Начало второй мировой войны. Конспект урока "начало второй мировой войны" Конспект урока по второй мировой войне

Урок изучения нового материала по истории.Тема урока "Вторая мировая война".

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории по теме "Вторая мировая война".»

Открытый урок

по истории в 9 классе

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и уроки».

Провел учитель истории-

Мещеряков А.И.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Дайте название логическим рядам.

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. Сообщение учителя. Запись основных сведений в тетради.

В годы ВОВ из Мордовии на фронт ушли 240 тыс. человек. Более половины из них погибли. Из Ковылкинского р-на –призвано 24289 чел., погибли - 10009 чел., наших односельчан погибло - 241чел.

104 – стали Героями Советского союза, 25 - кавалерами ордена Славы 3-х степеней. Земля ковылкинская дала 8 кавалеров Золотой Звезды Героя.

Это: Н.А.Пшеничников – Ковылкино, Г.М.Головин и В.А.Андронов из Покровска, М.А.Гуреев- Курнино, А.А. Абдершин - Старого Аллагулова, К.Е.Чекиров - Нового Пшенева, А.Г. Котов - Троицка.

Полководцы М.А.Пуркаев, С.К.Горюнов, И.В. Болдин были родом из Мордовии.

Всему миру известен подвиг Героя Советского Союза - М.П. Девятаева.

2. Сообщение ученика о М.П.Девятаеве.

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

Продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы ПМВ.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., получило толчок к развитию национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вслед за этим окончательно рухнули колониальные империи, была создана ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Разделы: История и обществознание

Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории на тему: «Вторая мировая война»

Цель урока:

  • Обобщить пройденный материал по II-мировой войне, закрепить знания конкретных событий, дат, дополнительного информативного материала с помощью разных познавательных заданий.
  • Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.
  • Развивать у учащихся чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое в борьбе за свободу и независимость всего мирового сообщества, уважение мужества и смелости как качества героев Второй мировой, любовь к Отечеству.

План проведения урока:

1. Оргмомент.
2. Обоснование плана.
3. Опрос домашнего творческого задания.
4. Работа по опорным схемам: «Международные отношения в 20-е годы», «Международные отношения до 1.09.1939г».
5. Исторический диктант.
6.
«Перечислите и покажите на карте».
7. «Соотнесите даты и события». Работа у доски (2 уч-ся), одновременно, устно индивидуально с остальными учащимися по карточкам.
8. Устные ответы учащихся по исторической цепочке «Встречи в верхах»:

А) Мюнхенское соглашение;
Б) Советско-германский договор о ненападении;
В) Тегеранская конференция;
Г) Ялтинская конференция;
Д) Потсдамская конференция;
Е) Нюрнбергский процесс.

9. «Соотнесите понятия и определения». Письменно на листочках, часть заданий выполняется у доски.
10. «Что их объединяет?». Работа по карточкам. Ответы устные.
11. «Исторические личности».
12. «Планы воюющих сторон, военные операции их кодовые наименования»
13. Вопросы для устных кратких ответов. (50 вопросов).
14. «Назовите побольше событий связанных со следующими датами»
15. Работа со сравнительной таблицей: «I и II мировые войны». Людские потери во Второй мировой войне по странам.
16. «Озаглавьте и дополните схемы»:

а.«Холодная война»
б.Послевоенное устройство Германии

17. Решение головоломки.
18. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание

М/н отношения в 20-е годы

План Дауэса 1924 г . Американский банкир. Стратегический план восстановления м/н кредитно-финансовых и торговых отношений.

Суть плана : восстановление с помощью кредитов экономики Германии. Это позволило ей выплачивать репарации Англии, Франции и другим странам, которые в свою очередь возвращали долги, репарации в первые годы по
1млрд марок, затем их повысили до 3-х млрд ежегодно.

План Юнга – принят в августе 1929 г . на м/н конференции в Гааге. (Юнг американский представитель) . Платежи Германии ограничены 2 млрд.марок ежегодно и общая сумма должна быть сокращена.

1931г. - выплата репараций прекращена в связи мировым экономическим кризисом

Пакт Бриана – Келлога – Бриан (министр иностранных дел 1928 г . Франции)
Келлог (госсекретарь США) подписали еще 10 государств.«Об отказе от войны в качестве орудия национальной политики»

М/н конференция в Генуе 1922г. (по вопросам экономического восстановления Европы)

Рапалльский договор апрель 1922г .(СССР и Германия об отказе от взаимных претензий друг к другу).

1924 г . – год признания сов.России Западно-европейскими гос-вами.
1933 г . – год признания советской России США.

Рейнский гарантийный пакт – с гарантией границ в Локарно 1925 г . Бельгии и Нидерландов. Трудности взаимоотношений со странами Запада (опасение экспорта революции со стороны советской России и коммунистического Интернационала.

Какие кодовые наименования носили следующие военные операции во II мировой войне.

(Или наоборот - какие военные операции носили следующие кодовые наименования?)

  1. Немецко-фашисткий план молниеносной войны против СССР? – «Барбаросса».
  2. Немецко-фашисткий план захвата Чехословакии? – «Грюн».
  3. Немецко-фашисткий план покорения народов Восточной Европы? – «Ост».
  4. Немецко-фашисткий план захвата Москвы? – «Тайфун».
  5. Немецко-фашисткий план окружения советских войск под Курском? – «Цитадель».
  6. Немецко-фашисткий план вторжения в Великобританию морским путем?– «Морской лев».
  7. План освобождения Белоруссии от фашистских оккупантов?– «Багратион».
  8. План высадки союзников в Нормандии открытие II фронта в Европе? – «Оверлорд».
  9. План окружения немцев между Волгой и Доном (под Сталинградом)? – «Уран».
  10. План окружения немцев на Курской дуге (продолжение «Урана)? – «Кольцо».
  11. Операция в Северной Африке (десант союзных войск под командованием Д.Эйзенхауэра)?– « Факел».
  12. Орловская стратегическая наступательная операция 1943 г.? (Западный, Центральный, Брянские фронты) – операция «Кутузов».
  13. Наступление на Белгородско– Харьковском направлении? (Воронежский, Степной фронты) – Операция «Полководец Румянцев».
  14. Смоленская стратегическая наступательная операция 1943 г.? – Операция «Суворов».
  15. План военных действий фашистов против Польши? - «Вейс»
  16. Немецко-фашистский план войны против Франции? - «Желтый» план.
  17. Немецко- фашистский план операции под Сталинградом? - «Брауншвейг» .
  18. Немецко-фашистский план вторжения на Британские острова.? (он не состоялся) - «Зеелёве»
  19. Немецко-фашистский план нападения на Грецию?- «Марита»
  20. Немецко- фашистский план по захвату Дании и Норвегии?- «Везерюбунг»
  21. План нападения Японии на СССР (не состоялся), особые маневры квантунской армии предусматривал применение бактериологического оружия – «Канн-Току-Эн»

Перечислите и покажите на карте.

а) Государства, которые были захвачены фашистской Германией до нападения на Советский союз: (12 государств.
Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Греция, Югославия, Чехословакия, Австрия, Польша, Франция, Великобритания, Испания).

б) Государства, объявившие о своем нейтралитете в начале II мировой войны: Швейцария, Швеция, Ирландия, Турция.

в) Сателлиты фашистской Германии:
Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия.

г) Территории, которые вошли в состав СССР до начала Великой Отечественной войны:

Территории запад. Украины и запад. Белоруссии (от Польши)
- Карельский перешеек (от Финляндии)
- Бессарабия и северная Буковина (от Румынии)
- Прибалтийские государства: Латвия, Литва, Эстония.

д) Территориальные приращения СССР после II мировой войны:
(Калининградская область, Южный Сахалин, Курильские острова, порт Артур, ж/д)

е) Крупнейшие концлагеря фашистов:
(Флоссенбург, Дахау, Освенцим, Бухенвальд, Ораниенбург, Майданек, Треблинка, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк (уничтожено – 6 млн. евреев; 10 млн. украинцев русских,поляков- славян.)

«Что их объединяет»? («Что общего»?)

Что объединяет следующие даты, понятия, имена, события?

Вопросы для устных кратких ответов.

  1. В каком году в Германии фашисты пришли к власти? – (январь 1933г .)
  2. Как звали президента Германии? – (Пауль Гинденбург .)
  3. Где возник I очаг Мировой войны? – (1931г. Захват Японией Манчжурии )
  4. В каких годах происходила итало-эфиопская война? – (1935-1936 гг.)
  5. В каком году немцы вступили в Рейнскую демилитаризованную зону?– (1936 г).
  6. Кто такой Пу И.? – (Свергнутый в 1911г. Китайский император, глава Манчжоу-го.)
  7. Как называлось марионеточное государство, созданное в Китае? – Манчжоу-го.
  8. Как звали генерала, который поднял мятеж в Испании в июле 1936 г.?
  9. Чем закончилась гражданская война в Испании в марте 1939 г? (Падением республики, установлением фашистского режима)
  10. Какие три государства образовали агрессивный блок в 1937 г?.
  11. Что такое Аншлюс?. Какая страна подверглась Аншлюсу?.
  12. В каком году СССР вступил в Лигу наций? (1934 г.)
  13. За что СССР был исключен из Лиги наций?
  14. Удалось ли создать систему коллективной безопасности Европы в результате советско- французских переговоров в 1934 г? (нет)
  15. Кто представлял Францию на Мюнхенской конференции? (Э. Даладье)
  16. Кто представлял Англию? (Н. Чемберлен)
  17. Как звали фашистского диктатора из Италии? (Б. Муссолини).
  18. Судьбу какого государства решали на Мюнхенской конференции? (Чехословакии)
  19. Дата начала II мировой войны? (1 сентябрь 1939 г.)
  20. Когда был подписан советско-германский пакт о ненападении?
  21. Какие два государства в ноябре 1936 г. подписали «Антикоминтерновский пакт»?
  22. Какое крупное событие с участием России произошло с 30 ноября 1939 – 12 март 1940 гг?
  23. Какое название получила война на западном фронте?(«Странная, сидячая»)
  24. Кто возглавил правительство в не оккупированной фашистами части Франции? (Маршал Петэн)
  25. Кто организовал движение «Свободная Франция», эмигрировав из страны? (Генерал де Голь)
  26. Как называлось патриотическое, антифашистское и интернациональное движение Европе? («Движение Сопротивления).
  27. Какое количество польских солдат и офицеров оказались в советском плену по условиям секретного прокола советско-германского договора 1939 г?(200тыс.чел)
  28. Из них, сколько человек был тайно расстрелян органами НКВД?(20 т)
  29. Как называлась союзная республика в составе СССР, созданная после войны с Финляндией? (Карело-финская ССР)
  30. Какие государства в августе 1940 г. вошли в состав СССР в качестве союзных республик? (Литва, Латвия, Эстония)
  31. Какая еще новая союзная республика было образована путем ультимативных решений территориальных проблем с Румынией? (Молдавская ССР)
  32. Кто возглавил английское правительство в мае 1940 г? – (Уинстон Черчилль)
  33. Как назывался немецкий план вторжения с моря на Великобританию ? («Морской лев»)
  34. Как назывался закон, по которому предоставлялись займы воюющим западным странам, который принял конгресс США по предложению Ф.Рузвельта? (Ленд-лиз)
  35. Как называется фашистский план нападения на СССР? (план «Барбаросса»)
  36. Какую позицию занимали Венгрия и Румыния по отношению ко второй мировой войне?
  37. Какие два балканских государства были оккупированы фашистами 6 апреля 1941 г? (Греция, Югославия )
  38. Что такое Холокост ? (Еврейский вопрос )
  39. Что называли фабриками смерти ?(концлагеря)
  40. Назовите концентрационные лагеря фашистов.
  41. Назовите дату нападения фашисткой Германии на СССР.
  42. Какое количество дивизий было сосредоточено на границе с СССР в начале войны? (190 дивизий – из них 153 дивизий немецких(80% – вооруженных сил Германии )
  43. Дата вступления США во II мировую войны? (7 декабря 1941).
  44. С каким событием связано ее вступление в войну? (Бомбардировка Японией в/м базы США в Перл – Харборе.)
  45. Назовите министров иностранных дел СССР и Германии, подготовившие почву советско-германского договора о ненападении 1939 г. (В. Молотов и Риббентроп )
  46. Где было заключено франко-германское перемирие, фактически означавшее капитуляцию Франции 22 июня 1940г? (в Компьенском лесу, в вагоне маршала Фоша).
  47. Как называется документ, подписанный Рузвельтом и Черчиллем в августе 1941 г? (Атлантическая хартия).
  48. Результатом антифашистской коалиции стал образование военно-политического союза каких трех великих держав? (СССР, Великобритания, США)
  49. Назовите дату открытия II фронта в Европе? (6 июнь 1944 г.)
  50. Назовите дату окончания II мировой войны ? (2 сентябрь 1945 г.)
  51. Как называется английская разведслужба, которая раскрыла тайну немецкой шифровальной машины «Энигма»? (Интелидженсервис)

«Исторический диктант»

  1. Летчики, которые стали символом самопожертвования (японские летчики- смертники во II мировой войне)? (Камикадзе)
  2. Где был подписан (когда и кем) акт о безоговорочной капитуляции, положивший конец II мировой войне? (2 сентября 1945 г. на борту линкора «Миссури».)
  3. Во время II мировой войны иностранные войска не побывали только в трех европейских столицах воевавших держав. Одна из этих столиц - Москва назовите две остальные (Лондон и Хельсинки)
  4. Имя какого американского генерала получил план восстановления и развития Европы, принятый 5 июля 1947 г? (Маршалла).
  5. Треть территории этой страны гитлеровцы объявили своим генерал – губернаторством?(Польша).
  6. Норвежец Трюгве Ли был первым генеральным секретарем этой организации? (ООН)
  7. Этот американский город стал символом начала и окончания «Холодной войны»? (Фултон)
  8. Как называются лица, сотрудничавшие с фашистскими захватчиками в странах, оккупированных фашистами в годы II мировой войны? (Коллаборационисты)
  9. Кто и когда принял акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии?
  10. Какому военачальнику крупное поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе?
  11. Устав ООН разрабатывали в 1944 г. четыре государства: СССР, США, Великобритании и (назовите четвертое) (Китай).
  12. Он был первым президентом США, посетившим СССР? (Ф.Д.Рузвельт)
  13. Этот глашатай «холодной войны» был 33 президентом США. (Гарри Трумэн)
  14. На какой реке встретились в 1945г. советские и американские солдаты? (р. Эльба).
  15. Кто является автором-основателем « политики умиротворения»? (Н.Чемберлен).

Назовите события соответствующие следующим датам:

  1. январь 1933 г . – приход фашистов к власти в Германии
  2. ноябрь 1936г. 1937 г . – антикоминтерновский пакт (Германия, Япония 1937г Италия)
  3. 3 сентябрь 1939 г . – объявление войны Англией и Францией Германии.
  4. 15 март 1939 г . – захват Германией Чехословакии
  5. 23 августа 1939 г. – подписание советско-германского пакта о ненападении
  6. 22 июня 1941 г. – начало Великой отечественной войны Советского Союза.
  7. 22 июня 1940 г. – капитуляция Франции.
  8. 7 декабрь 1941 г . – вступление США в войну.
  9. 25 апреля 1945 г . – учредительная конференция ООН в Сан-Франциско.
  10. 5 март 1946 г. – выступление Черчилля в Фултоне.

Укажите даты следующих событий:

  1. Начало 2 мировой войны – 1 сентябрь 1939 г.
  2. Открытые 2 фронта в Европе – 6июнь 1944 г.
  3. Парад Победы на красной площади – 24 июня 1945 г.
  4. «Аншлюс» Австрии – март 1938 г.
  5. Вступление СССР в лигу наций – 1934 г.
  6. Захват Японией Манчжурии – 1931 г.
  7. Мюнхенская конференция – 29 сентябрь 1938 г.
  8. Окончание 2 мировой войны – 2 сентябрь 1945 г.
  9. Капитуляция Германии – 8 май 1945 г.
  10. Вступление СССР в войну против Японии – 8 августа 1945 г.

Дайте определения следующим понятиям: (соотнесите понятия и определения)

«Антикоминтерновский пакт»

«Политика умиротворения»

«Странная война»

«Линия Мажино»

«Линия Маннергейма»

«Ленд - Лиз»

«Аншлюс»

Движение «Сопротивления»

«Оккупационный режим»

«Репатриация»

«Антигитлеровская коалиция»

«Рельсовая война»

«Манхетенский проект»

«Гетто»

«Гестапо»

«Вермахт»

«Фюрер, дуче»

«Рейх»

«Холокост»

«Рейхсканцлер»

А) договор 1936/37 гг. Германии, Японии, Италии.

Б) политика Британии, рассчитанная на сохранение мира в Европе путем уступок агрессору – фашисткой Германии.

В) антифашистское национально-освободительное движение в оккупированных фашистами странах.

Г) возвращение на родину лиц, оказавшихся на территории других государств.

Д) режим террора и насилия установленная фашистами на захваченных территориях с целю порабощения людей и ограбления оккупированных земель.

Е) главная линия укреплений в Финляндии на Карельском перешейке (финляндская оборон. линия).

Ж) оборонительная линия вдоль границы Франции и Германии.

З) план предоставления США взаймы оружия и снаряжения воющим странах.

И) крупные военные операции партизан по разрушению железнодорожных сообщений в тылу врага.

К) проект создания атомной бомбы в США.

Л) военно-политический союз государств и народов, борющихся в годы II мировой войны против фашистской Германии и ее сателлитов.

М) война на западе. Со слов современников «война идет, выстрелов не слышно».

Н) включение Австрии в состав рейха.

О) вождь

П)глава правительства Германии

Р) высшее командование Германии

С) спецкварталы для евреев в годы II мировой войны.

Т) еврейский вопрос

У) тайная полиция Германии

Ф) государство, империя

Назовите побольше событий связанных со следующими датами:

1939 год: _________________________________________

__________________________________________________
1940 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1941 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1942 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1943 год:__________________________________________
__________________________________________________
1944 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
1945 год:__________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»

Открытый урок

по истории в 9а классе

на тему:

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провела: Магомеднурова Х.М., учитель истории,

зам. директора по УВР

Махачкала, 2016г

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I . Организационный момент.

III . Наш край в годы ВОВ.

IV .Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II . Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

I - ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

II - ряд

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Ост»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III . Наш край в годы ВОВ.

1. Сообщение на тему «Дагестанцы-Герои Советского Союза».

2. Сообщение ученика на тему «Дагестан в годы ВОВ».

IV . Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ .

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V . Домашнее задание . Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI . Рефлексия