Примеры нарушения синтаксических норм, некоторые правила. Синтаксические нормы и культура речи Основные синтаксические нормы современного русского языка

3.6.1. ПоряДок слов. 3.6.2. Варианты связи поДлежащего со ска­зуемым. 3.6.3. ТруДности глагольного управления. 3.6.4. Управ­ление синонимичных конструкций. 3.6.5. Сложные случаи управ­ления.

ПОРЯДОК СЛОВ

Синтаксические нормы регулируют выбор варианта построения словосочетания и предложения.

Одной из сложностей при этом выборе является умение говоряще­го и пишущего правильно разместить в своём высказывании каждое слово, т. е. не нарушить порядок слов. Считается, что в русском языке порядок слов свободный. Поэтому предложение «Летом он поеДет в Китай» допустимо перестроить следующим образом: «Он поеДет в Китай летом», «Летом в Китай поеДет он», однако эти конструкции не являются равнозначными. Первое предложение имеет цель сооб­щить о месте, второе - о времени, третье - о субъекте действия.

В устной речи мы используем интонационные возможности нашего языка, в то время как письменная речь таких возможностей лишена, и поэтому правильность письменной речи часто зависит именно от по­рядка слов в предложении.

Порядок слов в русском предложении может быть прямым и об­ратным. При прямом порядке слов подлежащее стоит перед сказуе­мым. Прямой порядок слов наиболее характерен для научной, офици­ально-деловой и публицистической речи: «Мимика имеет своей целью выражение эмоций», «ВыхоДные Данные привоДятся переД текстом аннотации». Если в предложении имеются обстоятельства места и времени, то они при прямом порядке слов обычно стоят в самом нача­ле, и сказуемое может предшествовать подлежащему. Обратный поря­док слов в предложении чаще всего встречается в художественных текстах и в разговорной речи.

Нарушение порядка слов приводит к ошибкам: «При преобразо­вании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения», «Наставник не всегДа с учениками бесеДует, а это необхоДимо». Для исправления первого из приведённых примеров сказуемое «сохраня­ется» следует поставить после группы подлежащего «форма место­имения»; во втором - сказуемое «бесеДует» должно стоять перед до­полнением «с учениками».

Ошибкой является также неоправданный разрыв словосочетания: «ВеДь только такой человек может любить и понимать прироДу, как Левитан», «Облака наДвигались на Друг Друга».

3.6.2. ВАРИАНТЫ СВЯЗИ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ

Особую сложность представляет выбор правильного варианта свя­зи подлежащего со сказуемым. При выборе формы рода следует учи­тывать, что:

При названиях профессий, должностей, званий лиц женского по­ла в книжных стилях сказуемое должно употребляться в форме муж­ского рода: Директор поДписал приказ. В разговорном стиле оно часто стоит в форме женского рода: Директор поДписала приказ.

Определения с указанными существительными должны также употребляться в форме мужского рода: хороший проДавец, опытный юрист, наш врач. Словосочетания хорошая проДавец, опытная юрист, наша врач имеют разговорное и даже просторечное звучание.

Если в составе подлежащего имеются существительное, назы­вающее профессию, должность, звание, и женская фамилия или имя, то сказуемое согласуется с фамилией: В это время Декан факультета Васильева нахоДилась в очереДном отпуске.

При подлежащем, в состав которого входит собирательное сущест­вительное с количественным значением: большинство, меньшинство, ряД, часть, множество - или которое выражено количественно­именным сочетанием, сказуемое может быть употреблено как в форме единственного, так и множественного числа.

В этом случае могут при­годиться следующие практические рекомендации.

1. Со сказуемым в форме множественного числа согласуются:

Собирательное существительное с однородными управляемыми словами: Множество выпускников, аспирантов и Даже первокурсни­ков изъявили своё желание участвовать в Данном проекте;

Собирательное существительное в качестве подлежащего при однородных сказуемых: РяД организаций участвовали в этой про­грамме и опубликовали результаты своей работы;

Собирательное существительное с одушевлённым существитель­ным в качестве зависимого слова: Ряд учёных считали.... Множество физиков стали проявлять интерес... ;

Количественно-именные сочетания, в состав которых входят слова со значением приблизительного количества (около, приблизительно, свыше, более, менее): Свыше 15 коллективов награждены знаками от­личия. Около 20 стран участвуют в изучении указанной проблемы.

2. Со сказуемым в форме единственного числа согласуются:

Собирательное существительное без зависимых слов: Большин­ство явилось вовремя. Большая часть считает. ;

Собирательное существительное с зависимым словом в форме единственного числа: Большинство народа считало. ;

Количественно-именное сочетание, употребленное с глаголами бытия, наличия, состояния (быть, иметься, являться и др.): На экза­мен не явилось пять студентов. В группе было десять отличников;

Количественно-именное сочетание с указанием меры веса, вре­мени или пространства: Нам осталось пройти два километра. Здесь осталось десять килограммов цемента. Незаметно пролетело восемь дней;

Количественно-именное сочетание со словами только, лишь, все­го: Учиться осталось только пять дней. В команде играет лишь семь студентов;

Количественно-именное подлежащее, в состав которого входят числительные два, три, четыре: Под погрузкой одновременно находи­лось три грузовика;

Собирательное существительное с неодушевлённым существи­тельным в качестве зависимого слова: Подавляющее большинство на­учных прогнозов подтвердилось. Большая часть ионов внедряется. .

3.6.3. ТРУДНОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Зачастую проблемой становится также правильный выбор варианта падежной формы имени существительного после глаголов.

Следует помнить, что часть глаголов управляет формой родитель­ного падежа без предлога:

родительный удаления, лишения: бояться темноты, избегать опасности, лишать/лишаться возможности, остерегаться обмана, пугаться незнакомых звуков, чуждаться посторонних, стесняться своего вида, сторониться друзей, стыдиться себя;

родительный цели: жДать улучшений, желать лучшего, искать свобоДы, Добиваться истины, Достигать цели, жажДать открытий, требовать уважения, просить помощи, желать счастья, хотеть по­коя, приДерживаться Данной точки зрения;

родительный цены: стоить многого, заслуживать высокой оцен­ки, уДостоить звания, Достойный похвалы;

родительный части: выпить воДы, купить хлеба, налить молока, накупить проДуктов, наДавать советов, наДарить каранДашей.

Конкретные существительные после глаголов просить, требовать, хотеть, желать, искать употребляются в форме винительного паде­жа: просить сестру, требовать машину, искать паспорт. После гла­гола жДать в форме винительного падежа употребляются только одушевлённые существительные: жДу маму, жДу поДругу, но: жДу автобуса, поезДа, лета.

Трудности возникают и в том случае, когда при переходном глаго­ле появляется отрицание.

В XIX в. нормой являлось употребление после таких глаголов форм родительного падежа: не встречал Девушки, не наДевал шапки, не построил Дома, не читал этой книги. Однако постепенно эта норма расшатывалась, и в XX в. нормативным зачастую является употребле­ние форм винительного падежа.

В ряде случаев после переходных глаголов с отрицанием по- прежнему употребляются формы родительного падежа:

При наличии отрицательной частицы НИ: не люблю ни чрезмер­ной жары, ни чрезмерного холоДа;

При разделительно-количественном значении дополнения: не знает имён, не сДелал вычислений, не понял правил, не принимает Должных мер;

При глаголах виДеть, слышать, Думать, хотеть, желать, чув­ствовать, жДать и др.: не чувствует состраДания; не слышал вопро­са, не виДит в этом ничего странного, не жДал поДвоха, не помнит этих строк;

При глаголах иметь, получать: не получает писем, не имеет претензий;

При наличии в качестве дополнения отвлечённого существитель­ного: не растратил своих эмоций, не скрывает поДозрений, не уяснил всей важности, не боится мести;

При деепричастиях от переходных глаголов с указанными значе­ниями: не веДая страха, не понимая всего ужаса своего положения, не прилагая никаких усилий.

Форма винительного падежа преимущественно употребляется:

Если в качестве дополнения выступает одушевлённое существи­тельное: не боюсь я эту Варвару; ещё не виДел тётушку;

Если в качестве дополнения выступает конкретное существи­тельное: ты ещё не сДал экзамен, мы пока ещё не купили новый ком­пьютер;

При обратном порядке слов (инверсии): все тонкости не припомню;

При наличии двойного отрицания: нельзя не отметить ваш успех;

При ограничении отрицания: еДва не разбил вазу;

При наличии инфинитива: не пробовал писать программу.

3.6.4. УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Причиной нарушения синтаксической нормы может явиться и не­правильный выбор падежных форм в близких по смыслу или синони­мичных конструкциях, глаголы в которых имеют различное управле­ние. В этом случае может пригодиться словарь:

беспокоиться о ком? тревожиться за кого?
благоприятствовать кому? чему? благоприятный Для кого? чего?
воплощение во что? претворение в чём?
идентичный чему? сходный с чем?
обрадоваться чему? обрадован чем?
обращать внимание на что? уделять внимание чему?
опираться на что? базироваться, основываться на чём?
отзыв о чём? рецензия на что?
отчитываться в чём? сделать отчёт о чём?
превосходство наД чем? кем? преимущество переД кем?
предостеречь от чего? предупредить о чём?
примириться с чем? смириться переД чем?
рассержен чем? рассердиться на что?
уверенность в чём? вера во что?
удивляться чему? удивлён чем?
уплатить, платить за что? оплатить что?
упрекать в чём? порицать за что?

3.6.5. СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление - это достаточно сложное явление русской граммати­ки, поэтому приводим здесь таблицу, которая поможет избежать оши­бочного употребления форм существительных после глаголов, прила­гательных, существительных и предлогов:

альтернатива чему? аналогичный чему? с чем?
аналогия с чем? между чем? аннотация на что? чего?
апеллировать к кому"? к челіу"? аргументировать что? чем?
безучастный к чему? бравировать чем?
благодарный кому? вкусить чего?
взыскивать что? с кого? у кого? от кого? беспокоиться о ком? о чём? (разг.) за кого? за что?
воздерживаться от чего? возложить что? на кого?
волноваться за кого? о ком? о чём? восходить к челіу"?
гарантировать кому? что? заслушаться чего? чем?
гордость за кого? за что? грешить чем? против чего?
датировать что? чем? дезавуировать кого? что?
денонсировать что? дисгармонировать с чем?
дискредитировать кого? что? договор о чём? на что?
документировать что? чем? доминировать над чем?
жадный на что? до чего? к чему? заведующий чем?
замещать кого? кем? чем? заподозрить кого? в чём?
запрещение чего? на что? заслуживать чего?
гордиться кем? чем? (разг.) за кого? за что? защита от кого? от чего? против кого? против чего?
защитить кого? что? от кого? от чего? контроль за чем? над кем? над чем? чего?
изумляться чему? иммунитет к чему? против чего?
импонировать кому? чему? инкриминировать кому? что?
искусный в чём? итог чего? чему?
командующий чем? комментарии кого? чего? к чему?
компетентный в чём? консультация кому?
консультироваться с кем? у кого? изумлённый чем?
копия чего? с чего? лидировать в чём?
курировать кого? что? мера чего? чему?
льгота кому? для кого? делать акцент на чем? на что?

Окончание табл.

невыгодный Для кого? Для чего? кому? чему? малоприспособленный Для чего? к че­му?
манкировать чемі? монополия чего? на что?
неистощимый в чём? на что? ненужный кому? Для кого? Для чего?
непонятный кому? Для кого? непростительный Для кого? Для чего?
несведущий в чём? неугодный кому?
объявление о чём? чего? обязан кому? чему? чем?
опытный в чём? основываться на чём?
отказать кому? в чём? оценка кого? чего? кому? чему?
параллельно чем? с чем? повод Для чего? к чему?
подозрение на кого? против кого? подотчётный кому? переД кем?
предубеждение против кого?

против чего?

превосходство наД кем? наД чем? пе­реД кем? переД чем? в чём?
предостеречь кого? от чего? про­тив чего? предпосылка чего? Для чего?
представлять собой что? подтверждение чего? чему?
равняться на кого? по кому? раздумывать наД чем? о чём?
рекомендовать Для чего? на что? кого? в кого? сочувствие кому? чему? к кому? к че­му?
свойственный кому? следовать кому? чеме? за кем? за чем?
согласный с чем? на что? в чём? соскучиться о ком? о чём?
тенденция чего? к чему? стандарт чего? на что?
тождественный чему? с чем? типичный Для кого? чего?
уполномочить кого? на что? убеждать кого? в чём?
ходатайствовать о ком? о чём? за кого? за что? характерный Для кого? Для чего?
благодаря кому? чему? вопреки чему?
ввиду чего? (речь идёт о пред­стоящем или настоящем) вследствие чего? (речь идёт о совер­шившемся)
согласно чему?

Обратите внимание! Предлог по в значении после употребляется с формами предложного падежа: по прошествии, по приезДе, по оконча­нии, по завершении (не по приезДу, по прибытию!).

3.6.6. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

Если существительное имеет определение, то при согласовании с числительными Два, три, четыре определение существительных жен­ского рода стоит в форме именительного падежа множественного чис­ла: Две новые кассеты, три роДные сестры; определение существи­тельных мужского и среднего рода стоит в форме родительного падежа множественного числа: Два новых примера, три солёных озера, четыре роДных брата.

При сочетании одушевлённых существительных с числительны­ми Два, три, четыре в форме винительного падежа словосочетание стоит в форме множественного числа: купить Двух коров, позДравить трёх стуДенток.

Если одушевлённые существительные сочетаются с составными числительными, оканчивающимися на Два, три, четыре, то категория одушевлённости во внимание не принимается: избрать ДваДцать Два Делегата (не Делегатов!)

Обратите внимание! При построении высказывания следует избе­гать конструкций с одинаковыми падежными формами (чаще всего это формы родительного падежа), зависящими одна от другой (нанизыва­ние паДежных форм), так как это затрудняет понимание смысла выска­зывания: Для решения (1) заДачи (2) ускорения (3) поДъёма (4) уровня (5) знаний (6) стуДентов (7) необхоДимо улучшить качество лекций. Исправленный вариант: Чтобы ускорить повышение уровня стуДенче­ской успеваемости, необхоДимо улучшить качество лекций.

3.6.7. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что касается нормативного употребления однородных членов, то здесь следует учитывать определённые правила.

При двух или нескольких однородных членах общее дополнение можно поставить лишь при условии, что управляющие слова требуют одинакового падежа и одинакового предлога: читать и конспектиро­вать источник, выписать и проверить цитаты. Поэтому предложе­ние Он всегДа любил и увлекался спортом содержит ошибку, так как глаголы любил и увлекался требует разных падежей. Исправленный вариант: Он всегДа любил спорт и увлекался им.

Ошибкой является включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Для исправления этого предложения сле­дует убрать словосочетание современная мебель.

Не следует в качестве однородных членов объединять далёкие по смыслу понятия: Она изучала музыку и болезни.

Ошибочным является создание неправильных пар сопостави­тельных союзов: не только., а также (вместо не только., но и), как. , а также (вместо как., так и) и подобные: С успехом высту­пали как исполнители главных ролей, а также все остальные участ­ники спектакля. Здесь а также следует заменить на так и.

Не могут выступать в качестве однородных членов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: портфель, лежащий на столе и который принаДлежит препоДавателю. В по­добных случаях нужно либо причастный оборот преобразовать в при­даточное предложение, либо придаточное предложение - в причаст­ный оборот.

3.6.8. ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов предполагает учёт следующих правил.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот: лежащая книга на столе; правильно: книга, лежащая на столе, или лежащая на столе книга.

Нагромождение причастий и причастных оборотов создаёт не­благозвучие: ДоклаД, сДеланный стуДентом, приехавшим из гороДа, расположенного на Томи, вызвал большой интерес.

Деепричастный оборот не может быть использован, если дейст­вия, выраженные глаголом и деепричастием, относятся к разным дея­телям: Закрывая Дверь, у меня сломался ключ. Возвращаясь Домой, ме­ня застиг ДожДь. Исправленные варианты этих предложений: КогДа я закрывал Дверь, у меня сломался ключ. КогДа я возвращался Домой, ме­ня застиг ДожДь.

Деепричастный оборот нельзя использовать в безличном пред­ложении, имеющем логическое подлежащее: ПоДхоДя к лесу, мне ста­ло холоДно. Однако можно говорить: Умея ориентироваться по звёз­Дам, можно найти Дорогу Даже ночью.

Деепричастный оборот не может быть использован в страда­тельной конструкции, потому что производители действий, выражен­ных глаголом и деепричастием, не совпадают: Пролетая над городом, вертолёт был сбит.

Нагромождение деепричастий создаёт неблагозвучие: Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, он упал.

3.6.9. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При употреблении сложных предложений также необходимо учи­тывать определённые правила.

Нельзя ставить рядом два однозначных союза: Докладчик пы­тался убедить своих слушателей в том, что (1) будто бы (2) выдви­нутые им положения проверены на практике.

Неуместно многократное повторение частицы бы в предложении со сказуемым, которое выражено глаголом в форме условно­сослагательного наклонения: Если бы эти предложения были бы при­няты, многое бы изменилось бы к лучшему.

Ненормативным является смешение прямой речи с косвенной: Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

Не следует использовать одинаковые союзы при последователь­ном подчинении придаточных предложений: Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся.

Синтаксис (от греч. sýntaxis -"построение, порядок" ) - раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также те единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).

Синтаксические нормы русского литературного языкарусского литературного языка - это правила построения словосочетаний и предложений.

Правильно ли говорить и писать: согласно договора , скучаем по вас , разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.

Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска, не читал книгу / книги, двое пришло / пришли и т.д. Хотя все они с достаточной полнотой и последовательностью описаны в справочной литературе, тем не менее в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции. Распространены отступления, в частности, от норм согласования и управления, размещения слов в предложении, построения предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; от некоторых норм построения сложных предложений. Особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.
Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.
1. Подлежащее выражено собирательным числительным , обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро .
Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему : Присутствовало пятеро , а выступило двое . При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа : Нас было двое ; Вас осталось четверо ; Их пришло семеро .
Если при подлежащем есть согласованное определение к форме множественного числа , сказуемое употребляется только во множественном числе : Вскоре вернули сь задержанные двое ; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.
2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже , а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.
Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:

а) сказуемое предшествует подлежащему , особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей ; Выросло пять кленов ;

б) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек ; В стране выпускает ся свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов , ежедневно загорает ся более 75 миллионов телевизионных экранов ;

в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошло несколькоминут ; Сыну исполнило сь пять лет ;

г) компоненты количественно-именного сочетания разделены: Детей у матери было пятеро ; Рабочих выступило трое ;

д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения : В живых остало сь всего несколько человек ; В секции занимало сь только десять учащихся ; Всего лишь несколько дней прошло с тех пор.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности , если:

а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика;

б) при количественном слове есть определение во множественном числе: Первые шесть дней прошли незаметно; Завтра приедут остальные двадцать человек;

в) есть однородные члены в составе подлежащего: Большинство старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов участвовали в беге на короткой дистанции;

! В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию . Сравните: Несколько учеников быстро выполни ли задание и Несколько учеников быстро выполнило задание . Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности , т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно , группой, состоящей из нескольких учеников.
На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое , выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным , обычно употребляется в единственном числе : В деревне остало сь несколько домов и та же форма координации при подлежащем, выраженным одушевлённым существительным: Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое глагол во множественном числе.
P.S. В составном именном сказуемом связка согласуется с именной частью. Например, в предложении Большинство участников соревнования были учащими ся связка были употребляется во множественном числе, так как именная часть сказуемого учащимися имеет форму множественного числа.
3. При подлежащем, выраженном сочетанием "часть + неодушевленное существительное в родительном падеже ", а также сочетанием слов много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе : Часть аудиторий отремонтирована; Столько людей погибло в тюрьмах!
Если подлежащее выражено словосочетанием "часть + одушевленное существительное в родительном падеже", сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили . На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют факторы, указанные выше (см. п. 2).
4. При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы ) с существительным , сказуемое предпочитается в форме единственного числа , а в прошедшем времени в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы ; Сэкономлено полтора миллиона рублей . Но если при подлежащем есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе : Кончили сь эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.

Теория к заданию 8 из ЕГЭ по русскому языку

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:


А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:



2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.


4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Ошибка Примеры с ошибками: Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего.
Дополнение находится в отрыве от главного слова.
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Неправильное местоположение обстоятельства.
Неправильное местоположение предлога.
На премьерный показ пошли мы.
Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект.
Живое и яркое ему понравилось представление артистов.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Через дня три погода наладилась.
Мы пошли на премьерный показ.
Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе.
Ему понравилось живое и яркое представление артистов.
В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны.
Через три дня погода наладилась.

1. Порядок слов в предложении.

2. Согласование подлежащего со сказуемым.

3. Согласование определения с определяемым словом.

4. Норма управления.

5. Недочеты в построении простых предложений и их устранение.

6. Недочеты в построении сложных предложений и их устранение.

На высшем языковом уровне - синтаксическом - при построении предложения допускается много речевых ошибок. Посмотрим, с чем они связаны.

1. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть как прямым, так и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала (прямой - конверсия). Над мрачной Эльбою носилась тишина (обратный - инверсия) (А. С. Пушкин).

Несмотря на свободный порядок слов, варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. Нарушение этого правила ведет к появлению, например, таких предложений: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала . Или таких: Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.

2. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ.

1) Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось, например, такое предложение: Детвора благодарны шефам за подарок.

2) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже(типа большинство учеников ), а также при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек), сказуемое может быть как форме единственного , так и в форме множественного числа.

Единственное число употребляется в том случае, если:

Существительное обозначает неодушевленные предметы или животных (ряд столов стоял, прошло сто лет);

При подчеркивании пассивности действующих лиц (большинство учеников отсутствовало , двадцать человек стояло в стороне, НО: часть студентов сдали экзамены, десять детей бежали по стадиону).

При составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря выходят , НО: Тридцать один богатырь выходит ).

Множественное число употребляется в том случае, если в высказывании подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин)

3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят словамного, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться как форме единственного, так и в форме множественного числа. При этом множественное число подчеркивает равноправность и активность действующих лиц. Ср.: Муж с женой пошли в театр и Муж с женой пошел в театр .

5) При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование, потому что сказуемое согласуется с определяемым словом. На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым. НО: «Жигули » пришли первыми; Директор школы Фролова ушла на собрание.

6) Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном - сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Ср.: Её судьба, ее конец Непроницаемою тьмою От нас закрыты (А. С. Пушкин); и Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ

1) Определение при существительном общего рода ставится в форму женского и мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным. Маша - большая сластена. Миша - большой сластена.

2) Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома? Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форму родительного Четыре новых автомобиля сошли с конвейера. Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени... (А. С. Пушкин). Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа. На них он выменял борзые три собаки (А. С. Грибоедов). Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный . Целых два дня, полных три недели...

4. НОРМА УПРАВЛЕНИЯ

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор предлога и падежа, поэтому необходимо помнить следующее:

Предлоги благодаря, вопреки, согласно употребляются с дательным падежом имени существительного (согласно приказу) .

Предлоги В - НА и их антонимы ИЗ - С могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - ехать на поезде .

Предлог В употребляется с названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств, учебных заведений, территорий с ограниченным пространством: в Туле, в Индии, в техникуме и т. д.

Предлог НА употребляется с названиями гор, предприятий, при обозначении территорий (без ограничения пространства): на Алтае, на почте и т. д.

Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с названиями причин, вызывающих положительный результат: благодаря помощи товарищей .

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь .

Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого (что) чем - обеспечить кому (чему) что (ср.: обеспечить школьников учебниками - обеспечить больному хороший уход ).

Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание высказывания. Такой недочет называется «нанизывание падежа»: Дом кучера жены плотника брата доктора . Помните, что нормы РЛЯ допускают употребление не более чем трех слова подряд в одной форме.

5. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Наиболее часто в простых предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) Использование в качестве однородных членов предложения полной и краткой формы прилагательных (она красивая и умна) , существительного и инфинитива (Главным занятием этого племени было выращивание батата и изготавливать из плодов саговой пальмы муку.) , обстоятельства, выраженного существительным, и деепричастного оборота (Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут решаться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.)

2) Неправильное присоединение деепричастного оборота. Деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие, по отношению к основному, выраженному сказуемым, должен относиться к этому сказуемому и иметь с ним одного и того же деятеля, названного подлежащим. Проезжая мимо станции и глядя на природу в окно , у меня слетела шляпа. ПРАВИЛЬНО: Когда я проезжал мимо станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа.

3) Неправильное присоединение причастного оборота. Следует помнить, что причастный оборот необходимо располагать близко к определяемому слову, ориентируясь при этом на род, число и падеж этого слова для правильного выбора окончания причастия. Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени. ПРАВИЛЬНО: Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени. Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа. ПРАВИЛЬНО: Математическая модель, описывающая турбулентное течение газа, включала в себя систему уравнений.

6. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Наиболее часто в сложных предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) «Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами. Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были всегда одни пятерки и чтобы все учителя были добрыми.

2) Неправильное преобразование прямой речи в косвенную. Нельзя забывать, что при таком преобразовании должна меняться форма местоимения. Сосед по парте спросил: «Кто пойдет со мной в кино?»; Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной (НУЖНО: с ним) в кино.

3) Неправильное построение сложного предложения с личным местоимением. Следует помнить, что личное местоимение относится к последнему употребленному перед ним существительному. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти. ПРАВИЛЬНО: Витя и Саша завели разговор, и Витя (или Саша) обещал еще прийти.

Синтаксические нормы русского литературного языка

(Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических (критерий К9 при проверке сочинений ЕГЭ).

При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Управление - подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.

Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:

беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;

возмутиться его словам - обидеться на его слова;

удивляться красоте - восхищаться красотой;

осудить на два года - приговорить к двум годам;

отзыв о фильме - рецензия на фильм;

обращать внимание на проблему - уделять внимание проблеме - усилить внимание к проблеме;

превосходство над соперником - преимущество перед соперником;

типично (характерно) для него - свойственно (присуще) ему;

предостеречь от опасности - предупредить об опасности;

привычный для всех - знакомый всем.

Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:

бояться темноты (разговорное: бояться темноту);

достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);

то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);

принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);

избегать опасности (неверно: избегать опасность);

касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).

Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться молчанию - удивлён молчанием;

рассердиться на обман - рассержен обманом;

верить в победу - уверенность в победе;

заменить старую машину новой - сменить старую машину на новую;

плата за услуги - оплата услуг;

платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд;

подключиться к обсуждению - включиться в обсуждение;

различать звуки и буквы - отличать звуки от букв;

сверять копию с оригиналом - проверять слово по словарю.

При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) - служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу - возвращаться из школы, идти на завод - прийти с завода). Использование этих предлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока - приехать из Франции, из Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада), а предлоги благодаря, согласно, вопреки - дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним:

доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);

привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);

коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы).

К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. - Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
  • Татьяна Петровна , учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
  • ребятня бегала по двору (при собирательных существительных - ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. - сказуемое в форме единственного числа);
  • все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что - в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
  • большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:

  • между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
  • На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с);
  • если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени - в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года - два года пролетели незаметно), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
  • если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).

Предложения с однородными членами

И в устной, и в письменной речи употребляются предложения с однородными членами , и нередко при этом допускаются ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель), частично совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения) или далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки).

Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения неполадок и директора).

Не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и красивая; Дом достроен и заселённый), инфинитива и существительного (Люблю плавание и читать).

При использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи. Однородными являются дополнения город, музеи , и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.

Следует обращать внимание на употребление предлогов при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.

Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов . Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался - творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.

Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.

Предложения с причастными оборотами

При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу . Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться или Приехавшие на дачу дети побежали купаться.

Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух. Поскольку речь идёт о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.

Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет) . Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал). Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема - обсуждающаяся проблема). Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения. Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.

Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).

Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась. В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а глагол - деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил. Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами.

К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий.

Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).

Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» - Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» - Она спросила, приду ли я.