молва. В Путивле самозванец с успехом мистифицировал немногочисленное население и ратных людей. Взойдя на трон, он пытался обмануть весь народ. Эта задача оказалась несравненно более трудной. Опасность положения Отрепьева заключалась в том, что его самозванство перестало быть тайной как для его противников, так и для приверженцев. О самозванстве «Дмитрия» толковали и в России, и за рубежом.

Против самозванца готовился заговор. Лжедмитрий I заперся в Кремле.

Народ требовал к себе царя, но он лишь выглянул в окно; положение пытался спасти Басманов: выйдя на Красное крыльцо, где собрались бояре, он принялся именем царя увещевать народ успокоиться и разойтись. Наступил критический момент. Подойдя сзади к Басманову, Михаил Татищев ударил его ножом. Расправа послужила сигналом к штурму дворца. Стрельцы были обезоружены, а Лжедмитрий I схвачен. Толпа продолжала расти, и заговорщики, опасаясь вмешательства народа, покончили с самозванцем.

Итак, причины недолгого царствования Лжедмитрия I крылись в следующем:

  • · Не улучшилось положение низов общества
  • · Обострились противоречия с боярами во главе с В.И. Шуйским
  • · Не получили ожидаемого многие служилые люди
  • · Духовенство и боярство были недовольны нарушением Лжедмитрием I старых русских обычаев
  • · Недовольство самозванцем было вызвано приближением к царскому двору польских шляхтичей, ощущавших себя хозяевами Москвы.

Летом 1607 года на западных границах России появился новый самозванец, позже названный Тушинским вором. Это был бродячий учитель, внешне похожий на Лжедмитрия I. Польские шляхтичи вместе с Молчановым уговорили его назвать себя Дмитрием.

Почти одновременно с восстанием Болотникова в Польше произошёл мятеж Зебжидовского. Но так как он был подавлен, все участники оказались под угрозой наказания. Стремясь избежать расплаты, они перешли границу и объединились вокруг Лжедмитрия II.

Лжедмитрий II возглавил польские отряды, подобно своему предшественнику, для того, чтобы идти на Москву и низложить очередного «узурпатора», на сей раз - Василия Шуйского. Лжедмитрию II трудно было бы добиться успеха, опираясь только на войско. Но, когда 1 мая 1607 года рать Лжедмитрия II нанесла поражение царскому войску под городом Болховом и подошла к Москве, став лагерем в Тушине, множество русских людей: и казаки, и дворяне, и крестьяне - стали перебегать в стан самозванца, предлагать свои услуги, прося денежной награды и милости.

Сторонники Лжедмитрия II для укрепления его авторитета привезли в Тушино захваченную ими Марину Мнишек. Под нажимом поляков и за огромные деньги 19-летняя авантюристка признала в Лжедмитрии II своего убитого мужа и тайно обвенчалась с ним. Однако ничто не могло поддержать популярность Тушинского вора. В отличие от своего предшественника он оказался человеком бесталанным.

Тушинцы, особенно поляки, брали город за городом, крепость за крепостью. Маленькие деревянные крепости и деревни они сжигали, обирали до нитки крестьян. Русские города «садились в осаду» - закладывали ворота, но народ не мог противостоять польским наёмникам.

С каждым днём народ всё яснее понимал, что войско «доброго царя» превратилось в сборище захватчиков. Русские люди стали покидать самозванца, выгоняли его представителей, отказывались везти в Тушино налоги. Города севера и Поволжья обменивались грамотами, в которых клялись постоять за православную веру и не сдаваться полякам и литовцам. Гражданская война перерастала в национально-освободительную.

Лжедмитрия II поддерживали казаки, но их не слишком занимала его судьба. Пользуясь случаем, они в основном грабили население.

Осенью польские отряды напали на православную святыню, Троице-Сергиевый монастырь. Только здесь тушинцы натолкнулись на серьёзное сопротивление. Когда сторонники Лжедмитрия II решили взять этот монастырь, осада его затянулась почти на 8 месяцев. Небольшой гарнизон из стрельцов, монахов и добровольцев сражался героически и отбил натиск тридцатитысячного польского войска. Поляки вынуждены были в конце концов снять осаду и двинуться на поиски более лёгкой добычи.

Мужественные защитники Троице-Сергиевого монастыря, сковав 30 тысяч человек Лжедмитрия II, дали возможность Василию Шуйскому перегруппировать силы. На север был послан замечательный, очень способный человек - племянник царя Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Собрав в северных городах ополчение из дворян, крестьян, посадских людей и купцов, он двинулся на Тушинского вора и разгромил его. Лжедмитрий II бежал, покинутый поляками. С ним оставалась лишь часть казаков, касимовские татары да неизменная спутница самозванцев Марина. Размолвка с оставшимися союзниками привела Тушинского вора к гибели. Самозванец, получив донос на «касимовского царька» - хана Ураз-Мухаммеда, приказал его убить.

Он не видел в своём поступке ничего особенного - в Европе государи так и поступали, - но просчитался, ибо татары посмотрели на поступок самозванца совершенно иначе. Терпеливо выждав некоторое время, татарский князь Урусов, друг убитого, зарезал Тушинского вора в декабре 1610 года.

В России XVII века было много других самозванцев: Лжедмитрий III, Илейка Муромец, лжецаревич Фёдор, лжецаревич Лаврентий, Тимошка Анкудинов, лжецаревич Август, Осиновик, лжецаревичи Мартын, Клементий, Семён, Савелий, Ерошка, Гаврилка. Почти о всех найдено очень мало информации.

Арестованный Лжедмитрий III был посажен в Москве в железную клетку и впоследствии сгинул без следа. Вошёл в историю как «Псковский вор».

Илейка Муромец выдавал себя за Петра Фёдоровича, вымышленного сына царя Фёдора Иоанновича, а Осиновик - за никогда не существовавшего царевича Ивана от старшего сына Грозного

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Отечественная история

Реферат

САМОЗВАНЦЫ НА РУСИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Студентка группы 2 ПЗ 1

Н. Э. Медушевская

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

В. Н. Роденков

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Конец династии Рюриковичей……………………………………… 4

2. Борис Годунов……………………………………………………….. 5

3. Боярская смута и Лжедмитрий I…………………………………… 7

4. Василий Шуйский и Тушинский вор………………………........... 18

Заключение………………………………………………………….......21

Список литературы…………………………………………………….. 22

ВВЕДЕНИЕ

История России полна тайн и загадок. Одна из них ­- тайна Смутного времени. Лихолетье. Междуцарствие. Так назвал это время Василий Осипович Ключевский. В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство переживало глубочайший кризис всех сфер жизни. Оно стояло на грани распада. Первая в истории Российского государства гражданская война. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы.

Огромное количество вопросов оставляют за собой события смутного времени и далеко не на все из них можно дать однозначный ответ. Кто убил царевича Дмитрия? Кто покровительствовал Григорию Отрепьеву? Почему не имела продолжения династия Годуновых, ведь Борис был далеко не самым худшим русским царем?

Мне особенно интересна роль самозванцев в игре, которую начали бояре. Какие настроения преобладали в народе и правящем классе. И что же в конечном итоге заставило объединиться русский народ и выступить против интервентов.

Я попытаюсь максимально раскрыть предложенную мною тему, а так же сделать выводы по изученному материалу.

КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

Перед смертью Иван Грозный доводит до отчаянья, практически губит страну, а затем и династию, убивая сына Ивана. Престол же он завещает слабоумному и хилому сыну Федору, при котором назначает правительственный комитет во главе с Борисом Годуновым (братом жены Федора Ирины), который умно и осторожно ведет все государственные дела, приобретая колоссальный опыт управления страной. Наступает время отдыха от страха и опричнины. Младший сын Грозного царевич Дмитрий – слабый болезненный мальчик, страдает жестокой эпилепсией. Он вместе с матерью Марией Нагой отправлен в удельное княжество со столицей в Угличе. В мальчике рано проявляется жестокий характер, что не мало пугает бояр, которые боятся повторения такого же правления, как и при отце Дмитрия. Чтобы контролировать юного царского отпрыска Борис Годунов прислал в Углич дьяка Михаила Битяговского, наделенного большими полномочиями. Фактически царевич Дмитрий и его мать лишились почти всех привилегий, которыми они обладали в качестве удельных владык. Дьяк контролировал все доходы, поступавшие в удельную казну. В полдень 15 мая 1591 Царевич Дмитрий погиб в резиденции в Угличе. Смерть Дмитрия сопровождалась бурными событиями. В Угличе произошло народное восстание. Смерть Дмитрия вызвала многочисленные толки в народе. Была создана комиссия по расследованию смерти Дмитрия во главе с боярином Василием Шуйским. Следствие прошло суматошно в течении 10 дней. Существует две версии смерти Дмитрия: насильственная и та, что он сам заколол себя ножом в приступе эпилепсии, когда играл в тычку. Нынешние исследования говорят о том, что Борис был не причастен к смерти царевича. Тем не менее, до сих пор смерть царевича Дмитрия остается под покровом тайны. Многое известного вызывает сомнения у историков.

Однако в Москве правил законный царь и династический вопрос никого не занимал. Но 6 января 1598г. умирает царь Федор и династия Калиты пресекается. Имя Дмитрия вновь появилось на устах, а в момент смерти Дмитрия никто из современников не подозревал, что десять лет спустя «убиенному младенцу» суждено будет стать героем народных утопий.

БОРИС ГОДУНОВ

После смерти Федора Борис рассчитывал, что власть перейдет к царице Ирине (сестре Годунова) и из ее рук он сможет управлять государством как и прежде. Но перед смертью Федор наказал жене принять иноческий образ, что полностью разрушило планы Бориса. Борьба за власть раскалывает боярскую думу, и чтобы выиграть в ней, Борису приходится приложить немало хитрости. Бояре не желают видеть в Годунове единоличного правителя и пытаются навязать свои условия. Тот в свою очередь даже не думает ограничивать свою возможную власть и всем видом показывает народу, что править не желает. Действие происходит в стенах Новодевичьего монастыря. В это время Боярская дума предпринимает попытку венчать на царствие Симеона Бекбулатовича. (здесь можно провести параллели с правлением Ивана Грозного). В ответ на это Борис объявляет о том, что стране угрожает вторжение Крымской Орды и возглавляет выступление. Боярам пришлось подчиниться. Народ бьет поклоны Годунову и он соглашается на престол, мол более не может противиться воле народа.

Борис Годунов был избран на престол Земским собором в 1598 году. Он оставался в глазах бояр худородным выскочкой. Борис Годунов взошел на трон в несчастливое время. Борис происходил из татарского рода: его предок Мурза Чет выехал из Золотой орды и принял крещение, но это было давно и, с тех пор, Годуновы совсем обрусели. Годунов был очень богат; говорили, что он на свой счет мог вооружить 100000 войска. Он очень умно правил государством: не было ни казней, ни жестокостей, русская земля отдохнула от царствования Ивана Грозного; правитель строил города, увеличивал войско, торговлю, промыслы.

Весной в 1601 году десять недель подряд шли проливные дожди, а в конце лета мороз повредил хлеб и остальные посадки. На следующий год поля засеяли гнилым хлебом, который так и не взошел. Россию поразил голод, такой, какого никогда еще не бывало. Бедствия, обрушившиеся на страну при Годунове, придали особую прелесть воспоминаниям о благоденствии России при «хорошем» царе Иване Васильевиче. Правительство пыталось бороться с голодом. Недоброжелатели Бориса считали, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, куда потянулся люд со всей округи. Современники имели основание упрекать богатых землевладельцев в том, что они спекулировали хлебом и обогащались за счет голодающего народа. Но не спекуляции были причиной бедствия. Суровый климат, скудность почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трехлетнего неурожая.

Беда дала выход давно созревшему народному гневу. Голодные холопы, которым господа отказывали в пропитании, составляли вооруженные отряды и нападали на помещиков, грабили проезжих на дорогах. К ним присоединялись крестьяне и прочий голодный люд. Осенью 1603 года правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников» в окрестностях столицы. Их предводитель Хлопко-Косолап был взят в плен и повешен. Волнения 1603 года послужили прологом к гражданской войне, начавшейся после появления на исторической сцене Лжедмитрия I.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, природные катаклизмы, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-спасителя.

В начале XVII века Россия претерпела первую в своей истории гражданскую войну. Многие, кто пережил Смуту, винили во всех несчастьях проклятых самозванцев,выдававших себя за потомков Ивана Грозного, «законных» наследников престола. В них историки прошлого видели польских ставленников, служивших орудием иноземного вмешательства. Но на самом деле почву для самозванства подготовили не соседи России, а политические и социальные недуги, подтачивающие русское общество изнутри. Недовольны были не только низы общества, но и верхи. Обладая огромными земельными богатствами и опираясь на древние обычаи, знать, противилась самодержавным поползновениям монархии и претендовала на то, чтобы делить власть с царем.

Первый самозванец объявился в Литве в 1603 году. Власти в Москве тотчас начали следствие и установили, что под именем царевича скрывается беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. В Москве находились мать чернеца, его дед и родной дядя. Гришка Отрепьев, в миру Юрий Богданович Отрепьев, родился около 1582 года в семье стрелецкого сотника. Он рано остался сиротой - в пьяной драке его отца зарезали в немецкой слободе. Юрий был некрасив, рыжеват, неловок, с грустно-задумчивым выражением лица, но в то же время он был человеком редких способностей, с бойким умом и пылким темпераментом, усваивал, шутя, то, на что другие тратили полжизни. Будучи сиротой он не мог преуспеть в государственной службе, вместо этого он поступил слугою на двор к Федору Никитичу Романову, а после к князю Черкасскому. В 1600 году Романовы составили заговор против Годунова. Федор Романов, двоюродный брат покойного царя Федора Ивановича, метил в русские цари. Однако заговор был раскрыт, Романовых обвинили в покушение на государя. Федор Романов был насильно пострижен в монахи под именем Филарета, шестилетнего сына Михаила, и супругу, которую тоже постригли, и всех родных сослали в разные места. Отрепьеву, как участнику заговора, грозили пытка и виселица. Спасаясь, он бежал из столицы и постригся в монахи. Но вскоре Гришка вернулся в Москву и стал монахом кремлевского Чудова монастыря, а уже через год его взял к себе в келью архимандрит, затем Григорий оказался у патриарха Иова, который в своих грамотах писал, будто взял Отрепьева на патриарший двор «для книжного письма». На самом деле Иов приблизил способного инока не только из-за хорошего почерка. Его ум и литературное дарование доставили ему высокое положение при патриаршем дворе. На царскую думу патриарх являлся с целым штатом писцов и помощников, среди них был и Отрепьев. Сам же Отрепьев везде разузнавал все, что можно о царевиче Дмитрии, и стал в шутку говорить другим монахам: «Знаете ли, что я буду царем в Москве». Об этих словах донесли Иову. Патриарх повелел заточить вольнодумца на Белоозере, но родственники уведомили его об этом, и он в начале 1602 года вместе с двумя другими монахами - Варлаамом и Мисаилом - бежал за рубеж.

Самозванцы Смутного времени (17в.)

Основой российского самозванства стала народная вера в богоизбранность "настоящего" царя. Данное представление может объяснить и природу самозванства, то есть помочь выявлению тех идейно-психологических факторов, которые подвигали людей на то, чтобы выдавать себя за члена царской фамилии или посланника небес. Вряд ли российские самозванцы были авантюристами и сознательными обманщиками. Скорее всего, самозванцы искреннее, "бесхитростно" отождествляли самих себя с тем лицом, имя которого принимали.

Поговорим о самозванстве царистского толка. Ни в одном случае самозванчества нельзя установить, чего именно каждый из самозванцев хотел добиться лично для себя, Поэтому вред ли можно сказать, что в основе самозванства лежало стремление к достижению материальных благ или житейских выгод. Ведь. Видимо, никаких реальных, конкретных планов у них не было, и их личная судьба едва ли рисовалась им в сколько-нибудь определенных очертаниях даже на ближайшее время.

Так что же тогда самозванцами двигало? Какие обстоятельства могли заставить простого человека поверить в то, что он "истинный государь".

Так как в сознании людей присутствовало представление о Божественном предназначении подлинного царя, воплощавшееся в поверье о неких "царских знаках", то нет ничего удивительного в том, что человек, обнаружив на своем теле какие-либо "знаки", начинал считать себя Божиим избранником.

В случае нарушения естественного (родового) порядка наследования престола тот, кто занимает в итоге подобной комбинации царский трон, может сам восприниматься как самозванец. "Открытие" такого самозванца на троне провоцирует появление других: в народе происходит как бы конкурс самозванцев, каждый из которых претендует на свою отмеченность.

Основой всего этого является убеждение, что судить о том, кто есть подлинный царь, должен не человек, но Бог.

В литературе устоялось мнение, что самозванцы заручились поддержкой народа потому, что обещали ему сытую жизнь, освобождение от крепостного гнета и повышение социального статуса. Так же допускается возможность, что народ мог идти за самозванцами даже не веря в то, что они истинные наследники престола, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что не важно, кто взойдет с их помощью на престол, - главное, чтобы новый царь был "хорошим", "мужицким", чтобы он защищал интересы народа.

Массовая поддержка могла опираться так же и на признание претендента "подлинным государем" со стороны свидетелей или авторитетных лиц, которые-де знали его еще в бытность царем.

Я рассмотрю только самозванцев, сыгравших важную роль в истории России. кризис смута самозванец царь

В сентябре 1580 г. Иван Грозный женился на дочери своего боярина Ф.Ф. Нагого, Марии Федоровне. Это был его седьмой брак. В октябре 1583 года царица родила сына, которого нарекли Дмитрий-Уар в честь одного из христианских мучеников. После смерти Ивана IV Грозного в марте 1584 года, царем стал его сын Федор Иванович, в правление которого вся власть принадлежала царскому шурину боярину Б.Ф. Годунову. А маленького Дмитрия и его мать удалили на Волгу, в Углич, в их родовой удел, оставленный Дмитрию его отцом.

Традиционная историография свидетельствует, что царевич Дмитрий погиб в Угличе в мае 1591 года при невыясненных обстоятельствах. До сих пор существует несколько версий этого загадочного дела. Согласно официальной, изложенной комиссией во главе с князем В.И. Шуйским, мальчик вовремя эпилептического припадка напоролся горлом на лезвие ножа. Согласно другой, неофициальной версии, Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, который стремился избавиться от претендентов на престол. Эта версия опирается на рассказ Афанасия Нагого, брата царицы Марии. Но по обеим версиям маленький Дмитрий был убит.

Имеется и третья версия, согласно которой комиссия Шуйского зафиксировала в Угличе смерть ребенка от несчастного случая, однако это не был царевич Дмитрий. А настоящий царевич Дмитрий не умер, и что именно он со временем выступил с притязаниями на родительский престол. Просто опасаясь, что Годунов погубит царского отпрыска, его якобы подменили другим ребенком, а Дмитрия увезли куда-то и воспитывали в глубокой тайне.

Уже в 1600 г. разнесся слух, будто Дмитрий не убит, а, охраняемый верными людьми, проживает в тайном месте.

Царь Федор Иванович умер, не оставив наследников. Прервалась династия Рюриковичей, в стране разразился династический кризис. Земским Собором в 1598 году был избран новый царь-Годунов Борис Федорович. Мирное течение московской жизни было окончательно прервано самозванческой смутой.

Краткое изложение событий русского Смутного времени XVII века может выглядеть так. После смерти царя Федора Иоанновича и прекращения династии Рюриковичей был 21 февраля 1598 избран на престол Борис Годунов . Ожидаемого боярами формального акта ограничения власти нового царя не последовало. Глухой ропот этого сословия вызвал со стороны Годунова тайный полицейский надзор за боярами, в котором главным орудием служили холопы, доносившие на своих господ. Далее следовали пытки и казни. Общая расшатанность государственного порядка не могла быть налажена царем, несмотря на всю проявляемую им энергию. Голодные годы , начавшиеся с 1601, усилили общее недовольство Годуновым. Борьба за трон в верхах боярства, постепенно дополняемая брожением снизу, и положила начало Смутному времени. В связи с этим всё царствование Бориса Годунова может считаться первым его периодом.

Вскоре появились слухи о спасении считавшегося ранее убитым в Угличе царевича Дмитрия и о пребывании его в Польше. Первые известия о нем стали проникать в Москву в самом начале 1604 года. Первый Лжедмитрий был создан московским боярством при помощи поляков. Его самозванство не было тайной для бояр, и Борис прямо говорил, что это они подставили самозванца. Осенью 1604 Лжедмитрий с собранным в Польше и на Украине отрядом вступил в пределы Московского государства через Северщину – юго-западную пограничную область, которую быстро охватили народные смуты. 13 апреля 1605 умер Борис Годунов, и самозванец беспрепятственно приблизился к Москве, куда и въехал 20 июня. В течение 11-месячного правления Лжедмитрия не прекращались заговоры бояр против него. Он не удовлетворил ни боярство (из-за самостоятельности и независимости своего характера), ни народ (вследствие проведения им необычной для москвичей «западнической» политики). 17 мая 1606 заговорщики, во главе которых стояли князья В. И. Шуйский, В. В. Голицын и другие, низвергли самозванца и убили его .

Смутное время. Лжедмитрий. (Тело Лжедмитрия на Красной площади) Эскиз к картине С. Кириллова, 2013

После этого был избран царем Василий Шуйский , но без участия земского собора, а лишь боярской партией и преданной ему толпой москвичей, «выкрикнувших» Шуйского вслед за гибелью Лжедмитрия. Правление его было ограничено боярской олигархией, взявшей с царя ограничивающую его власть клятву. Это царствование охватывает 4 года и 2 месяца; все время это Смута продолжалась и росла. Первой восстала Северская Украина во главе с путивльским воеводой князем Шаховским во имя якобы спасшегося Лжедмитрия I. Главою восставших выступил беглый холоп Болотников , явившийся как бы агентом, посланным самозванцем из Польши. Первоначальные успехи мятежников заставляли многих пристать к мятежу. Рязанскую землю возмутили Сунбулов и братья Ляпуновы , Тулу и окрестные города поднял Истома Пашков. Смута проникла и в другие места: Нижний Новгород осадила толпа холопов и инородцев, предводимых двумя мордвинами; в Перми и Вятке замечались шатость и смятение. Астрахань возмутил сам воевода князь Хворостинин; по Волге свирепствовала шайка, выставившая своего самозванца, некоего муромца Илейку, который назывался Петром – небывалым сыном царя Федора Иоанновича. Болотников приблизился к Москве и 12 октября 1606 разбил московское войско под селом Троицким Коломенского уезда, но вскоре был сам разбит М. В. Скопиным-Шуйским под Коломенским и ушел в Калугу, которую пробовал осаждать брат царя, Дмитрий. В Северской земле появился самозванец Петр, который в Туле соединился с ушедшим от московских войск из Калуги Болотниковым. Сам царь Василий двинулся к Туле, которую осаждал с 30 июня по 1 октября 1607. Во время осады города, в Стародубе появился новый грозный самозванец Лжедмитрий II.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

Гибель сдавшегося в Туле Болотникова не прекратила Смутного времени. Лжедмитрий II , поддерживаемый поляками и казаками, очутился около Москвы и расположился в так называемом Тушинском лагере. Значительная часть городов (до 22) на северо-востоке подчинилась самозванцу. Только Троице-Сергиева Лавра выдержала продолжительную осаду его отрядами с сентября 1608 по январь 1610. В трудных обстоятельствах Шуйский обратился за помощью к шведам. Тогда Польша в сентябре 1609 объявила Москве войну под тем предлогом, что Москва заключила договор с враждебными полякам Швецией. Так внутренняя Смута дополнилась вмешательством иностранцев. Польский король Сигизмунд III направился к Смоленску. Посланный для переговоров со шведами в Новгород весной 1609 Скопин-Шуйский вместе со шведским вспомогательными отрядом Делагарди двинулся к Москве. Москва была освобождена от Тушинского вора, бежавшего в Калугу в феврале 1610. Тушинский лагерь разбрёлся. Бывшие в нём поляки ушли к своему королю под Смоленск.

С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

Русские приверженцы Лжедмитрия II из бояр и дворян во главе с Михаилом Салтыковым, оставшись одинокими, тоже решили послать уполномоченных в польский лагерь под Смоленск и признать царем Сигизмундова сына Владислава. Но они признавали его на известных условиях, которые были изложены в договоре с королем от 4 февраля 1610. В этом договоре высказались политические стремления среднего боярства и высшего столичного дворянства. Прежде всего в нем утверждалась неприкосновенность православной веры; все должны были судиться по закону и наказываться только по суду, возвышаться по заслугам, все имеют право выезда в другие государства для образования. Правительственную власть государь делит с двумя учреждениями: земским собором и боярской думой. Земский собор , состоящий из выборных от всех чинов государства, имеет учредительный авторитет; государь лишь вместе с ним устанавливает основные законы и изменяет старые. Боярская дума имеет авторитет законодательный; она вместе с государем решает вопросы текущего законодательства, например, вопросы о налогах, о поместном и вотчинном землевладении и т. п. Боярская дума есть и высшее судебное учреждение, которое вместе с государем решает важнейшие судебные дела. Государь ничего не делает без думы и приговора бояр. Но пока шли переговоры с Сигизмундом, совершились два важных события, сильно повлиявших на ход Смутного времени: в апреле 1610 умер племянник царя, популярный освободитель Москвы М. В. Скопин-Шуйский, а в июне гетман Жолкевский нанес жестокое поражение московским войскам под Клушиным . Эти события решили участь царя Василия: москвичи во главе с Захаром Ляпуновым низвергли Шуйского 17 июля 1610 и заставили постричься.

Настал последний период Смутного времени. Под Москвой расположился с войском польский гетман Жолкевский, требовавший избрания Владислава, и вновь пришедший туда Лжедмитрий II, к которому была расположена московская чернь. Во главе правления стала Боярская дума, во главе с Ф. И. Мстиславским, В. В. Голицыным и другими (так называемая Семибоярщина). Она завязала переговоры с Жолкевским о признании русским царём Владислава. Жолкевский 19 сентября ввёл в Москву польские войска и прогнал от столицы Лжедмитрия II. Тогда же из присягнувшей королевичу Владиславу столицы было отправлено посольство к Сигизмунду III, состоявшее из знатнейших московских бояр, однако король задержал их и объявил, что сам лично намерен быть царем в Москве.

1611 год был отмечен быстрым подъемом посреди Смуты русского национального чувства. Во главе патриотического движения против поляков сперва находились патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов. Претензии Сигизмунда соединить Россию с Польшей как подчинённое государство и убийство вождя черни Лжедмитрия II, чья опасность заставляла многих поневоле уповать на Владислава, благоприятствовали росту движения. Восстание быстро охватило Нижний Новгород, Ярославль, Суздаль, Кострому, Вологду, Устюг, Новгород и другие города. Везде собирались ополчения и стягивались к Москве. К служилым людям Ляпунова присоединились казаки под начальством донского атамана Заруцкого и князя Трубецкого. В начале марта 1611 ополчение приблизилось к Москве, где при вести об этом вспыхнуло восстание против поляков. Поляки сожгли весь московский посад (19 марта), но с подходом отрядов Ляпунова и других вождей вынуждены были вместе со своими сторонниками из москвичей запереться в Кремле и Китай-Городе. Дело первого патриотического ополчения Смутного времени кончилось неудачей, благодаря полной разобщенности интересов отдельных групп, входивших в его состав. 25 июля убит был казаками Ляпунов. Еще ранее, 3 июня, король Сигизмунд, наконец, овладел Смоленском, а 8 июля 1611 Делагарди взял приступом Новгород и заставил признать там государем шведского королевича Филиппа. Во Пскове появился новый вожак босяков Лжедмитрий III.

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

В начале апреля второе патриотическое ополчение Смутного времени прибыло в Ярославль и, медленно подвигаясь, постепенно усиливая свои отряды, 20 августа приблизилось к Москве. Заруцкий со своими шайками ушел в юго-восточные области, а Трубецкой присоединился к Пожарскому. 24-28 августа воинами Пожарского и казаками Трубецкого был отбит от Москвы гетман Ходкевич, прибывший с обозом припасов на помощь осажденным в Кремле полякам. 22 октября был занят Китай-город, а 26 октября очищен от поляков и Кремль . Попытка Сигизмунда III двинуться к Москве была неудачна: король повернул назад из-под Волоколамска.

Э. Лисснер. Изнание поляков из Кремля

В декабре разосланы были повсюду грамоты о присылке в Москву лучших и разумных людей для избрания Государя. Они собрались в начале следующего года. 21 февраля 1613 Земским собором был избран в русские цари Михаил Федорович Романов , венчавшийся в Москве 11 июля того же года и основавший новую, 300-летнюю династию. Главные события Смутного времени окончились этим, однако